Файл: Менеджмент государственных спортивных организаций образовательного типа (спортивные школы ДЮСШ, СДЮШОР).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория спортивного менеджмента
1.1. Понятие менеджмента спортивной организации
1.2. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений
1.3. Миссия и цели спортивной организации
1.4. Система функций менеджмента спортивной организаций
1.5. Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации
1.6. Основные элементы процесса менеджмента
1.7. Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту
1.8. Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему
1.9. Технология выработки управленческого решения по физической культуре и спорту
2.1. Типология ДЮСШ, СДЮШОР России
2.2. Внутренний менеджмент ДЮСШ, СДЮШОР
Управленческие решения должны приниматься в рамках существующих у субъекта управления полномочий, прав и обязанностей спортивного руководителя. Различные виды управленческих решений определяют и разные способы их разработки и принятия, источники и содержание используемой информации, а также особенности реализации принятых решений.
1.8. Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему
Типовая структура управленческого решения. При всем многообразии управленческих решений по физической культуре и спорту в форме их построения имеются некоторые общие черты, т.е. правомерно нести речь об их типовой структуре.
Решения по физической культуре и спорту чаще всего структурно состоят из четырех частей: 1) названия решения и наименования органа, принявшего его; 2) содержательной части; 3) подписи руководителя и 4) приложения к решению.
Содержательная часть, в свою очередь, делится на констатирующую и постановляющую. В констатирующей части обычно характеризуется состояние дел по соответствующему разделу работы и излагаются цели и задачи, на реализацию которых направлено принимаемое решение.
Постановляющая часть содержит перечисление предписываемых действий, путей, методов и необходимых для этого ресурсов. Указываются ответственные исполнители мероприятий, сроки выполнения и лица, обеспечивающие контроль.
Текст постановляющей части должен иметь повелительную форму изложения. Постановляющая часть делится на пункты, каждый пункт нумеруется арабскими цифрами. Пункт должен начинаться с указания исполнительного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме. В качестве исполнителей могут указываться как физкультурные организации в целом, так и их структурные подразделения. В последнем пункте постановляющей части указывают лиц, на которых возлагают контроль за исполнением решений.
Приказы, постановления и другие принятые управленческие решения подписывает руководитель физкультурной организаций или его заместитель.
Приложения к решению обычно включают план мероприятий, инструктивно-методические материалы, таблицы социальных и педагогических нормативов и др.
Требования к управленческим решениям. Чтобы управленческие решения были эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:
- быть всесторонне обоснованными и своевременными, ставить реальные цели и сроки выполнения;
-основываться на полной и достоверной информации;
- не противоречить ранее принятым документам, согласовываться с ними;- характеризоваться полнотой содержания, охватом всех вопросов проблемы;
- охватывать объект и субъект управления, а также взаимодействия между ними;
- не противоречить действующему законодательству, а опираться на него;
- находиться в рамках установленной для органа управления-компетенции, прав и полномочий.
1.9. Технология выработки управленческого решения по физической культуре и спорту
Принятие управленческих решений должно носить научный характер и основываться на применении методов научного познания. Технологический процесс подготовки и принятия управленческого решения можно представить в виде нескольких логически последовательных стадий и этапов
1. Выявление проблемной ситуации, подлежащей решению и постановка цели.
2. Сбор, обработка и анализ информации, необходимой для всестороннего обоснования решения.
3. Разработка альтернативных вариантов решения и выбор наиболее эффективного, оптимального варианта.
4. Организация выполнения принятого решения.
5. Контроль за ходом выполнения решения.
В более детализированном виде этапы и стадии процесса разработки и принятия управленческого решения представлены на схеме (в соответствии с рис.1)
Методы подготовки и обоснования решений. Управленческие решения принимаются в различных обстоятельствах: в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности. Поэтому важной задачей в процессе принятия эффективных решений является умелый выбор методов их разработки и обоснования.
Для выработки решений чаще всею применяются методы комиссий, мозговой атаки (мозгового штурма) и экспертных оценок.
В практике управления различают единоличный (персональный) и групповой (коллегиальный) методы разработки решений. При единоличном методе руководитель сам готовит и принимает решение, опираясь на спои знания и опыт и на знания и опыт подчиненных, берет на себя всю полноту ответственности.
При коллегиальном методе решение готовится коллективно (комиссией, коллегией, советом). Принятие решения всегда осуществляется лично руководителем, несущим за это непосредственную ответственность. Своевременная и точная реализация принятых руководителем решений зависит от его авторитета.
При выработке решений применяется системный анализ, который составляет метод упорядочения проблемы - выяснение целен физической культуры как социальной системы, построение дерева целей, альтернатив их достижения, взаимосвязей элементов системы в процессе достижения целей, перечень осуществляемых мере приятии.
Основной формой реализации управленческих решений является организационно-распорядительная деятельность, которая осуществляется с применением комплекса разнообразных методов управления.
