Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Возникновение нотариата).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития нотариата
Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики
2.2 Цели, задачи и принципы нотариальной деятельности
2.3 Субъекты нотариальной деятельности
2.4 Нотариус – представитель в отношениях с государством
Глава 3. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан
3.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
3.2 Оказание квалифицированной юридической помощи как основная функция нотариата
3.3 Роль нотариата в предупреждении и разрешении правовых конфликтов
Однако при возложении на нотариат функций представления публичных интересов необходимо строго соблюдать гарантии нотариальной деятельности и учитывать специфику функционирования института нотариата.
Любые обязанности, помимо оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть возложены на нотариусов при одновременном соблюдении следующих условий:
- строгая процессуальная регламентация таких обязанностей на уровне федерального закона;
- обеспечение полной компенсации расходов нотариусов, понесенных при выполнении указанных функций;
- учет специфики нотариальных процедур, в частности необходимости соблюдения нотариальной тайны.
Помимо представления публичных интересов нотариат осуществляет представительство и частных интересов граждан и юридических лиц, в том числе перед государством.
Обеспечивая и защищая права и свободы граждан и юридических лиц, институт нотариата играет важную роль в содействии реализации на практике закрепляемых законодательством субъективных прав.
Тем не менее в настоящее время нормы Основ о нотариате, содержащие правила о совершении отдельных видов нотариальных действий, в ряде случаев определяют роль нотариуса именно как представителя стороны: гражданина или юридического лица. Так, нотариус по просьбе граждан и юридических лиц передает заявления другим гражданам, юридическим лицам либо лично под расписку, либо пересылает по почте с обратным уведомлением[30].
Статья 87 Основ закрепляет, что в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ, нотариус принимает от должника в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи их кредитору. Закон устанавливает, что денежные средства или ценные бумаги вносятся на депозитный счет нотариуса в том случае, если невозможно исполнение обязательства непосредственно самому кредитору. Такая невозможность исполнения может быть вызвана различными причинами, в частности:
- отсутствием кредитора в месте исполнения обязательства; - недееспособностью кредитора и отсутствием у него представителя;
- затруднением в определении самого кредитора (в случае, если между кредитором и другими лицами возникает спор по поводу обязательства);
- уклонением кредитора от принятия исполнения или иной просрочкой с его стороны.
Ярко проявляются представительские функции нотариуса и при совершении других нотариальных действий, в частности в области осуществления гражданами их прав в сфере наследственного права.
Например, в соответствии со статьей 63 Основ о нотариате в течение шести месяцев со дня открытия наследства нотариус принимает письменные претензии от кредиторов наследодателя.
Нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества. Указанные действия совершаются нотариусом, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства.
В вышеперечисленных случаях нотариус действует как представитель интересов либо наследников, либо кредиторов, либо государства. Однако это своеобразное представительство происходит без оформления полномочий, так как закон предоставляет нотариусу право осуществлять меры по охране наследственного имущества, в том числе и по своей инициативе.
Рассмотрение нотариуса как лица, уполномоченного осуществлять представительские функции, нетрадиционное для отечественного нотариального права, является обычным для практики регулирования нотариальной деятельности в ряде зарубежных стран.
В ряде стран нотариус выступает как представитель стороны в суде по делам особого производства[31].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов, способствования развитию стабильного и бесконфликтного гражданского оборота в целом, соблюдения требований законности статусу российского нотариуса следует придать новую черту: дать нотариусу возможность быть непосредственным представителем граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с государством.
Нотариус всегда и везде действует не только как представитель интересов стороны, но и как охранитель прав и интересов других лиц, как гарант общественного спокойствия. Поэтому на современном этапе развития Российского государства полномочия нотариуса как представителя гражданина могли бы быть расширены с учетом имеющегося положительного зарубежного опыта.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы[32].
1. Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Следовательно, учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, совершенно закономерно, что законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий не только в интересах лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, но и государства.
Государство, будучи заинтересованным в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса. Статус нотариуса в полной мере отвечает указанным задачам.
2. Важнейшими для обеспечения публичного интереса характеристиками статуса нотариуса можно назвать следующие:
- нотариус обладает данными ему государством властными полномочиями, следовательно, он имеет возможность при нудить к исполнению своих решений;
- нотариус является независимым и беспристрастным;
- законодательством о нотариате предусмотрены правила, направленные, помимо представительства интересов конкретного индивида, на защиту прав и законных интересов государства, общества, неопределенного круга физических и юридических лиц.
