Файл: Взаимосвязь стиля руководства и психологического климата в коллективе.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1955
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Личность руководителя в системе управления
1.2. Стиль руководства как способ управления организацией
1.3. Управление и социально – психологический климат в коллективе
1.4. Роль руководителя в формировании социально- психологического климата в коллективе
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. – 712 с.;
20. Самыгин С. И. Психология управления / С. И. Самыгин, А. М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 188 с.;
21. Слотина Т. В. Психология личности: учебное пособие / Т. В. Слотина. СПб.: Питер, 2018. – 420 с.;
22. Столяренко А. Д. Психология управления / А. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 416 с.;
23. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2013. – 640 с. – (Библиотека практической психологии);
24. Чередниченко И. П. Психология управления / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 608 с.;
25. Шарипов Ф. В. Психологические основы менеджмента / Ф. В. Шарипов. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 298 с.;
26. Шаповалов В. И. Теоретико – методологические основы психологии менеджмента: учебное пособие / В. И. Шаповалов. – Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2017. – (Высшее образование). – 200 с.;
27. Шуванов В. И. Социальная психология управления: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 463 с.;
28. Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента. – М., 2017. – 368 с.;
Методическая литература:
29. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – 7 – е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – 336 с. – (Библиотека психолога).
30. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2015. – 672 с.;
31. Райгородский Д. Я. Психодиагностика персонала. Методики и тесты. В 2 т. Т. 1. Самара: Издательский Дом «Бахрах – М», 2017. – 440 с.;
32. Райгородский Д. Я. Психодиагностика персонала. Методики и тесты. В 2 т. Т. 2. Самара: Издательский Дом «Бахрах – М», 2017. – 560 с.;
33. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. - Изд. 9 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 703 с. – (Высшее образование);
Специальная литература:
34. Карнеги Д. Как стать эффективным лидеров. – 2 – е изд. – Минск: Попурри, 2013. – 208 с.;
35. Карнеги Д. Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы. – Минск: Попурри, 2018. – 240 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ТЕСТ «СТИЛИ РУКОВОДСТВА».
ВОПРОСЫ
- Я давал бы подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
- У меня всегда много идей и планов.
- Я прислушиваюсь к замечаниям других.
- Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
- Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
- Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
- Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
- Для того, чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
- Свои ошибки я по большей части признаю.
- Я предлагаю альтернативы к предложениям других.
- Защищаю тех, у кого есть трудности.
- Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
- Мой энтузиазм заразителен.
- Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь включить ее в проект решения.
- Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
- Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.
- Ясно выражаю свои мысли.
- Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.
- Энергично защищаю свои взгляды.
- Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
- Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.
- Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.
- Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.
- Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.
- Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.
- Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
- Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
- Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.
- Я понимаю чувства других людей.
- Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.
- Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.
- Излагаю свои мысли системно.
- Я помогаю другим получить слово.
- Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
- Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
- Как правило, я никого не перебиваю.
- Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
- Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать.
- Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
- Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, которые очень редко просят слова.
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ.
КАРТА – СХЕМА А. Н. ЛУТОШКИНА.
Бланк методики
Положительные особенности |
+3 |
+2 |
+1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
Отрицательные особенности |
1.Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение |
Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон |
|||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии |
Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии |
|||||||
3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание |
Группировки конфликтуют между собой |
|||||||
4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время |
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
|||||||
5.Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива |
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство |
|||||||
6.Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями |
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов |
|||||||
7.Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга |
В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей |
|||||||
8.В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу <один за всех и все за одного> |
В трудных случаях коллектив <раскисает>, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения |
|||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные |
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей |
|||||||
10. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться |
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность |
|||||||
11. Коллектив активен, полон энергии |
Коллектив пассивен, инертен |
|||||||
12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах |
|||||||
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту |
Коллектив разделяется на <привилегированных> и <пренебрегаемых>, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их |
|||||||
14. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
-
Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. изд., 5 – е, перераб. и доп. – М.: Издательство «Альфа – Пресс», 2016. – С. 6. ↑
-
Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – С. 16. ↑
-
Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2015. – С. 17. ↑
-
Мескон М. и др. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1991ю – С. 11. ↑
-
Валеева Н. Ш., Пугин И. Н. Основы психологии управления: учебное пособие. Казань, 2011. – С. 57 – 59. ↑
-
Гончаров В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Мн.: ООО «Современная школа», 2016. – С. 21. ↑
-
Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебное пособие для бакалавров. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 216. ↑
-
Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2013. – С. 28 – 29. ↑
-
Данилова И. А., Нуриева Р. Н. Лекции по социологии и психологии управления: учеб. пособие, 2 – е изд. – М.: Издательство «Окей – книга», 2011. – С. 80. ↑
-
Данилова И. А., Нуриева Р. Н. Лекции по социологии и психологии управления: учеб. пособие, 2 – е изд. – М.: Издательство «Окей – книга», 2011. – С. 100. ↑
-
Экономическая психология и психология предпринимательства. Лекция №4. Изучение и формирование благоприятного социально – психологического климата в трудовом коллективе. ↑
-
Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. – С. 176 – 177. ↑
-
Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. – С. 181 – 182. ↑
-
Валеева Н. Ш., Пугин И. Н. Основы психологии управления: учебное пособие. Казань, 2011. – С. 90 – 91. ↑
-
Карнеги, Д. Как стать эффективным лидером. – 2 – е изд. – Минск: Попурри, 2013. – С. 21 – 23, 53. ↑
-
Гончаров В. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Мн.: ООО «Современная школа», 2016. – С. 13, 15. ↑
-
Библиографическая ссылка на статью: Калашникова А.Е. Социально-психологический климат в трудовом коллективе // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3177. ↑
-
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2006. С. 212. ↑
-
Шуванов В. И. Социальная психология управления: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – С. 395. ↑
-
Карнеги Д. Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы. – Минск: Попурри, 2018. – С. 16. ↑