Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности, поэтому значение руководства на предприятиях является сегодня актуальным вопросом. Умение руководителя создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и управленческие методы, проявить свои лидерские способности, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля руководства и влияет на эффективность и результативность организации. Руководитель должен к каждому человеку найти подход, создать благоприятные условия для эффективного производства, мотивировать работников к деятельности, быть лидером.

Начиная с 30-х гг. ХХ века, в менеджменте и социальной психологии ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен большой эмпирический материал, построено много теоретических моделей, которые различают на разной основе стили руководства. В своих трудах Р. Блейк, Д. Моутон, М. Вудкок, Д. Френсис, К. Левин, А. Томпсон, Р. Фатхтудинова, А. Омаров, А. Евдокимов и др. раскрывают сущность понятия «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы к их выбору.

Большинство приведенных определений «стиля руководства» сводится к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль руководства рассматривают как систему постоянно применяемых методов руководства. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в зарубежных изданиях не существует дифференциации понятий «стиля лидерства» и «стиля руководства», стиль и метод руководства существуют в определенном единстве, не выделены характерные черты стиля руководства.

Цель работы - определить стили и методы руководства в организации и обосновать их влияние и роль на эффективность функционирования организации.

Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:

  • определить понятие и сущность стиля руководства;
  • определить структуру стиля руководства;
  • привести краткую характеристику организации;
  • проанализировать категории работающих;
  • выявить факторы формирования стиля;
  • осуществить выбор стиля руководства;
  • произвести оценку эффективности выбранного стиля руководства.

Объектом исследования является процесс руководства организацией, а предметом – стили и методы руководства в организации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, периодических изданий.


Для решения поставленных в работе задач использовались методы системного и сравнительного анализа, аналитического и логического.

Гипотеза исследования – демократический стиль наиболее эффективен для управления ООО «Альфа НСК».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

1.1 Понятие и сущность стилей руководства

В современных рыночных условиях стиль руководителя выступает как один из немаловажных факторов успешной деятельности предприятия, влекущий за собой укрепление позиций на рынке товаров и услуг. Но это происходит лишь в том случае, когда руководители используют эффективные стили руководства, отвечающие как потребностям самого предприятия, так и его сотрудников.

«Стиль руководства – это определенная система методов воздействия руководителя на сотрудников, находящихся в его подчинении, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя» [4, с. 237].

Руководитель каждой организации или предприятия вырабатывает и применяет присущий ему уникальный стиль руководства. Учитывая большое количество факторов и условий, стиль руководителя приобретает конкретное содержание и направленность.

Существует несколько общепризнанных классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический и либеральный стили, различающиеся по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.

При этом автократический (авторитарный) стиль подразумевает жесткое руководство, не терпящее промедления в выполнении поставленных задач.

При демократическом стиле руководитель распределяет между сотрудниками ответственность, поощряет и развивает отношения между подчиненными, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение; создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества.


При либеральном стиле членам коллектива дается полная свобода принимать свои собственные решения [3, с. 10].

Особое значение стиль руководителя имеет для крупных и широко известных организаций и фирм, так как именно они постоянно работают с общественным мнением, используя как собственные подразделения паблик рилейшнз, так и привлекая внешние агентства. В этом случае стиль руководителя становится освещенным в широких кругах заинтересованных структур и конкретных лиц.

Создание эффективного стиля руководства в управлении предприятием, представляет собой сложный и длительный процесс, складывающийся из фирменного стиля, его индивидуальности и идентичности, определения социально-значимой роли руководителя в управлении предприятием. Именно эти факторы зачастую становятся определяющими в конкурентной среде, обеспечивая общественный рейтинг предприятия и его финансовый успех в конечном итоге.

Поиск эффективного стиля руководителя в управлении предприятием является одной из актуальных задач современного менеджмента. Как и в любой другой сфере, успехи предприятия неразрывно связаны с управленческой деятельностью руководителя, а без эффективного стиля руководства страдает корпоративная репутация предприятия.

Суть такого утверждения заключается в том, что работа по формированию стиля руководителя представляет собой важное вложение в будущее предприятия, которое необходимо для достижения серьезных долговременных результатов. Положительно воспринимаемый стиль руководителя позволит добиться высоких результатов в различных направлениях деятельности предприятия: сокращения текучести кадров; привлечения на предприятие высококвалифицированных, опытных специалистов; повышения имиджа предприятия и доверия со стороны общественности и партнеров; формирования положительного климата внутри предприятия и, как следствие, постановки долговременных целей и их достижения.

Вопросам формирования стиля руководителя и его влияния на управление предприятием хозяйствующих субъектов посвящено множество работ отечественных и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на проведенные исследования, большинство руководителей различных предприятий, в том числе спортивной направленности, не придают значения четко разработанному стилю руководства, что приводит к значительным колебаниям в деятельности предприятия: от блестящих побед до прекращения деятельности в виду слабых конечных результатов трудовой деятельности.


