Файл: Демографическое прогнозирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что система планирования и прогнозирования территории является основным источником исполнения государством своих функций, целей и задач. Система планирования и прогнозирования территории служит важным инструментом и фактором развития национальной экономики.

В условиях неэффективной деятельности государства в экономике очень сложно решать актуальные вопросы развития национальной экономики, обеспечивать определенный уровень и качество жизни населения. Неэффек­тивная система планирования и прогнозирования территории свидетельствует о наличии кризисных ситуаций в структуре и состоянии национальной экономики, и могут спровоцировать дальнейшее ухудшение макроэкономической обста­новки.

В настоящее время в условиях сложной политической обстановки на мировой арене, применения санкций в сфере экономики, перехода к следующему технологическому уровню в развитии человечества вопросы планирования и прогнозирования территории являются весьма актуальными, что и обусло­вили выбор данной темы курсовой работы.

Изучением проблем эффективности планирования и прогнозирования территории занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как: Ефимова Е.Г., Иохин В.Я., Кучеренко В., Лескин В., Швецов А., Мау В., Пономаренко Е., Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А., Александров И., Афанасьев М., Алле М., Ба­бич А., Павлов Л., Большаков С., Брег С., Бушмин Е., Романовский М., Вруб­левская О., Дробозина Л., Окунева Л., Андросова Л., Шарифходжаев М., Ул­масов А., Абдуллаев Е., Маликов Т., Хайдаров Н., Вохобов А., Косимова Г., Срожиддинова З. и др.

Цель написания курсовой работы - изучение и совершенствование планирования и прогнозирования территории в Белгородской области.

Задачи, позволившие достичь поставленной цели:

- изучить теоретические основы планирования и прогнозирования территории;

- сделать прогноз численности населения и экономического развития Белгородской области;

- провести анализ стратегии социально-экономического развития Белгородской области.

Объект исследования - Белгородская область.

Предмет исследования - эффективность планирования и прогнозирования территории в Белгородской области.

В работе были использованы такие методы исследования как: анализ и синтез, группировка статистических данных, методы абсолютных и относи­тельных величин.

Источниками получения информации и статистических данных послужили: учебная и специальная литература, научные исследования зарубежных и отечественных ученых, материалы периодической печати, статистические материалы органов государственной власти, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы.


1. Теоретические аспекты планирования и прогнозирования социально-экономического развития

1.1. Сущность планирования и прогнозирования социально-эконо­мического развития территории

Как известно, система планирования и прогнозирования территории представляет собой комплексную систему целе­вого управления на основе решения задач, прогнозирования, стратегиче­ского и текущего планирования деятельности органов государственного управле­ния с целью удовлетворения повышения уровня и качества жизни населе­ния.

Основной целью планирования и прогнозирования территории в экономическом смысле является максимиза­ция благосостояния граждан, повы­шение его конкурентоспособности. Для этого необходимо постоянно осуществлять мониторинг рациональности исполь­зования ресурсов, контролировать их использование.

Система планирования и прогнозирования территории включает в себя следующие элементы:

- субъекты управленческой деятельности;

- объекты управленческой деятельности;

- принципы управленческой деятельности;

- методы управленческой деятельности;

- стили управленческой деятельности;

- функции управленческой деятельности и т.д.

Рассмотрим более подробно элементы системы планирования и прогнозирования территории.

В качестве субъектов системы планирования и прогнозирования территории могут выступать ру­ководители всех уровней и ветвей власти, руководители хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм собственности, руководители общественных организаций и объединений, политических движений и т.д. отличительная черта всех субъектов управленческой деятельности – это лица принимающие решения и несущие за них всю полноту ответственности. Субъекты системы планирования и прогнозирования затрат оказывают воздействие на объекты субъектов планирования и прогнозирования территории с целью получения от них нужного социально-экономического результата.


Объекты системы планирования и прогнозирования территории могут иметь материальную и не­материальную форму, это и средства производства, и предметы труда, и раз­личные виды отно­шений, психология людей и т.д.

Принципы функционирования системы планирования и прогнозирования территории:

- принцип научной обоснованности принимаемых управленческих реше­ний, то есть каждое управленческое решение должно быть обосновано с точки зрения последних достижений науки и техники;

- принцип согласованности политических и экономических интересов при принятии решения;

- принцип выделения основных видов деятельности в управленческой дея­тельности, то есть определение основных направлений вложений ресур­сов, времени и средств, позволяющих добиваться наибольших результатов;

- принцип сбалансированности в развитии объекта управленческой дея­тель­ности, когда меняется отдельная часть или подсистема объекта управлен­ческой деятельности, то адекватные этим изменения должны произойти и с другими взаимосвязанными с ними частями или подсистемами;

- принцип единоначалия, только один человек, одно лицо может прини­мать решения и нести за них ответственность;

- принцип согласования стратегических, текущих и оперативных целей раз­вития объекта управленческой деятельности;

- принцип оптимальности управленческой деятельности, управленче­ская деятельность должны быть направлена на экономию ресурсов, на повыше­ние качество объектов управленческой деятельности, получение макси­мальных ре­зультатов.

