Файл: Особенности управления предприятиями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одно из основных условий успешности внедрения системы оценки -это выбор подхода, инструментов и методов.

Как показал проведенный ретроспективный анализ, колоссальный резерв для повышения конкурентоспособности компаний и эффективности их работы представляет процессный подход. Были отмечены неиспользуемые его возможности в изучении оценки систем управления.

В настоящее время существует множество методов оценки систем управления предприятиями. Однако все они обладают определенными ограничениями в применении. Были проанализированы достоинства и недостатки стоимостных и нестоимостных методов оценки. Они не должны применяться как взаимозамещающие друг друга. В разработке и оценке систем управления они должны быть взаимодополняющими, комплексно отражая реальную ситуацию. Как было доказано, наиболее подходящим методом для решения этой непростой задачи является использование сбалансированной системы показателей, которая переводит миссию и общую стратегию предприятий в систему доступных для контроля и анализа показателей.

Основой построения и функционирования процесса оценки систем управления предприятий являются, прежде всего, особенности планирования и организации самого процесса управления.

2 Современные подходы к исследованию систем управления

2.1 Исследование и организация систем управления человеческими ресурсами

Деятельность по управлению человеческими ресурсами рассматривается как универсальное общественное явление, а не атрибут отдельной личности.

Актуальность деятельностного подхода обусловлена его ориентацией на анализ предприятий с позиций их качественного развития, поиск оптимальных способов организации совместной деятельности и управления человеческими ресурсами.

Поскольку вопросы управления человеческими ресурсами не являются проблемами отдельной личности, а представляют собой специфическую общественную область знания, считаем, что исследовать деятельность по управлению человеческими ресурсами целесообразно исходя из ее целостности и над личностного характера. Субъективное понимание деятельности не позволяет исследовать ее как систему, которой она, по сути, является.


Деятельность по управлению человеческими ресурсами рассматривается как универсальное явление общественной жизни; как система, характеризуемая уровнем развития социально - экономических систем; особенностями управления, сложившимися под влиянием природных, экономических и социокультурных факторов, при которой человек, включенный в деятельность, является не только продуктом изменчивого окружения, но и причиной ее развития.[3]

Детализация и подробный анализ процесса становления деятельности по управлению человеческими ресурсами произведены в рамках теории постиндустриального общества, положения которой наиболее полно соответствуют целям данного исследования, чем формационный подход, по следующим основаниям:

1) учитывает не только способ производства и характер собственности, но и культурные, социальные факторы, влияющие на результат совместной деятельности;

2) преобладающая роль знаний и информации в теории постиндустриального общества соответствует концепции управления человеческими ресурсами. Представители школы «управления человеческими ресурсами» (Дж. Дуглас, С. Клейн, Д. Хант и др.) принимали во внимание изменения, происходящие в человеческих ресурсах под воздействием развивающейся науки и информатизации;[4]

3) экономика труда должна носить преимущественно прикладной характер. Исследование вопросов управления человеческими ресурсами определено потребностями современных российских предприятий, производится с учетом структурных изменений в обществе, которые отражены в теории постиндустриального общества: бюрократизация; информатизация; интеллектуализация труда; инновации; глобализация.

Становление деятельности по управлению человеческими ресурсами рассмотрено в рамках трех социально — экономических систем, обозначенных в рамках теории постиндустриального общества: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной.

Применение деятелыюстного подхода к исследованию вопросов экономики труда позволяет рассматривать вопросы управления человеческими ресурсами в точки зрения запросов практики с помощью исследования ценностной составляющей совместной деятельности, определяющей востребованность положений концепции управления человеческими ресурсами в практике современных предприятий.

Через исследование динамики социально — трудового взаимодействия в рамках систем (доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной) обозначен процесс становления научной концепции управления человеческими ресурсами. Обозначены социально — экономические условия, при которых положения научной концепции управления человеческими ресурсами являются актуальными.


Социально - трудовое взаимодействие людей реализуется в форме моделей совместной деятельности, представляющих собой модели разделения и кооперации труда, характеризуемые ценностями управления человеческими ресурсами. Доминирующие на этапе общественного развития ценности и социально - экономические условия оказывают влияние на формируемые научные концепции, призванные упорядочить, систематизировать и выработать наилучшие подходы к управлению в заданных условиях.

Концепция управления человеческими ресурсами определена как современная концепция управления совместной деятельностью, имеющей многоцелевой характер, обусловленный ее внутренними, межсистемными связями, ценностями включенных в нее людей, при которой человек рассматривается как стратегически важный ресурс в единстве трех функций: трудовой, социальной, личностной.

Локализация общества во времени и пространстве приводит к формированию характерной только для него системы управления социально - трудовыми отношениями, формированию национальных систем управления человеческими ресурсами.

