Файл: Денежная масса (Понятие, виды и значение денежной массы).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, виды и значение денежной массы
1.1. Понятие и значение денежной массы
1.2. Система агрегатов денежной массы
Глава 2. Анализ объема денежной массы в структуре денежного обращения в России
2.1. Анализ показателей динамики денежной массы
2.2. Тенденции регулирования денежной массы в Российской Федерации
Рисунок 3 - Наличная и безналичная составляющие денежного агрегата М2, в процентах
Наличные деньги составляют от 20,08 до 23,67% в структуре общей денежной массе. Следует отметить, что за анализируемый период наблюдается тенденция снижения объема наличных денежных средств, предпочтение отдается безналичным расчетам.
Динамика денежной массы М2 представлена в Приложении.
Наличная денежная масса представлена обращением бумажных банкнот и монет.
В таблице 3 рассмотрим состав и структуру наличной денежной массы в настоящее время.
Таблица 3
Состав и структура наличной денежной массы, находящихся в обращении
Показатель |
Банкноты |
Монеты |
Итого |
|||
на 1.07.16 г. |
на 1.07.17 г. |
на 1.07.16 г. |
на 1.07.17 г. |
на 1.07.16 г. |
на 1.07.17 г. |
|
Сумма, млрд. руб. |
8173,1 |
8673,3 |
84,7 |
91,6 |
8257,8 |
8764,9 |
Количество, млн. экз. |
5753,5 |
5785,9 |
63226,0 |
64896,5 |
68979,5 |
70682,4 |
Удельный вес в сумме,% |
99,0 |
99,0 |
1,0 |
1,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный все по купюрам,% |
8,3 |
8,2 |
91,7 |
91,8 |
100,0 |
100,0 |
Изменение, млрд руб. |
- |
500,2 |
- |
6,9 |
- |
507,1 |
Изменение, % |
- |
106,12 |
- |
108,15 |
- |
106,14 |
Рассматривая структуру наличного денежного обращения, можно сделать вывод, что на 1.07.17 г. по сумме номинала 99 % занимают банкноты, 1% - монеты. По количеству экземпляров 8,2 % приходится на банкноты и 91,8% - на монеты.
Объем денежной массы ежегодно увеличивается как за счет наличных денег, так и за счет безналичных. При этом, в структуре денежной массы наблюдается увеличение доли безналичных денег.
Из проведённого анализа структуры денежной массы можно сделать вывод, что в условиях экономической нестабильности при проводимой политики Центрального Банка РФ по сдерживанию темпов инфляции, можно заметить последствия, которые отрицательно складываются на экономике России. В том числе на уменьшении денежной массы и темпов роста ВВП, а снижение темпов роста в экономике ведет к практически отсутствующему росту денежных агрегатов, а значит, к ухудшению большинства показателей.
Поскольку при анализе денежной массы важным показателем является денежная база, а именно наличные деньги и резервы коммерческих банков, находящиеся в обращении.
2.2. Тенденции регулирования денежной массы в Российской Федерации
Анализ динамики и структуры денежной массы показал основные проблемы денежного обращения страны. В условиях нестабильной экономики и рестрикционной политики ЦБ по сдерживанию темпов инфляции в России наблюдаются негативные тенденции: уменьшение денежной массы и темпов роста ВВП; неоправданное использование инструментов монетарной политики и хаотичное установление ставок, которые никак не влияют на инфляцию издержек, а только замедляют рост экономики; низкий уровень обеспеченности экономики денежными средствами; нерациональное соотношение наличной и безналичной денежной массы, негативно влияющее на денежное обращение и кредитную сферу; недоверие экономических субъектов к банковской системе и ее несовершенство. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно с помощью смены курса монетарной и бюджетно-налоговой политики с рестрикционной на стимулирующую, а также путем совершенствования банковской системы и контроля за ней.
Денежная масса имеет огромное экономическое значение. Изменение темпов роста денежной массы воздействует на объём производства, занятость, цены, процентные ставки. Правительства государств в лице Центральных банков пытаются управлять денежной массой, преследуя цели экономической политики.
С момента возникновения денег было известно, что их количество тесно связано с уровнем цен. Например, количественная теория денег утверждает, что объем денежной массы определяет уровень инфляции. Для составления прогноза инфляции экономисты принимают за основу модели, использующие показатели денежной массы М2.
Именно поэтому процессы, происходившие в денежной сфере России в течение последних лет, а именно анализ структуры и особенностей денежной массы в России, в контексте сравнения динамики денежной массы и соответствующего уровня российской инфляции, ее монетарных источников, требуют специального исследования.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России опирается на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления. Денежные агрегаты - это статистические показатели денежной массы, находящейся в обращении в стране, они отличаются между собой по уровню ликвидности и представляют собой иерархическую систему: каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Агрегат М1 включает наличные деньги (М0) и средства на текущих банковских счетах. Агрегат М2 состоит из агрегата М1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках, агрегат М3 - содержит агрегат М2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях.
Денежная база не является денежным агрегатом, она представляет собой основу для формирования денежных агрегатов и поэтому называется деньгами «повышенной эффективности».
Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег.
Центральный банк определяет денежную базу как «денежно-кредитные обязательства Банка России в национальной валюте, которые обеспечивают рост денежной массы».
Таким образом Центральный Банк может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.
