Файл: Формирование интересов в подростковом возрасте (Анализ проблемы формирования и развития интересов человека в подростковом возрасте ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляции личности.

В условиях современного школьного обучения, когда большинство школьников должны выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13-14 лет, подростки зачастую оказываются не готовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в профессиональном самоопределении. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.

2.3. Роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте

В подростковом возрасте происходит важная перестройка учебной деятельности школьника. С общим ростом сознательного отношения к действительности у подростка заметно усиливается сознательное отношение к учения, связанное с положительным отношением к настоящим, глубоких знаний.

В процессе овладения основами наук вместе с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора формируются и развиваются интересы подростков, и, прежде всего интересы познавательного характера. Заметно развиваются общественно-политические интересы. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, настоящей страсти, которая буквально захватывает подростков, нередко со вредом для всех других занятий.

Активная любознательность и любопытство, жадное стремление познать больше, характерные для подростков, могут приводить и к нестойкости их интересов.

Характер, который изменился, и формы учебной деятельности, любознательность ума, что выросшая, требуют от подростка высшей и более организованной умственной деятельности. Подросток становится способным к более сложному аналитически-синтетическому восприятию предметов и явлений, восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.


Довольно существенным образом изменяются в подростковом возрасте память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста - усиление произвольной стороны этих функций.

В подростковом возрасте нарастает общая тенденция относительно формирования умения организовывать и контролировать свои психические функции, руководить ими. Память и внимание постепенно становятся организованными, регулированными и управляемыми процессами. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминание. Механическое запоминание все больше уступает местом логическому, осмысленному.

Характеризуя внимание подростка, нужно вспомнить противоречие в развитии его внимания, с одной стороны, - в подростковом возрасте формируется стойкое произвольное внимание, из другой - большое количество впечатлений, переживаний, бушующая активность и импульсивность подростка часто приводят к нестойкости внимания, его быстрого отвлечения.

В подростковом возрасте существенным образом изменяется умственная деятельность. Содержание предметов, которые изучаются, и логика построения учебных курсов требуют нового характера усвоения знаний, сопротивления на самостоятельное мышление, способности абстрагировать и обобщать, сравнивать, размышлять, строить заключения, доказывать. Основная особенность умственной деятельности подростка - нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлениям в пользу абстрактного мышления.

В подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения подростками основ наук начинают формироваться и ярко оказываться способности детей к определенному виду деятельности. Это связано с тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, стойкие интересы, формируется сознательное и активное отношения к тому, что окружает, развивается самостоятельное, творческое мышление.

Заключение

В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы формирование интереса в подростковом возрасте.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.


В подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения подростками основ наук начинают формироваться и ярко оказываться способности детей к определенному виду деятельности.

Это связано с тем, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, стойкие интересы, формируется сознательное и активное отношения к тому, что окружает, развивается самостоятельное, творческое мышление.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляции личности.

Очень долго ведется дискуссия о том, какими факторами обусловлено психическое и личностное развитие подростка: биологическими или социальными. Проблема приоритета биологического фактора связана с тем, что именно на этот возраст приходится кардинальные изменения в организме ребенка, разворачивается процесс полового созревания.

Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного.

Важная особенность личности подростка — стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни- подростков имеет коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим любимым делом. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и. чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем он предъявляет повышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу проступки, затрагивающие честь коллектива. Но не всегда подростки правильно понимают сущность дружбы, чести и других нравственных понятий, что может привести к защите товарища, совершившего дурной проступок, к круговой поруке и т. д.


Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Впервые годы жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром только через родителей, их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают друзья, школа и сверстники. Однако, со временем подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего мира. Он присматривается к другим ценностям и правилам, пытается постигать их в процессе общения со сверстниками. Подросток расширяет свои социальные горизонты, знакомиться с альтернативным социальным опытом, получает представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обретает собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, испытываются на прочность.

