Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Значение и цели приватизации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
1.1 Значение и цели приватизации
1.2 Субъекты и объекты приватизации
2. Правовое регулирование процесса приватизации
2.1. Порядок и основные способы приватизации государственного и муниципального имущества
2.2 Особенности приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества
В законе установлено правило о том, что по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет.
Аренда представляет собой вид обязательств, обусловленный договором аренды. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование[20].
Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастр. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Он ведется по единой для Российской Федерации системе.
Законодательством установлено, что одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1). прохода или проезда через земельный участок;
2). использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3). размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4). проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора воды и водопоя;
6). прогона скота через земельный участок и др.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[21].
Закон установил и исключения для отчуждения земельных участков. В соответствие со ст. 28 Федерального Закона «о приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:
- лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
- зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
- общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Отчуждению также не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Заключение
Рассмотрев вопросы, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества можно сделать следующие выводы:
1. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Очевидно, основным признаком приватизации является ее возмездный характер.
Вместе с тем понятие «приватизация» имеет многоаспектное значение. Оно рассматривается и как основание прекращения права государственной и муниципальной собственности, и как основание возникновения права частной собственности, и как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом.
2. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ. Законодательство о приватизации имеет специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль. Среди указанных нормативно-правовых актов, главную роль в регулировании процесса приватизации государственного и муниципального имущества играет Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Данный закон составляет основу приватизационного законодательства.
3. Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались. Большинство способов приватизации - это договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации – это различные способы продажи государственного имущества. Способы приватизации расположены в Законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован.
Закон о приватизации 2001 г. наряду со способами приватизации, предусмотренными прежним законом, установил новые, которые прежнему законодательству известны не были. Например, новыми способами приватизации являются: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг и др. Одновременно с ведением новых способов приватизации Закон о приватизации 2001 г. отказался от таких способов приватизации, известных по Закону 1997 г., как продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам, выкуп арендованного имущества, отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение таких акций.
4. Законом установлены специальные правила для приватизации отдельных видов государственного и муниципального имущества. В частности с некоторыми особенностями происходит процедура приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, отдельных видов земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально культурного и коммунально-бытового назначения.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Российская газета. 25.12.1993. № 137.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета – от 20.07.2009 г.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
4. Федеральный Закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» СПС «Консультант плюс»
5. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Российская газета от 10 января 1993 г. № 5.
6. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. №87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества»// Российская газета от 2 марта 2006 г.
7. Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 № 432// СПС «Гарант»
8. Борисов А.Н.., Гладких С.Р. Комментарий к Федеральному закону «о приватизации государственного и муниципального имущества». – М.: Юстицинформ, 2008. – 352с.
9. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Часть 2 под ред. Е.Ю. Валяв. М.: Спарк, 2016. – 815с.
10. Гражданское право: Учебник. Т.1. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2015. – 776 с.
11. Гражданское право: Учебник. Т.1 Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2015. – 625 с.
12. Гражданское право: Учебник Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гончало, - М.: НОРМА, ИНФРА – М, 2014. – 519 с.
13. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Изд-во «Проспект», 2016. – 425 с.
14. Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов под ред. В.П. Камышанского. – М.: Эксмо, 2017. – 656с.
15. Гусев А.Н. Гражданское право: Учебник: Т.1. – М.: ИНФРА - М, 2015. – 454 с.
16. Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом Журнал российского права, 2016. № 4.
17. Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации Журнал российского права, № 2, 2017.
Размещено на Allbest.ru
-
? ст. 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета от 20.07.2009 г. ↑
-
? Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов / под ред. В.П. Камышанского. – М.: Эксмо, 2017. С. 285. ↑
-
? Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации// Журнал российского права, № 2, 2017. С. 21. ↑
-
? Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) – М.: «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006. С. 211. ↑
-
? ст. 6 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. // СПС «Консультант плюс» ↑
-
? п.1. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 № 432// СПС «Гарант» ↑
-
? п.2. ст. 5 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. // СПС «Консультант плюс» ↑
-
? Гражданское право: Учебник. Т.1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2015. С. 225. ↑
-
? ст. 2 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. // СПС «Консультант плюс» ↑
-
? Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права, 2016. № 4. С. 18. ↑
-
? Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
// Российская газета от 10 января 1993 г. № 5. ↑
-
? п.3 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. №87 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества»// Российская газета от 2 марта 2006 г. ↑
-
? п.2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147 ↑
-
? Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) – М.: «Контракт»: «ИНФРА-М», 2016. С. 215 ↑
-
? Гражданское право: часть первая: Учебник для вузов / под ред. В.П. Камышанского. – М.: Эксмо, 2017. С. 288. ↑
-
? Гражданское право: Учебник. Том I (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) – М.: «Контракт»: «ИНФРА-М», 2016. С. 216. ↑
-
? ст. 23 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. // СПС «Консультант плюс» ↑
-
? ст. 26 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. // СПС «Консультант плюс» ↑
-
? Борисов А.Н.., Гладких С.Р. Комментарий к Федеральному закону «о приватизации государственного и муниципального имущества». – М.: Юстицинформ, 2008. С. 265. ↑
-
? ст. 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф // Российская газета от 20.07.2009 г. ↑
-
? п.9. ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147 ↑