Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 2069

Скачиваний: 94

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Виды социального обеспечения

Видами социального обеспечения являются способы предоставления гражданам материальной помощи, посредством которых государства оказывает содействие гражданам в удовлетворении определенных потребностей.

Выделяют следующие виды социального обеспечения. К ним относятся пенсии, пособия, льготы, обеспечение в натуре, а также обслуживание граждан.

Рассмотрим более подробно каждый вид обеспечения.

Пенсия представляет собой выплату государства из пенсионного фонда, а также вознаграждения в пользу застрахованного лица, в целях материального обеспечения нетрудоспособных граждан[6]. Как правило, пенсии соразмерны заработной платы, но существуют и исключения.

Понятие пенсии содержится также в Федеральном законе от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях». Так, в соответствии со ст. 3 закона, под страховой пенсией понимается денежная выплата, производимая ежемесячно в целях компенсации застрахованным лицам зарплаты и других выплат и вознаграждений в связи с наступлением старости, инвалидности[7]. Кроме того, возможны иные выплаты, например, по потере кормильца или нетрудоспособности членов семьи.

Цель пенсий понимается как оказание помощи нуждающимся в этом гражданам.

Далее следует рассмотреть другой вид социального обеспечения, то есть пособия.

Пособия представляют собой одну из форм или видов социального обеспечения в Российской Федерации. Они представляют собой единовременные или регулярные периодичные выплаты из государственного бюджета или средств социального страхования. Пособия могут выдаваться по различным основаниям:

  1. в связи с безработицей;
  2. по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
  3. пособие по беременности и родам;
  4. в связи с временной нетрудоспособностью;
  5. пособие по инвалидности и т.д.
  6. «материнский капитал».

Их можно объединить в группы:

  1. трудовые пособия;
  2. социальные пособия;
  3. семейные пособия;

Итак, трудовые пособия имеют место быть, когда нуждающийся субъект уже состоял в трудовых отношениях и выплаты происходят из средств социального страхования, куда делались отчисления работодателем.

Социальные пособия не имеют связи с трудовой деятельностью. Их целью является материальная помощь или предоставление средств, которые бы стали источником к существованию. Такие пособия выплачиваются в установленных законом размерах. И предназначены они для лиц, которые являются нетрудоспособными, тем, которые не работают и не могут в соответствии с этим получать трудовые пенсии.


К примеру, для инвалидов 1 и 2 групп такие пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии[8].

Источником для выплаты социальных пособий является средства из федерального бюджета.

Что касается семейных пособий, то субъектом для получения такого вида пособий является семья. В этом случае государство оказывает помощь и поддержку лицам, имеющим семью, и которые несут расходы, связанные с воспитанием детей и так далее. Примером семейных пособий, является материнский капитал, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, пособие по рождению ребенка, по уходу за ребенком-инвалидом, одиноким матерям и т.д.

Кроме пособий, к видам социального обеспечения относятся льготы.

Льготы направлены не на то, чтобы предоставить средства к существованию, а на то, чтобы уменьшить расходы, облегчить материальное состояние.

Льготы могут предоставляться по оплате коммунальных услуг, оплате лекарственных средств, а также оплата стоимости отдыха или частичной стоимости, например, в лагерь или санаторий, а также содержание детей в дошкольных учреждениях.

Кроме указанных видов социального обеспечения, можно выделить еще один вид, а именно натуральное обеспечение. Натуральное обеспечение предполагает предоставление в собственность некоторым категориям граждан материальных ценностей или предоставление имущества в пользование. Кроме предоставления имущества, отдельным гражданам может быть предоставлена помощь в виде, например, ремонта жилого помещения или выплаты стоимости ремонта в денежном эквиваленте, на выбор гражданина[9].

Может быть предоставлено за счет государственных средств жилое помещение из государственного жилого фонда на праве пользования или праве собственности в полном объеме.

Таким образом, подведем итог.

Видами социального обеспечения являются способы предоставления гражданам материальной помощи, посредством которых государства оказывает содействие гражданам в удовлетворении определенных потребностей.

Выделяют следующие виды социального обеспечения. К ним относятся пенсии, пособия, льготы, обеспечение в натуре, а также обслуживание граждан.

2.2 Государственные пособия: понятия и классификация


Для более полного представление о видах социального обеспечения, необходимо подробнее рассмотреть один из его видов, а именно государственные пособия.

Государственное пособие представляют выплату в денежном эквиваленте, которая выплачивается за счет средств государства.