Если современный руководитель постоянно меняет стиль руководства, не придерживается определенных управленческих правил, не прислушивается ко мнению коллектива, не проводит исследований в данном направлении, то в этом случае ему угрожает возможное неповиновение со стороны сотрудников компании, их халатное отношение к работе и самому предприятию, а также уход ценных кадров к более сильному конкуренту.

Следует учесть, что формирование стиля руководителя представляет собой долгую и кропотливую деятельность. Именно длительная, системная и целенаправленная работа по формированию эффективного стиля руководства может в реальной мере способствовать складыванию положительного восприятия предприятия во внутренней и во внешней среде. Стратегия по формированию эффективного стиля руководства может принести реальную пользу только тогда, когда она рассчитана не на дни или месяцы, а на годы. Это и обеспечивает настоящий успех компании.

Стратегия по формированию эффективного стиля руководителя должна последовательно и осознанно пройти различные стадии. Среди ключевых ступеней формирования эффективного стиля руководителя можно выделить следующие:

1. Исследование текущего состояния стиля руководителя в управлении предприятием. На этом этапе проводится подробный ситуационный анализ стиля руководителя, изучаются все его компоненты – внутренние и внешние. Исследуются мнения сотрудников, партнеров и потребителей услуг относительно стиля руководителя. Анализируется информационное поле (объем информации о руководителе предприятия в СМИ) и оценивается отношение СМИ к самому руководителю и его организации. Также определяются основные аспекты восприятия стиля руководителя в управлении предприятием на основе дополнительного опроса сотрудников и партнеров предприятия. Выявляются проблемные места и разрабатываются направления для совершенствования стиля руководителя.

2. Формирование стратегии по разработке эффективного стиля руководителя. На этой стадии, на основании проведенных исследований, вырабатываются меры по совершенствованию стиля руководителя по каждому из определенных направлений. Если стиль руководителя критикуется в СМИ, то следует разработать и опубликовать положительную информацию о руководителе как личности: его семейное положение, наличие детей, образование и пути продвижения по карьерной лестнице. Описать его увлечения (спорт, музыка, активный отдых и т.д.), а также спонсорскую и благотворительную деятельность (если таковых не имеется, то следует провести мероприятия в данном направлении). Далее перечислить достижения и планы на будущее.


С помощью менеджеров выявить основные элементы, формирующие стиль управления руководителя: целесообразность распределения полномочий; установление степени ответственности; особенности характера процесса принятия управленческих решений; эффективность методов руководства; эффективность контроля за деятельностью подчиненных; отношение подчиненных к самостоятельности; степень их инициативы; определение уровня сотрудничества и доверия между подчиненными и руководителем; отношение сотрудников к нововведениям; выявление их заинтересованности в образовательном и профессиональном росте.

Если стиль руководителя не устраивает сотрудников коллектива, то разработать мероприятия по его улучшению в их глазах. В этом случае разработать план мероприятий, включающих проведение собраний по обсуждению значимых для сотрудников вопросов и проблем, индивидуальных бесед-консультаций с сотрудниками.

Если стиль руководителя не устраивает партнеров, то следует разработать примерные мероприятия следующего содержания: встречи с партнерами в непринужденной обстановке (ресторан, спортивный клуб, совместные выезды на отдых и другое), проведение круглых столов, разработка совместных стратегий долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества и другое.

Исходя из имеющегося потенциала, ставятся основные цели и задачи, а также разрабатываются основные этапы реализации этих задач на календарный год.

3. Формирование внешнего стиля руководителя. В целях построения эффективного стиля руководителя следует пригласить стилиста, который проведет оценку внешнего вида руководителя и разработает программу его улучшения: в одежде, обуви, прическе и другое.

4. Формирование психологического портрета руководителя. В этих целях следует пригласить психолога, который оценит руководителя по следующим параметрам: речевая грамотность, вербальная и невербальная коммуникабельность. В случае выявления недостатков, включить работу психолога с руководителем в календарный план руководителя.

5. Формирование стилистической обстановки вокруг руководителя. В целях формирования эффективного стиля руководителя также следует пригласить дизайнера. Обстановка того места, в котором руководитель принимает людей, является важным сопутствующим фактором стиля руководства. Располагающая к беседе и обсуждениям обстановка является дополнительным фактором стиля руководителя.

6. Реализация и контроль стиля руководителя. Деятельность по реализации стратегии ведется в двух направлениях. С одной стороны, поэтапно осуществляются намеченные меры по реализации стратегии формирования эффективного стиля руководителя. С другой стороны, ведется регулярный мониторинг текущего состояния стиля руководителя – как в публикациях СМИ, так и в глазах сотрудников, партнеров, потребителей товаров и услуг. Это позволяет своевременно оценивать развитие ситуации, принимать тактические решения по формированию эффективного стиля руководства.