Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты планирования и прогнозирования социально-экономического развития
1.1. Сущность планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории
1.2. Анализ и прогноз демографической ситуации в Белгородской области
2. Планирование и прогнозирование социально-экономического развития региона
2.1. Общая характеристика Белгородской области
2.2. Основные направления экономического развития Белгородской области
3. Анализ планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории
По валовому производству тепличных овощей Белгородская область занимает 1 место в Центральном федеральном округе.
Приграничное положение области способствует интенсивному развитию внешнеэкономической деятельности. Продукция белгородских организаций поставляется в 82 страны мира.
В страны дальнего зарубежья и государства – участники СНГ отправляются цемент, руды, черные металлы, двигатели и генераторы электрические.
Важным для развития экономики области и повышения уровня жизни населения является вопрос привлечения инвестиций. Белгородская область – регион с высоким ресурсным, производственным, кадровым и научно-техническим потенциалом.
Все это способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и делает область оптимальным местом для размещения производств любого отраслевого профиля. По данным Белгородстата за 2016 год объем инвестиции в основной капитал составил 143,8 млрд рублей.
На протяжении 20 лет Белгородская область входит в число первых десяти регионов страны с наименьшими интегральными инвестиционными рисками.
По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА» в декабре 2016 года, Белгородская область заняла 8 место.
По результатам второго Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 2016 году Белгородская область улучшила свои позиции в рейтинге и заняла второе место.
Таблица 3
Основные показатели социально-экономического развития Белгородской области и Российской Федерации за 2015-2017 гг., млрд. руб., млн. руб.
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
Белгородская область |
Российская Федерация |
Белгородская область |
Российская Федерация |
Белгородская область |
Российская Федерация |
|
Валовой региональный продукт |
693379 |
65750,6 |
730562 |
69254,1 |
- |
- |
Отгружено промышленной продукции |
562897,3 |
51267,6 |
603881,4 |
53228,8 |
702872,8 |
57204,0 |
Продукция сельского хозяйства |
220692,1 |
5165,7 |
228355,2 |
5505,8 |
230291,7 |
5654,0 |
Оборот розничной торговли |
275878,4 |
27526,8 |
298669,8 |
28305,3 |
315389,9 |
29813,3 |
Объём платных услуг населению |
74392,6 |
8050,8 |
77677,2 |
8636,3 |
80857,8 |
8831,9 |
Объём работ по виду деятельности строительство |
1554,9 |
7010,4 |
1350,1 |
7204,2 |
1300,5 |
7545,9 |
Инвестиции в основной капитал |
147214,4 |
13897,2 |
143791,8 |
14639,8 |
139209,4 |
15966,8 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций |
25456,2 |
34030,0 |
27090,9 |
36709,0 |
29150,3 |
39085,0 |
Как видно из таблицы 3 результаты работы органов государственной власти и местного самоуправления в Белгородской области за 2015-2017 гг. являются разнонаправленными, однако в целом, наблюдается снижение валового регионального продукта с 693379,00 млн. рублей в 2015 году до 69254,10 млн. рублей в 2017 году.
Можно сделать следующие выводы:
- положительную динамику показывают промышленное производство, торговля, номинальная и реальная заработная плата в регионе;
- негативную динамику показывают строительство, инвестиции в основной капитал, реальные располагаемые денежные доходы населения, уровень общей безработицы в среднем за год.
В целом такие результаты можно назвать удовлетворительными, требуется серьезная корректировка системы планирования и прогнозирования территории в Белгородской области.
2.2. Основные направления экономического развития Белгородской области
Основные направления перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития являются целевым ориентиром развития Белгородской области, включающим:
- развитие человеческого потенциала;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
- структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития;
- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (аграрный сектор, переработка природных ресурсов);
- расширение и укрепление внешнеэкономических позиций, повышение эффективности участия в общероссийском и мировом разделении труда;
- переход к новой модели пространственного развития экономики.
Формирование предпосылок для перехода к инновационному социально ориентированному типу развития требует поиска новых управленческих решений, способствующих созданию условий для дальнейшего повышения качества жизни населения на основе интенсивного развития экономики. При этом надо учитывать следующие важные факторы: проведение административной реформы, реформ общественных финансов и местного самоуправления, совершенствование региональной политики и влияние на экономику области глобализации российской экономики.
3. Анализ планирования и прогнозирования социально-экономического развития территории
Белгородская область входит в число динамично развивающихся регионов России. Состояние экономики Белгородской области за 2018 год характеризовалось в основном положительными тенденциями. Обеспечено увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли, объема строительных работ, сохраняется стабильная ситуация на рынке труда.