В процессе реализации решения проводится оценка эффективности его выполнения. На основе этого руководитель физкультурной организации делает вывод о целесообразности корректировки решения или снятия его с контроля, т.е. перехода к подготовке нового решения, нового цикла управленческой работы.
2. ДЮСШ как объект управления
2.1. Типология ДЮСШ, СДЮШОР России
ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — вид образовательного учреждение дополнительного образования детей в России для подготовки юных спортсменов и приобщения к массовой физической культуре детей и молодёжи от 6 до 18 лет.
Практически все советские олимпийские чемпионы и чемпионы мира и Европы делали свои первые шаги в спорте именно в ДЮСШ. Будучи уникальным советским явлением, система детско-юношеских спортивных школ возникла в 1930-е годы. В 1934 году был построен Стадион «Юных пионеров» в Москве, первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. В том же году при ПСО «Динамо» возник первый детский коллектив «Юный динамовец», который стал прообразом спортшкол при спортивных обществах.
В 1935—1936 годах открываются первые спортивные школы в Москве, Ленинграде и других городах СССР, они создаются и действуют на основе типового положения, утвержденного Центральным Советом спортивных обществ и организаций СССР. К 1940-м годам в СССР работали десятки спортивных школ при спортивных обществах «Динамо», «Спартак», ЦСКА, профсоюзов, а также в системе образования. В послевоенный период ДЮСШ неоднократно реорганизовывались: передавались из ведения спортивных обществ и профсоюзов в систему образования и систему органов по делам физической культуры и спорта, и наоборот. Неуклонно росло число школ олимпийского резерва (СДЮШОР), готовивших юных спортсменов к спорту высших достижений. Расширялся диапазон видов спорта и отделения по видам спорта, ориентированных не только на олимпийские виды спорта, но и национальные виды, а также туризм, ориентирование и иные виды спорта, не включенные в программу Олимпийских игр. К 1991 году в СССР действовало более 6 тысяч спортшкол.
После распада Советского Союза система детско-юношеского спорта в России переживает непростые времена, но сумела сохранить сеть детско-юношеских спортивных школ, в дополнении к которым были также созданы клубы физической подготовки (ДЮКФП).
В 2005 году в системе образования и спорта действовало более 5000 ДЮСШ и ДЮКФП, в том числе: в системе образования 3100 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, из них: 2060 — ДЮСШ, 480 — СДЮШОР.
Сегодня существуют три вида спортивных школ:
- Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ)
- Специализированная детско-юношеская (спортивная) школа олимпийского резерва (СДЮ(С)ШОР, ДЮСШОР)
- Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
Школы различаются также по формам собственности (государственные, муниципальные, общественных организаций) и видам спорта.
2.2. Внутренний менеджмент ДЮСШ, СДЮШОР
Основные задачи специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ:
- развитие видов спорта в регионе;
- привлечение максимального числа детей к систематическим занятия спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- организация физкультурно-оздоровительной, спортивной и воспитательной работы среди детей, подростков и молодежи края, направленной на всестороннее физической развитие;
- обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
- формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, помощь в гармоничном развитии личности, воспитание ответственности и способности к профессиональному самоопределению в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
Виды деятельности специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ:
- дополнительное образование детей, подростков и молодежи, реализуемое в соответствии с учебно-тренировочным процессом на основе научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки;
- внедрение современных методик тренировок с применением технических средств обучения и восстановительных мероприятий;
- организация и обеспечение учебно-тренировочных и теоретических занятий;
- проведение медико-биологических обследований, восстановительных, профилактических и оздоровительных мероприятия;
- проведение воспитательной и психологической работы со спортсменами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) открывают в системе органов управления физической культурой и спортом, а также органов народного образования, в системе профессионально-технического образования, в структуре ФСО, при спортивных клубах, учебных заведениях и при других физкультурно-спортивных организациях для проведения учебно-тренировочной работы с детьми и подростками. Спортивные школы создают в целях реализации программ дополнительного образования детей. ДЮСШ могут быть как комплексными (проводящими работу по нескольким видам спорта), так и ориентированными на какой-то один вид спорта. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений по виду (видам) спорта или этапу подготовки. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.), привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.
Обязательными условиями для открытия спортивных школ является наличие собственной или арендуемой спортивной базы для проведения учебно-тренировочного процесса, административных и вспомогательно-хозяйственных помещений, обеспеченность финансированием, руководящими и тренерскими кадрами.
С 2000 г. в системе спортивных школ стали активно создаваться различные учреждения дополнительного образования для инвалидов. В спортивных школах разного уровня открывают отделения или отдельные группы, в которых занимаются лица с ограниченными возможностями. Организуются детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.
СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) создают на базе существующих ДЮСШ, в которых администрация и тренерско-преподавательские кадры достигли высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олимпийским видам спорта.