Анализ национальных особенностей систем управления человеческими ресурсами стран Японии, Западной Европы, США, России позволяет обобщить накопленный опыт управления, обозначить варианты развития системы управления человеческими ресурсами, а также направления адаптации их элементов в развивающейся российской системе управления человеческими ресурсами.[5]

Разработка стратегии управления Коллективное принятие решений и ответственность, поиск консенсуса в решении задач Автономность предприятий ограничена: законодательством, на локальном уровне коллективными соглашениями Свобода и автономность предприятий в практике управления.

2.2 Сценарно-индикативное планирование в стратегическом управлении развитием экономических систем

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы: характерные особенности процессов развития социально-экономических систем состоят в незавершенности формирования конкурентно-рыночной среды их функционирования, системы собственности, отсутствие учета экономических возможностей саморазвития систем, обусловленное высокой степенью неопределенности внешних условий в процессах стратегического управления;


- процессы разработки стратегии развития социально-экономических систем требуют совершенствования механизмов согласования целевых ориентиров функциональных подсистем, что вызывает необходимость детализации и алгоритмизации решения задач управления; исследование характеристик процессов региональных взаимодействий реализуется на основе учета принципов формирования систем, включающих устойчивость, открытость, целостность, активность;

- процессы взаимодействия сложных социально-экономических систем структурно могут быть представлены в составе политико-управленческой, коммуникативной и производственно-технологической подсистем, отличающихся различной степенью открытости и интенсивностью взаимодействий с внешней средой;

- процесс управления региональными социально-экономическими системами представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих переход ее из текущего состояния в целевое. Целевые ориентиры при этом определяют только направление изменения состояния, а не параметры самого состояния. Отличительными, хотя и не обязательными характеристиками процессов стратегического планирования являются долгосрочность целей, их значимость, относительно большая потребность в ресурсах, необходимых для их достижения.

Открытость - одно из характерных свойств сложных объектов управления, которое существенно влияет на выбор подходов, методов и механизмов воздействия со стороны системы управления. Традиционно под открытостью понимают наличие воздействий на объект со стороны внешней среды, которые, с одной стороны, достаточно интенсивны и могут привести к изменению самой структуры объекта, что не позволяет ими пренебречь, с другой - информации о них недостаточно, чтобы отнести их ко входам системы. Социально-экономические системы привносят в понятие открытости некоторые особенности, учет которых необходим для синтеза адекватных систем управления.

Экономическая система мезоуровня рассматривается как сложный объект, состоящий из политико-управленческой, коммуникативной, производственно-технологической систем. Каждая из этих систем характеризуется различной степень открытости. Кроме того, указанные системы отличаются активностью поведения, под которой понимается наличие в системе элементов с собственными целями (не обязательно совпадающими с целями функционирования всей системы), а также возможностями их достижения. Это проявляется в реализации каждым элементом системы некоторой совокупности действий, определяющих соответствующую рыночным принципам хозяйствования свободу принятия решений. Данное обстоятельство требует соответствующего развития процедур планирования.


Смещение акцентов в процессах стратегического управления с федерального центра в регионы актуализировали необходимость научного обоснования методов, технологий и инструментария планирования развития социально-экономических систем мезоуровня. Их отличительными свойствами является большая степень открытости по сравнению с макросистемами, обусловленная встроенностью каждой территориальной системы в воспроизводственные процессы, протекающие как в экономической, так и в социальной сферах. Учет этой и ряда других особенностей объектов исследования потребовал развития теоретико-методологического базиса стратегического планирования, в результате чего были получены следующие результаты:

Эффективность и устойчивость функционирования территориально-локализованных систем определяется согласованностью во времени, скоординированностью по направлениям действий отдельных элементов, групп и подсистем, что требует разработки для данных систем стратегических планов развития. Традиционно сложившиеся механизмы взаимодействия систем мезоуровня в процессах пространственного разделения труда и размещения производительных сил могут быть классифицированы по территориальному и отраслевому признакам. В соответствии с этим, стратегический план призван обеспечить увязку основных показателей развития социума, экономической и производственной подсистем.

В соответствии с выводами, приведенными в предыдущем пункте, каждое территориальное образование (Федеральный Округ, Субъект Федерации, муниципальное образование) может быть представлено тремя типами систем: политико-управленческой, социально-экономической и производственно-технологической. Каждая из выделенных систем характеризуется различной степенью открытости. В частности, наиболее замкнутой является политико-управленческая система, в наибольшей степени открытой - производственно-технологическая. Кроме того, проведенная декомпозиция позволила уточнить свойства выделенных систем: активность поведения, рефлексивность, информационную обеспеченность и др.

Комплексность стратегического плана и его согласованность относительно элементов рассматриваемых систем с одной стороны и территориальной системой и макроуровнем - с другой, в работе предлагается обеспечить на основе сочетания принципов индикативного планирования и сценарного подхода. Предлагаются различные варианты таких сочетаний, учитывающих форму представления целевых ориентиров развития иерархически более высокоуровневых систем (страны для Субъектов Федерации, региона для муниципальных образований).