Государственное пособие именно потому и считается государственным, что выплачивается только из государственного бюджета, а не каких-либо других. Даже, ФСС, то есть средства Фонда социального страхования не являются именно государственными.

К видам государственного пособия относятся следующие пособия:

  1. государственное пособие по безработице;
  2. государственное пособие по беременности и родам;
  3. государственное пособие по уходу за больным ребенком;
  4. государственное ежемесячное пособие на ребенка;
  5. государственное ежемесячное социальное пособие.

Как мы видим, государственное пособие включает в себя социальное пособие и некоторые виды семейных пособий. Но, необходимо разграничить понятия государственное пособие, социальное пособие, а также социальное обеспечение.

Прежде всего, следует отметить, что социальное обеспечение является общим понятием, которое включает в себя и государственное и социальное пособия, а также другие формы обеспечения (пенсии, льготы и др.)[10].

Что же касается государственных пособий, то с одной стороны они включают в себя подвид социального обеспечения, а именно социальные пособия, правда с оговоркой о том, что финансирование таких пособий должно производиться из государственных средств.

С другой стороны, социальные пособия являются, соответственно, видом государственных пособий, но одновременно могут финансироваться не только из средств бюджета, а, например, из внебюджетных фондов.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные пособия имеют отличительную черту, которая выражается в специфическом финансировании за счет средств государственного бюджета страны.

Рассмотрим подробнее некоторые виды государственных пособий.

Нормативное регулирование отдельные виды государственных пособий получили за счет норм Федерального закона от 19 мая 1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Так, в соответствии с данным ФЗ, для граждан, имеющих детей установлены виды государственных пособий:

- по беременности и родам;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;


- пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности;

- пособие при передаче ребенка на воспитание в семью[11].

В соответствии с данным ФЗ право на такие пособия имеют женщины, которые подлежат обязательному медицинскому страхованию на случай временной нетрудоспособностью, а также в связи с материнством и родами, а также женщины из числа воинских формирований РФ, которые находятся на территории иностранного государства, а также проходят военную службу.

Кроме того, такое право распространяется на женщин, которые обучаются по очной форме в образовательных учреждениях, а также уволенные женщины с работы или являющиеся безработными и женщины при усыновлении детей.

Пособие по беременности и родам, например, выплачивается за весь период отпуска по беременности и до родов, а впоследствии за 70 или 86 дней со дня рождения ребенка.

Особое место среди государственных пособий при рождении ребенка занимает так называемый «материнский капитал».

Правом реализации получения пособий обладают те же лица, что и на получение самих пособий, однако бывают и некоторые другие случаи, один из которых будет рассмотрен на примере судебной практики.

Процедура оформления состоит из нескольких шагов:

Заявитель должен обратиться в отделение Пенсионного фонда (по месту жительства, по месту фактического пребывания). После написания заявления для получения сертификата и принятия его фондом к рассмотрению необходимо ждать 1 месяц, так как именно такой срок понадобится фонду для принятия решения по заявлению. О результатах рассмотрения служащие фонда сообщат в течение пяти рабочих дней. Затем государственный сертификат присылается заявителю по почте или вручается лично.

Сертификат можно использовать в следующих направлениях:

1. Улучшить жилищные условия:

- Купить дом или квартиру;

- Построить дом;

- Реконструировать дом (при этом обязательно увеличить общую жилую площадь дома).

- Дать возможность всем детям в семье воспользоваться образовательными услугами (включая проживание в общежитии при образовательном учреждении, оплату дошкольных образовательных учреждений);

2. Сформировать накопительную часть пенсии женщины, которая родила или усыновила второго (третьего, четвертого и последующего) ребенка.

Рассмотрим пример судебной практики на примере судебного дела №2-2662/2015.

Гражданин Российской Федерации Гутевич В.А. обратился в суд с ходатайством о признании отказа Управления Пенсионного Фонда РФ (ПФР) незаконным.


В материалах дела имеются сведения о том, что ПФП по г. Севастополю отказал в выдачи сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что на день смерти жены, она не являлась гражданкой РФ.

Согласно материалам дела истец является гражданином РФ, что подтверждается паспортом РФ, и ПФР отказало ему в связи с тем, что мать была гражданкой Украины.

Но, на день смерти матери, Крым уже вошел в состав России, хотя и не были получены соответствующие документы матерью. Согласно Федеральному Конституционному закону №6 -ФКЗ от 21. 03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» граждане, признанные гражданами России, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.[12]

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить решение органа государственной власти, а также органа местного самоуправления в суде, если считает, что его права и свободы нарушены.

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно п.3 ст.3 указанного закона, право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличии гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.