Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Возникновение нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как весьма перспективное исследователями рассматривается участие нотариуса в процедуре исполнения меры пресечения в виде залога путем принятия в депозит денежных сумм в случае уклоне­ния от получения денег в качестве залога соответствующего органа, чтобы исключить возможность злоупотреблений.

Нотариус мог бы значительно способствовать сбору доказа­тельств.

Представляется, что совершенствование деятельности нота­риата в качестве института предупредительного правосудия поло­жительным образом скажется на качестве обеспечения и защиты прав граждан, а также будет способствовать эффективной работе системы правоохранительных органов в целом и прежде всего ­судов.

Немаловажно, что финансовое обеспечение судебной деятель­ности происходит полностью за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятель­ности государственных нотариусов, нотариусы, занимающиеся ча­стной практикой, работают на принципе самофинансирования и полного отсутствия дотаций со стороны государства.

По мнению целого ряда юристов, нотариусы могут освободить суды от значительного объема дел[51]. При сегодняшней загруженно­сти судов расширение нотариальной компетенции могло бы способ­ствовать более эффективной работе судебной системы3.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие вы­воды.

1. Институт нотариата представляет собой орган предупреди­тельного (превентивного) правосудия, предупреждающего обраще­ние граждан в суд в случаях, когда для возникновения или реали­зации бесспорного субъективного права необходимо публичное волеизъявление компетентного органа, официальное признание. подтверждение им этого права.

2. На сегодняшний день можно выделить два направления деятельности нотариата по предупреждению правовых конфликтов и содействию их разрешению:

- деятельность института нотариата в качестве института пре­вентивного, предупредительного правосудия, т.е. по непосредственному обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, что дает возможность субъектам права избежать обращения в суд за защитой тех же прав;

- деятельность по защите прав граждан и юридических лиц уже на стадии судебного рассмотрения и разрешения спора, когда обращения к правосудию избежать не удалось. В данном случае деятельность института нотариата направлена на содействие полному И всестороннему исследованию обстоятельств дела, оптимизируя процесс доказывания, облегчая и упрощая деятельность правосудия.


3. Следует подчеркнуть, что выполнение нотариатом функции органа предупредительного правосудия никоим образом не подме­няет собой деятельность суда по осуществлению правосудия.

4. В качестве органа превентивного, предупредительного право­судия институт нотариата выполняет следующие основные функ­ции по обеспечению и защите прав граждан и юридических лиц:

- обеспечивает возможность принудительного исполнения обя­зательств без обращения в суд;

- способствует формированию и четкому закреплению взаим­ных прав и обязанностей субъектов гражданских правоотношений, внося в них определенность, юридическую непротиворечивость" также придавая официальный характер.

5. Осуществляя содействие разрешению правовых конфликтов, нотариусы:

- обеспечивают доказательства, необходимые в случае возник­новения дела в судах или административных органах;

- создают предпосылки для выдачи судом судебного приказа;

- обеспечивают формирование непротиворечивой и полной доказательственной базы для разрешения дела (в силу официального характера нотариальных актов и путем участия в деле в качестве свидетелей).

6. В целях совершенствования роли нотариуса в предупрежде­нии правовых конфликтов необходимо:

а) законодательно закрепить необходимость ведения нотариу­сом протоколов по процедуре совершения отдельных видов нотари­альных действий;

б) предоставить нотариусу полномочия по удостоверению одно­сторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон граж­данско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, по отдельным процессуальным вопросам;

в) распространить деятельность нотариата как органа пре­вентивного правосудия не только на гражданскую, но и на дру­гие сферы судопроизводства, в частности на уголовное судопроиз­водство.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования до­кументов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Институт нотариата, изначально обладая характером относи­тельно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, за­родился и развивался в тесном взаимодействии с публичной вла­стью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.


Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариаль­ной деятельности и придавало нотариальным документам офици­альный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования до­кументов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат можно определить как институт гражданского об­щества, представляющий собой самоуправляющееся профессио­нальное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции госу­дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче­ских лиц и общества в целом путем совершения нотариальных дей­ствий на принципах профессионализма, беспристрастности и неза­висимости.

Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и за­конных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функ­цию по реализации конституционного права на получение квалифи­цированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.

Оказание нотариатом квалифицированной юридической помо­щи состоит в обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юриди­ческих лиц; содействии беспрепятственной и эффективной реализа­ции имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отноше­ний.

Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и закон­ных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия деле­гированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ.

Нотариат представляет собой уникальный институт с двойст­венной правовой природой, сочетающий в своей организации и дея­тельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание.

Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии («латинскому нотариату»). Сохранение государственного нотариа­та противоречит правовой природе нотариата как института граж­данского общества, не входящего в систему государственных орга­нов, негативно отражается на принципах независимости и беспри­страстности нотариусов и экономически нецелесообразно.


Он организационно не входит в систему органов государствен­ной власти, что позволяет определить его место в совокупности пра­вовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принци­пах самоуправления.

Нотариат может значительно разгрузить судебную систему, которая в РФ уже сильно загружена. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

Определенные шаги в упрощении процессуального исполнения некоторых обязательств в РФ уже сделаны. Так, без обращения в суд допускается: взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (Семейный кодекс РФ, ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст.349 ГК).

Изложенное позволяет сделать вывод, что институт нотариата будет иметь все возрастающее значение в регулировании различных вышеуказанных отношений.