Методы управленческой деятельности делятся на социально-психологиче­ские, организационно-экономические и организационно-техниче­ские.

Социально-психологические методы функционирования системы планирования и прогнозирования территории осно­ваны на использовании нематериальных способов, средств и форм воздейст­вия на объекты управленческой деятельности.

Организационно-экономические методы функционирования системы планирования и прогнозирования территории вклю­чают в себя материальные мотиваторы и административные механизмы воздействия на объекты функционирования системы управления затратами[1].

Организационно-технические методы функционирования системы планирования и прогнозирования территории это активное использование технических средств и регламента на функционирова­ние объектов управленческой деятельности.

Функции системы планирования и прогнозирования территории также весьма многообразны, но принято выде­лять 3 наиболее часто встречающиеся функции.


Функция целеполагания системы планирования и прогнозирования территории – это процессы по разработке про­грамм развития объектов управленческой деятельности на определенный пе­риод времени для достижения определенной цели с учетом имеющихся ресур­сов.

Функция организации системы планирования и прогнозирования территории – это процессы и действия по распределе­нию исполнителей, ресурсов во времени и пространстве для выполнения различ­ных задач.

Функция контроля системы планирования и прогнозирования территории – это непрерывный про­цесс мониторинга исполне­ния принятых управленческих решений, сопоставле­ния полученных результатов с запланированными.

Как видим, система планирования и прогнозирования территории – это многоаспектное и многоплановая система в системе управления субъектом федерации.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. В настоящее время не вызывает сомнения, что государственное регулирование необходимо в суще­ствующих социально-экономических системах. Одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, вызывающих споры среди экономистов раз­личных направлений является вопрос о соотношении рыночных сил и госу­дарственного регулирования.

В целом доминирующей тенденцией прошлого века было усиление роли государства в экономике, основанное на воззрениях кейнсианской эко­номической школы. Государственные предприятия успешно функциониро­вали в разных отраслях экономики Европы: транспорт – в Великобритании, автомобильная промышленность – во Франции и Италии. И даже в США, не­смотря на традиционную приверженность, принципом свободного предпри­нимательства, активное регулирующее вмешательство государства в соци­ально-экономические процессы стало восприниматься почти как норма.

Вместе с тем сильны и позиции монетаризма, в основе которого лежит убе­ждение, что рыночная система в состоянии автоматически достигать мак­роэкономического равновесия.

Для этого достаточно лишь регулировать объем предложения денег. Моне­таристы во главе с М. Фридменом объявляют государственное регули­рование фактором вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным.

Экономическая роль государства конкретизируется и реализуется в его функциях. Это позволяет решать многообразные экономические и социаль­ные воспроизводственные задачи, охватывающие производство, распределе­ние, обмен и потребление материальных и духовных благ на макро-, мезо- и микроуровнях. В качестве общепринятых можно назвать следующие эконо­мические функции государства[2] (рис. 1).


Экономические функции государства

Защита прав собственности и обеспечение свободы предпринимательской деятельности

Стимулирование деловой активности; защита конкуренции и борьба с монополистическими тенденциями

Обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере

Удовлетворение потребностей в так называемых «общественных» благах и услугах, главная особенность которых – совместное потребление

Регулирование взаимоотношений: между трудом и капиталом; между предпринимателями и наемными работниками

Обеспечение устойчивости национальной валюты и регулирование денежного обращения

Контроль за внешнеэкономической деятельностью и обеспечение экономической безопасности страны

Рисунок 1 - Основные экономические функции государства

Но есть особая функция у государства, которую не в состоянии решить ни один рынок, будь он самым совершенным. Это соблюдение баланса инте­ресов в обществе и обеспечение соответствия деятельности частных структур национальным интересам.

С этой точки зрения, небезынтересно привести высказывание Дж. Со­роса: «Я утверждаю, - пишет он, - что открытому обществу опасность порой грозит с другой стороны – от чрезмерного индивидуализма.… Если наша нынеш­няя система не будет скорректирована признанием общих интересов, которым следует отдать предпочтение перед интересами частными, то сис­тема эта – при всех своих несовершенствах соответствующая требованиям открытого общества – рискует развалиться».

Поскольку эффективное решение проблем, связанных с государствен­ным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фунда­ментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, то самое простое и правильное решение состоит в том, что вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта.

Вывод.

С развитием общества происходит уточнение и обогащение функций госу­дарства. Этот процесс характеризуется последовательным переходом к косвенным методам регулирования и резким возрастанием социальных функ­ций государства. Сюда относятся установление минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для каждого предпринима­теля незави­симо от формы собственности и национальной принадлежности; определе­ние прожиточного минимума; продолжительности рабочего вре­мени отдыха, предоставление гарантированных отпусков.