Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Возникновение нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление “Об основных принципах организации государственного нотариата”, на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате.

Следует согласиться с мнением ряда ученных, что в целом в со­ветский период, несмотря на большую работу нотариусов по оказа­нию правовой помощи населению, роль нотариата в экономической жизни страны была незначительна. При отсутствии института част­ной собственности нотариат выступал в качестве придатка к право­вой системе государства. В большинстве случаев его роль своди­лась к удостоверению небольшого числа сделок и оформлению до­кументов о наследстве[5].

Проанализировав предпосылки возникновения и историю раз­вития нотариата с учетом особенностей формирования этого инсти­тута в зарубежных странах континентальной правовой системы, а также рассмотрев специфику формирования российского нотариа­та, можно сделать следующие выводы.

1. Нотариат как публичный институт возник в период Римской республики с достижением определенного уровня развития ин­ститута собственности, гражданского оборота, механизмов обеспе­чения и защиты субъективных прав. С появлением указанных усло­вий в других странах - рецепирован (в России - Х - ХI вв.) с учетом национальных историко-географических, экономических, политических, социальных факторов.

2. Непосредственными предпосылками возникновения институ­та нотариата были:

- необходимость фиксации и закрепления возникающих в про­цессе товар но-денежных отношений прав субъектов гражданского оборота, придания им бесспорности и доказательности;

- необходимость создания условий для функционирования и защиты института собственности;

- потребность частных лиц в оказании юридической помощи при заключении сделок, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав;

- содействие осуществлению правосудия.

3. Институт нотариата зародился и развивался в тесном взаимо­действии с публичной властью, государством. Нотариусы назнача­лись государством на должность, находились на государственной службе. Государство осуществляло контроль за нотариальной дея­тельностью и придавало нотариальным документам официальный характер.

4. С момента зарождения нотариат взаимодействовал с судеб­ной властью, причем как институци6нально (нотариусы, по общему правилу, состояли при судах, выполняя роль судебных секретарей; суды осуществляли контроль за деятельностью нотариусов), так и функционально (ведение судебных архивов, создание доказатель­ственной базы путем свидетельствования фактов и прав, разреше­ние бесспорных дел).


5. Изначально нотариат имел черты относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имею­щей органы нотариального самоуправления, наделенные значи­тельными полномочиями по регулированию отношений внутри кор­порации. Именно такая организация оптимальным образом способ­ствовала решению нотариатом поставленных перед ним задач на всем протяжении его исторического развития.

6. Роль нотариата исторически объективно предопределила по­степенное расширение его функций - от ведения архивов и фикса­ции фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

7. Эволюция требований к лицу, занимающему должность нота­риуса, шла по пути дополнения личностных, морально-этических характеристик (возраст, доброе имя), которыми должен обла­дать нотариус в силу особо доверительного характера его работы, профессиональными требованиями (наличие специального образо­вания и стажа работы в соответствующих сферах), обусловленны­ми содержанием его деятельности, публичным статусом нотариуса и официальностью нотариальных актов.

8. В советский период развития страны при отсутствии институ­та частной собственности роль нотариата в экономической жизни была незначительна. В новой России при свободе договора, гаран­тированных законом предпринимательской деятельности, частной собственности, нотариат фактически вообще исключен из сферы гражданско-правового регулирования сделок с недвижимостью. Иными словами, полномочия современного нотариата существенно сокращены по сравнению с нотариатом до 1917 года и советского периода.

Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики

2.1 Понятие нотариата

Нотариат представляет собой необхо­димую составную часть правовой системы любого государства, об­ладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В та­ком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех ин­ститутов общества и государства.


Вопрос о правовой природе нотариата как явления юридиче­ской действительности однозначно не решен в правовой науке. В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: как система органов, осуществляющих функцию госу­дарства по защите прав и законных интересов граждан, юридиче­ских лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями[6]; как правовой инсти­тут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий[7], т.е. как от­расль законодательства, нормами которой регулируется нотариаль­ная деятельность; как отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических о нотариате как правовом институ­те, а также как учебный курс, предметом которого является изуче­ние вопросов нотариального производства и деятельности его уча­стников в нотариальной сфере[8].

Некоторые авторы придерживаются мнения, что нотариат пред­ставляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения за щиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридиче­ских лиц.

''Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ'' – гласит ст. 1 Основ Законодательства РФ о нотариате[9]. Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти РФ, а на территории других государств – консулами от имени РФ.

Другие ученые определяют нотариат как систему органов юсти­ции, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основа­ми о нотариате предос­тавлено право совершать нотариальные действия.


Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую при­роду нотариата. Прежде всего, характеризуя современный российский нотари­ат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную при­роду, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и граж­данским обществом. С одной стороны, нотариус - это лицо, упол­номоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государст­ва, с другой - представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон[10].

Принцип публичности нотариальной деятельности является ос­новополагающим при характеристике юридической природы нота­риата.

Также необходимо выяснить следует ли на этом основании считать нотариат государственным органом. В соответствии со статьями 10 и 11 Конституции России госу­дарственная власть в РФ осуществляется на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей власти и не является организационно государственным органом. Тем не менее все более широкое признание в науке теории госу­дарства и права и в практике государственного строительства полу­чает мнение, согласно которому в отдельных исключительных слу­чаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства[11].

В постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.

Публичность в деятельности органов нотариата проявляется в разных аспектах.

Во-первых, нотариат формируется по воле государства, в част­ности, создается правовая основа деятельности нотариата; значи­тельную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса иг­рают органы системы Министерства юстиции; определяется поря­док наделения лица полномочиями нотариуса.

Во-вторых, публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства - РФ.

В-третьих, нотариат выполняет строго определенный, установ­ленный в законодательном порядке вид деятельности - нотариаль­ную деятельность, осуществляемую путем совершения нотариусами только предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.


В-четвертых, публичная по характеру нотариальная деятель­ность осуществляется в строго определенных государством процес­суальных формах. Несоблюдение процессуальных правил совер­шения нотариального действия влечет его недействительность.

В-пятых, государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за законностью нотариального дей­ствия или отказа в его совершении и контроль за исполнением про­фессиональных обязанностей нотариусами, работающими в госу­дарственных нотариальных конторах, который осуществляется уполномоченным государством органом. В отношении частнопрак­тикующих нотариусов такой контроль по поручению государства осуществляют нотариальные палаты субъектов РФ. Существует и налоговый контроль, контроль со стороны ор­ганов прокуратуры и т.д.

В-шестых, государство в отношении государственных нотари­альных контор материально и технически обеспечивает выполнение своих полномочий, в том числе возмещает ущерб, причиненный но­тариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, тем самым беря на себя ответственность за его действия. Частные нотариусы организуют свою нотариальную деятельность самостоя­тельно.

Таким образом, принцип публичности, базирующийся на факте делегирования государством полномочий по осуществлению своих функций нотариату, находит широкое отражение в его организации и деятельности.

Рассмотрим теперь частно­правовой аспект деятельности нотариата.

Частный интерес (интерес конкретного индивида) не должен поглощаться интересом публичным, а, напротив, должен опреде­лять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и негосударственных органов и ор­ганизаций. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[12] и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данную обязанность госу­дарство выполняет посредством деятельности государственных ор­ганов или, как уже отмечалось, путем делегирования отдельных полномочий негосударственным органам и организациям, таким как нотариат.

Именно на нотариат возложена обязанность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в частноправовой сфере.

Ярко выраженное частноправовое содержание деятельности но­тариата, а также то, что он не входит в систему государственных органов, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.