З. Делегировав институту нотариата публичную функцию обеспечения и защиты прав, государство должно более широко использовать его позитивный потенциал, в частности, в следующих направлениях:
а) возложить на нотариуса функцию налогового агента, предоставив ему право принимать в депозит денежные суммы в уплату налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты;
6) закрепить обязанность нотариуса формировать и обеспечивать сохранность архива наиболее значимых правовых документов не только по сделкам и завещаниям, но и доверенностей на распоряжение объектами недвижимого имущества и транспортными средствами; текстов нотариальных актов, затрагивающих права несовершеннолетних, ограниченно дееспособных лиц, иных лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях защиты их прав;
в) усовершенствовать институт обеспечения нотариусами доказательств, предоставив возможность по обеспечению нотариусами отдельных видов доказательств (например, свидетельских показаний) и после принятия дела к своему производству судом или административным органом.
4. При возложении на нотариат функций представления публичных интересов необходимо строго соблюдать гарантии нотариальной деятельности и учитывать специфику функционирования института нотариата.
Любые обязанности, помимо оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть возложены на нотариусов при одновременном соблюдении следующих условий:
- строгая процессуальная регламентация таких обязанностей в федеральном законе;
- полная компенсация расходов, понесенных нотариусом при выполнении указанных функций;
- учет специфики нотариальных процедур, в частности необходимости соблюдения нотариальной тайны.
5. Для обеспечения баланса частных и публичных интересов, способствования развитию стабильного и бесконфликтного гражданского оборота в целом, соблюдения требований законности нотариусу необходимо дать возможность быть официальным представителем граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с государством.
Глава 3. Роль нотариата в защите прав и законных интересов граждан
3.1 Место и роль нотариата в реализации норм гражданского права в России
Реализация гражданского права опирается на автономный, самовозобновляемый и саморегулируемый механизм поведения, главной движущей силой которого являются индивидуальные интересы адресата нормы. При всей популярности в современной России идеи возврата к прежнему дихотомическому делению системы права на частное и публичное важно учитывать, что вместе с этой идеей к нам возвращаются и все те трудности, которые сопровождали ее применение в теории и на практике[33].
Тем не менее современная российская юридическая наука, а цивилистическая наука в особенности, неуклонно придерживаются этой классификации деление права на частное и публичное, признавая, впрочем, подвижность границ между частным и публичным в праве6, но оправдывая неизменность самого принципа торжеством его в современной практике отсутствием убедительных контраргументов в теории и даже ссылкой на интуицию[34].
Сегодня, ориентируясь в движении к будущему российскому правопорядку, мы и расширяем границы национальной правовой действительности, и включая в нее слой из норм и принципов международного права. При этом состав и структура среднего слоя пока только обозначаются.
Можно считать, что отсюда при определении границ частного права в теории и особенно нотариальной практике сегодня было бы более разумно прибегать к критерию частного интереса, признанного правовой нормой вне зависимости от формальной отраслевой принадлежности самой нормы и даже вне зависимости от ее «топологии» в системе действующего законодательства. Тем самым мы признаем, что готовы иметь дело с любой мерой индивидуальной свободы (в пределах системы законодательства нотариата) и обозначаем общие границы предмета нотариальных действий.
При данных условиях решающим инструментом, способным обеспечивать свободу экономической деятельности, является государственная власть. Место нотариата в механизме реализации частного права определяется, во-первых, функцией оптимизации этого механизма; во-вторых, функцией силовой поддержки этого механизма; в-третьих, задачей восстановления этого механизма.
Из всех форм правового регулирования нотариально релевантной представляется реализация правовых норм путем соблюдения, исполнения, использования и применения.
В зависимости от типа юридической нормы различают следующие виды реализации:
. общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;
. общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию вне правоотношений;
. конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях.
Реализация с содержательной стороны зависит от специфики содержания реализуемой нормы.
Соблюдением, представляющим собой пассивную форму реализации права, суть которой заключается в воздержании от совершения определенных действий, реализуются правовые запреты (ст. 6 Основ).
Исполнение, в противоположность этому, требует активных действий, связанных с реализацией предписаний императивного характера, уполномочивающих и обязывающих. Поэтому как исполнение характеризуются основные нотариальные действия, составляющие содержание публичных обязанностей нотариуса перед клиентом: от проверки личности обратившегося до выдачи ему документа, подтверждающего факт совершения нотариального действия.
Применение выступает в широком смысле как способ государственно-властной организации правоотношений, но определяется оно в основном факторами двоякого рода: негативным (нарушение правопорядка, требующее адекватной реакции государства) и позитивным (необходимость властного контроля за реализацией нормы адресатом)[35]. Условиями «включения» правоприменительного механизма, следовательно, могут быть следующие типичные ситуации:
а) юридический конфликт, препятствующий нормальной реализации нормы либо требующий применения мер принудительного воздействия к нарушителю нормы;
б) потребность в публичном установлении юридического факта для осуществления связанного с ним права (обязанности);
в) необходимость публичной проверки действий адресатов норм по реализации их предписаний, законности приобретения прав и возложения обязанностей.