Внешние и внутренние условия экономики России весьма неустойчивы и подвергаются постоянным изменениям, поэтому проведение денежной политики ЦБ обременяется рядом проблем. Если основываться на современные показатели состояния сферы денежного обращения, то можно увидеть, что на сегодняшний день не происходит снижения доли наличного денежного обращения, так как в течение длительного периода этот показатель равен 32-36 процентам в структуре денежной массы (М2).
Данное явление зависит от особенностей ведения экономической деятельности в России, слабого уровня инфраструктуры, а также нормативно-правового регулирования сферы безналичного денежного обращения. Пагубное воздействие оказывает планомерное уменьшение скорости обращения денег по денежному агрегату М2. (по статистическим данным, скорость обращения денег уменьшается ежегодно на 10-11,5 процента). Данный факт говорит о том, что в стране замедляется экономическая активность в процессах производства и реализации товаров работ и услуг, а также происходит перенасыщение денежного оборота, который обслуживает производство и распределение продукции, наличными денежными средствами, которые, в свою очередь, просто не в силах обеспечивать высокую скорость обращения[9].
Проблемы денежного обращения нуждаются в принятии особенных мер по их ликвидации. Думается, необходимо создать долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в национальной экономике. Главной задачей данной программы станет правильное и сбалансированное развитие форм и видов безналичных расчетов населения, а также снижение уровня расчетов при помощи наличных денежных средств. Без принятия на федеральном уровне данной программы, уменьшение отставания РФ от развитых передовых стран в области развития системы денежного обращения будет весьма затруднительным. Также, реализация программы в полом объеме невозможна без проведения экономических и правовых мероприятий. Чтобы все вышеизложенные задачи осуществились, следует разработать и принять ряд законов, таких как:
- закон о безналичных расчетах физических и юридических лиц;
- закон об электронной торговле и сделках, которые совершаются при помощи электронных средств;
- закон о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств.
Данные законы уже положительно зарекомендовали себя в развитых странах, однако Россия делает лишь первые шаги в данном направлении.
ЦБ РФ должен прилагать все усилия для уменьшения доли наличного обращения и стимулирования развития системы безналичных расчетов.
Развитие безналичных платежей в сфере личного потребления возможно при:
- усовершенствовании нормативной базы, которая, в свою очередь, регламентирует операции по выпуску и обращению электронных средств платежа;
- развитии инфраструктуры;
- наличии систем безопасности для электронных платежей;
- развитие финансовой грамотности у граждан.
Начальной мерой по развитию безналичного обращения может служить расширение использования практики безналичных расчетов граждан с использованием расчетных чеков.
Чтобы реализовать данный проект нужно обеспечить определенную экономическую привлекательность чеков как платежного средства. Это можно достигнуть при частичном или полном освобождение от налога на добавленную стоимость, при покупке товара и услуги с помощью указанного вида чеков.
При вводе в оборот банковских расчетных чеков станет возможным сокращение объема бумажных и металлических рублей, уменьшение расходов по инкассации и издержек ЦБ РФ на обслуживание денежного обращения. При использовании расчетных чеков в обороте торговой сети возможно сокращение потребности в наличных деньгах и создание условий для уменьшения влияния криминальных структур в сфере налично-денежного обращения.
Клиентская кредитовая чековая система означает вовлечение ЦР РФ в роли главенствующего составляющего инвестиционного процесса. При зачислении чеков на счет, коммерческий банк автоматически кредитуется Центробанком на сумму полученного чека на срок обработки и предъявления этого чека к оплате в банк, который выдал чек. После оплаты чека Центральный Банк возвращает себе выданную сумму кредита из банка, который оплатил чек.
Такой механизм в сфере кредитования образует процесс безналичной денежно-кредитной мультипликации. Результатом такого процесса является увеличение денежной массы не за счет их эмиссии центральным банком в наличной форме.
Создание единой государственной платежной системы, доступной для понимая каждого, может быть еще одним способом оптимизации денежного обращения в Российской Федерации.
Основным препятствием при реализации системы с использованием пластиковых карт являются большие затраты на образование ее инфраструктуры.
Таким образом снизить до нуля несовместимость уже существующих региональных расчетных систем модернизации инфраструктуры под определенные стандарты, которые существуют в регионах не является возможным. Все, что возможно сделать в данном случае – это создать унифицированную социальную карту, которая поможет функционировать с уже существующей в регионах инфраструктурой.
Далее, способом оптимизации денежного обращения в России может служить централизация обработки денежной наличных средств для уменьшения операционных расходов. Увеличение себестоимости обработки наличности, рост заработной платы, стоимости технических средств вызывают необходимость автоматизации процесса пересчета денег, проверки их подлинности, уменьшения ручного труда и т.д. Сокращение затрат, которые связаны с обработкой наличности - одна из основных задач ЦБ.
На сегодняшний день внимание ЦБ и производителей денежных знаков сосредоточено на:
- будущем усовершенствовании потребительских свойств банкнот с помощью улучшения бумажных и полимерных видов подложек на основе заимствования лучших качеств тех и других;
- уменьшения издержек по производству денежных знаков;
-разработке новейших защитных признаков монет[10].
Банк России старается минимизировать риски, связанные с организацией наличного денежного обращения. Для этого устанавливаются правила обработки, транспортировки и хранения денежной наличности для учреждений Банка России и кредитных организаций.