Библиографический список

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской федерации. М.: Тандем, 2000. – 48 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). М.: Юрайт - Издат, 2012, 176 с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа»
  4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) (от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  5. Федеральный закон (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) «Основы законодательства о нотариате». // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  6. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утв. Минюстом РФ 19.03.1996), (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.1996 N 1055). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  7. Письмо ФНС РФ от 18.05.2005 N 04-2-03/67 "О расходах частнопрактикующего нотариуса".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  8. Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 N 179 (ред. от 01.08.2005) "Об утверждении порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность " (вместе с ПОРЯДКОМ, утв. Приказом Минюста РФ от 21.06.2000 N 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26.05.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2281). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  9. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 " Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  10. Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (утв. Приказом Минюста РФ от 17.02.1997 N 19-01-19-97) (ред. от 01.08.2005) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.1997 N 1268). // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  11. Постановление Совмина РСФСР от 11.03.1976 N 171 (ред. от 30.12.2000) "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  12. Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82
    "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П
    "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате".// СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.
  14. Решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 N ГКПИ98-238 «О признании недействующим положения о порядке выдачи лицензийна Прево нотариальной деятельности, УТВ. Минюстом РФ 22.11.1993 N 8-5/149-081293» // СПС «Консультант Плюс: Высшая Школа», выпуск №8. // СПС «КонсультантПлюс: Высшая школа», выпуск №8.

Учебная и специальная литература:

  1. Гражданское процессуальное право России: Учебник; под ред. д.ю.н., проф. М.С. Шакарян - М.: Юрист, 2012. – 605 с.
  2. Елизарьев, Г.Деление нотариата на го­сударственный и частный – противоестественно. / Г. Елизарьев // Нотариальный вестннк. - 1997. -234 с.
  3. Соловьев, И. Десять лет в системе латинского нотариата. Что даль­ше?/ И. Соловьев - Эж-ЮРИСТ. - 2014. – 245 с.
  4. Форин, М.М. Защита участников гражданского оборота: концептуальные вопросы и практические решения / М.М. Форин //Российская юстиция. - 1998. – №6.
  5. Вайнштейн, Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного исполнения / Г. Вайнштейн - // Российская юстиция. - 2012. – №5.
  6. Ляпидевский, Н. История нотариата/ Н. Ляпидевский - М.: Юрайт, 1875. – 452 с.
  7. Беляев, И.Д. История русского законодательства/ И.Д. Беляев – М.: СПб., 1999. ­– 612 с.
  8. Григорьева, Л. Когда работают нотариусы, суды отдыхают / Л. Григорьева – М.: Адво­кат, - 2015. -643 с.
  9. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате; под ред. д.ю.н., проф. М.К Треушникова. - М.: Юриспруденция, 2012. - 415 с.
  10. Комментарий к Основам законодательст­ва Российской Федерации о нотариате; под ред. В.Н. Аргунова. – М.: Юриспруденция, 2014 - 137 с.
  11. Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.С. Репин - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. – 246 с.
  12. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика) / В.С. Репин - М.: Юрид. лит., 1994. – 237 с.
  13. Зайцева, Т.И. Настольная книга нота­риуса / Зайцева Т.И. и др.- М.: БЕК, 2010. - 231 с.
  14. Черемных, Г.Г. Нотариат как институт превентивного правосудия. / Г.Г. Черемных – М.: БЕК, 2017. - 434 с.
  15. Мальцева, С.В. Скитович В.В. Нотариат и суд: грани взаимоотношений / С.В. Мальцева С.В., В.В. Скитович // Журнал российского права, 2004.- ­№7.
  16. Жуйков, В. Нотариат как институт превентивного право­судия: общие цели, принципы и полномочия. В. Жуйков // Российская юстиция, ­1998. – №6,7.
  17. Лаурини, Д. Нотариат как общественный институт - гарант прав граждан и государственных интересов Д. Лаурини // Нотариальный вестникъ, 1999. – № 5/6. – С. 50-60.
  18. Москаленко, И.В. Нотариат: модель юрисдикции. Научное издание./ И.В. Москаленко – М.: ФРПК, 2017. –534 с.
  19. Черемных, И.Г. Нотариат и нотариальное право России./ И.Г. Черемных, - М.: Эксмо, 2008. - 246 с.
  20. Швахтген А Нотариат и демократия./ А Швахтген Нотариальный вест­ник. - М.: Эксмо 1998. - № 7 -8. – С. 14
  21. Гурьева, Е.В. Нотариат России: конспект лекций./ Е.В. Гурьева. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 246 с.
  22. Стешенко, Л.А., Шам6а, Т.М. Нотариат в РФ. / Л.А Стешенко, Т.М. Шам6а - М.: Норма - ИНФРА-М, 2011. - 346 с.
  23. Авдеенко, Н.И., Кабанова, М.А. Нотариат в СССР. / Н.И. Авдеенко, М.А. Кабанова - М.: Юрайт-Издат, 1984. ­- 276 с.
  24. Ремановский, Г.Б., Ремановская, О.В. Организация нотариата в России. / Г.Б. Ремановский, О. В. Ремановская – М.: Статут, 2011. – 256с.
  25. Вайшнурс, А. Правонарушения в Интернете. / А.Вайшнурс – М.: Эж-ЮРИСТ,­ 2014. – 217 с.