Список используемой литературы

  1. Аксюта, Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / Максим Аксюта , Татьяна Сандлер. - М.: В Круге, 2014
  2. Анжела, Певнева и Елена Татарникова Личностные особенности подростков и стиль воспитания в неполной семье / Анжела Певнева und Елена Татарникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015
  3. Булгаков, Алексей Наши неуправляемые подростки / Алексей Булгаков. - М.: Москва, 2008
  4. Волков Б.С. Психология юности и молодости /Б.С. Волков - М., 2006.
  5. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014
  6. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016
  7. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2011
  8. Кови, Шон Как помочь нашим детям бросить курить. 7 навыков высокоэффективных тинейджеров (комплект из 2 книг) / Шон Кови , Аллен Карр. - М.: Добрая книга, 2014
  9. Омарова, Малика Особенности самосознания подростков / Малика Омарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.
  10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под редакцией М.Р. Битяновой. - М.: Питер, 2011
  11. Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014
  12. Роберт, Т. Байярд Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. - М.: Академический проект, 2015
  13. Роберт, Т. Байярд Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд. - М.: Академический проект, 2015
  14. Сделать счастливыми наших детей (комплект из 9 книг). - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014
  15. Суркова, Лариса Как здорово быть с родителями / Лариса Суркова. - М.: АСТ, 2015.

Эссе на тему: Особенности формирования и развития интересов человека в подростковом возрасте

Подростковый возраст - возраст, в период которого происходят перемены в учебной деятельности школьника. Заметно усиливается сознательное отношение подростка к учениям, на это влияет положительное отношение к настоящим и глубоким знаниям. Сам процесс овладения основами наук формирует и развивает интересы подростков, в первую очередь познавательные. Интересы способны приобретать виды серьезных увлечений и даже порой вредят остальным видам занятий. Чересчур активное стремление познать больше, приводит к нестойкости интересов подростков. Характер, любознательность, форма труда требуют о подростка дополнительной организованности умственной деятельности. Способность подростка к более сложному аналитическому и синтетическому восприятию способствует изменению памяти и внимания, усиливаются произвольные стороны этих функций. У подростков появляется способность к применению специальных приемов запоминания, их память и внимание становятся организованными и управляемыми процессами. Механическое запоминание материала переходит к логическому и осмысленному запоминанию. Неоднородно изменяется в подростковый период внимание: оно все больше отличается произвольностью, но с другой стороны - переживания и депрессии подростка создают нестойкость внимания, способствуют быстроте отвлечения. В подростковый период жизни также терпит изменения умственная деятельность. Основы наук, которые изучаются в школе, построение учебных курсов требуют изменений к способностям освоения знаний. Необходимыми становятся способности сравнивать, размышлять, обобщать, заключать, доказывать и абстрагировать. Активное проявление способности к абстрактному мышлению с каждым годом нарастает. Также под влиянием учебных и воспитательных работ, познания основ наук у подростков формируется и затем ярко проявляется способность к определенному виду деятельности.

Основная характеристика протекания подросткового возраста - это самоопределение, в первую очередь профессиональное. Главное свойство выбора профессиональной деятельности для подростка это ее престиж, то есть внешняя сторона вида деятельности. Однако, формирование познавательных интересов и профессиональной склонности личности служат основой для адекватного профессионального выбора. Интерес - активная познавательная направленность человека на предмет. Подростки сталкиваются с профессиональным интересом, который включает три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой. Например, положительное отношение к профессии открывает компонент эмоций. Проявление эмоций связано с освоением профессий, переживаниями и перспективами работы. Значение и смысл профессиональной деятельности охватывают интеллектуальный компонент. Волевой компонент активизирует внутреннюю мобилизацию для преодоления трудностей связанных с освоением профессий. Все компоненты взаимосвязаны, но вполне один из них может доминировать в определенный момент. Чем больше возникает интерес к процессу деятельности и результату, тем успешнее происходит преодоление трудностей на пути подростка.