В области проводится активная последовательная экономическая политика на основе системного подхода в решении актуальных задач и конструктивного сотрудничества с региональными бизнес-структурами и населением.
В целях ускоренного развития Белгородской области с учетом целей, поставленных Президентом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), положений Стратегии научно-технологического развития России, программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в области взят курс на инновационную и технологическую трансформацию.
Основные приоритеты динамичного социально-экономического развития области учитывают вызовы завтрашнего дня. В целях содействия модернизации экономики и инновационному развитию региона созданы Советы под руководством Губернатора области, которые выступают экспертными и координационными центрами для максимальной концентрации административных, управленческих ресурсов и увеличения отдачи от использования бюджетных средств.
Основным элементом системы стратегического планирования является Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Реализация главных стратегических документов в области обеспечивается выполнением государственных программ, а также принятых на областном уровне концепций, отраслевых стратегий, положения которых соответствуют тем программным направлениям, которые определены Президентом и Правительством Российской Федерации по экономической модернизации страны, обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики являются программно-целевой и проектный методы управления регионом.
Правительством области реализуется комплекс мер, направленный на формирование благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособной инновационной экономики региона в рамках подпрограммы «Улучшение инвестиционного климата и стимулирование инновационной деятельности» государственной программы области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области».
По итогам 2018 года на развитие инноваций направлено 131,80 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 3,50 млн. рублей, внебюджетных источников – 128,30 млн. рублей.
Привлечение внебюджетных средств на финансирование мероприятий осуществлялось в рамках программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российского фонда фундаментальных исследований:
- профинансировано 20 проектов фундаментальных исследований ученых и научных коллективов Белгородской области на общую сумму 7,0 млн. рублей за счет средств областного бюджета и Российского фонда фундаментальных исследований на паритетных условиях;
- поддержано 39 научно-технических и инновационных проектов на сумму 124,80 млн. рублей за счет средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В рамках реализации мероприятий, направленных на развитие информационного общества, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Белгородской области, действует государственная программа Белгородской области «Развитие информационного общества в Белгородской области», утвержденная постановлением Правительства области от 16 декабря 2013 года № 518-пп. Целью Программы является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.
В 2018 году продолжались работы по развитию инфраструктуры электронного правительства и предоставлению государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, а также организации электронного межведомственного взаимодействия.
Важным для развития экономики области и повышения уровня жизни населения является вопрос привлечения инвестиций. Белгородская область – регион высоких возможностей реализации инвестиционных инновационно-технологических проектов любой сложности и направленности в условиях минимальных региональных инвестиционных рисков.
Особое внимание Правительство области уделяет мероприятиям по созданию экономических и совершенствованию организационных условий для ведения бизнеса, результатом проведения которых является улучшение инвестиционного климата, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защита прав инвесторов, реализация крупных инвестиционных проектов на территории региона, создание новых производств и высокопроизводительных рабочих мест.
На территории области ведется работа по привлечению частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры с применением механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Для организации информационного обеспечения в сфере государственно-частного партнерства на территории Белгородской области созданы разделы «Государственно-частное партнерство» на Инвестиционном портале Белгородской области (http://belgorodinvest.com/ru/) и на сайте департамента экономического развития Белгородской области (www.derbo.ru), где размещены нормативные правовые акты в сфере ГЧП, определены основные понятия ГЧП, концессионных соглашений, представлены схемы рассмотрения проекта ГЧП и концессионных соглашений в Белгородской области.
По данным Белгородстата за 2018 год объем инвестиций в основной капитал составил 134,20 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) – 75,10 млрд. рублей. Основной объем вложений направлен на развитие обрабатывающих производств (22,20%), добычи полезных ископаемых (19,00%), сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (17,60%). За счет собственных средств предприятий и организаций профинансировано 56,60% инвестиций в основной капитал, за счет привлеченных – 43,40 процента.
Заключение
С развитием общества происходит уточнение и обогащение функций государства. Этот процесс характеризуется последовательным переходом к косвенным методам регулирования и резким возрастанием социальных функций государства. Сюда относятся установление минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для каждого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума; продолжительности рабочего времени отдыха, предоставление гарантированных отпусков.
В последнее время настоятельно требуют к себе внимания такие функции государства, как:
- принятие на себя государством обязательств в области образования и здравоохранения;
- формирование поддержки фундаментальной науки;
- проведение четко сформулированной промышленной политики и создание специальных зон для разработки современных технологий;
- решение экологических вопросов.
Представляют собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны методы и механизмы планирования и прогнозирования территории, как форма деятельности государства в экономике. В современных условиях планирование и прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления.