Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1329
Скачиваний: 23
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Искусственный интеллект
1.2. Создание искусственного интеллекта
1.3. Специфика работы искусственного интеллекта в настоящее время
Глава 2. Искусственный интеллект в цифровой экономике России
2.1. Внедрение искусственного интеллекта в экономику России
2.2. Виды и сферы применения искусственного интеллекта
2.3. Влияние искусственного интеллекта на экономику и общество
2.4. Тенденции и перспективы развития искусственного интеллекта
Кроме того, для решения задач по развитию высокотехнологичной отрасли «Искусственный интеллект» бизнесом сформирован Альянс искусственного интеллекта, который включает основных участников рынка, заинтересованных в развитии отрасли (ПАО Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group, МТС, «Газпром нефть» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, организаций бизнеса и науки постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 г, № 1500 создана подкомиссия по развитию искусственного интеллекта, сопредседателями которых являются Орешкин М.С., Министр экономического развития Российской Федерации и Греф Г.О., Президент, Председатель Правления ПАО Сбербанк.
Главными задачами деятельности подкомиссии является рассмотрение предложений, связанных с развитием искусственного интеллекта, согласование мероприятий федерального проекта «Искусственный интеллект», содействие реализации «дорожной карты» по развитию высокотехнологичной области «Искусственный интеллект» и реализации соглашений, заключенных между Правительством Российской Федерации и ПАО Сбербанк, а также между Правительством Российской Федерации и АО «УК «РФПИ». Кроме того, в целях изучения лучшего зарубежного опыта развития ИИ Министерством ведется работа по созданию центра четвертой промышленной революции на платформе ПАО Сбербанк, открытие которого планируется в 2020 году.
В случае отсутствия должного внимания со стороны государства к указанной отрасли Россия рискует упустить возможность технологического прорыва. Глобальный рынок технологических решений на основе искусственного интеллекта будет поделен между странами-конкурентами, что затруднит развитие России в стратегически важных отраслях экономики и замедлит её развитие. Сегодня Россию не часто причисляют к лидерам в использовании возможностей искусственного интеллекта, каковыми принято называть Китай и США. Но потенциал у РФ есть, признают эксперты, отмечая сильную математическую подготовку российских разработчиков. Ключевым препятствием на пути России в число мировых лидеров в сфере ИИ специалисты видят финансирование.[9]
2.2. Виды и сферы применения искусственного интеллекта
В России, рынок искусственного интеллекта ещё только формируется. Российские компании будут активно инвестировать такие технологии, как встроенный (ИИ), машинное обучение и обработка данных на естественном языке. Отраслевой лидер по количеству проектов (ИИ) - финансовый сектор. С помощью интеллектуальных технологий банки создают персональные продукты, эффективнее оценивают риски кредитования, противодействуют финансовым преступлениям. Элементы (ИИ) - например, универсальные платформы по интеллектуальной обработке информации - позволяют ускорить открытие банковского счета для малого и среднего бизнеса. Если роботизировать процесс - автоматически определять типы документов, извлекать и заносить в систему нужные данные, а затем проверять информацию по базам регуляторов, то вопрос может быть решен в полтора раза быстрее.[10] Такую платформу применяет группа ВТБ. Решение быстро классифицирует документы и получает из них необходимую информацию. В Тинькофф Банке, (ИИ) сопоставляет данные о человеке и его финансовый запрос со скоринг-моделями и за несколько секунд подбирает для него три-четыре кредитных предложения. МКБ использует платформу на основе технологий ABBYY, которая ускоряет обработку клиентских документов для оформления потребительских кредитов. Пока менеджер общается с клиентом и предлагает ему банковские продукты, «умный» алгоритм сам заполняет данные, читает и анализирует документы. С помощью решения менеджеры банка открывают на 25% больше счетов.
В Сбербанке рассчитывают, что роботы будут принимать большинство решений о выдаче кредитов и формировать для потребителей индивидуальные предложения. Применение (ИИ) выгодно и банку, и клиентам. Искусственный интеллект позволит финансовому сектору сократить издержки на рутинные операции, риски и убытки от непредвиденных ситуаций. Машинное обучение помогает банкам более точно определять заемщиков с низкой платежной дисциплиной и прогнозировать просрочку выплат. Модели на основе (ИИ), строят более качественные прогнозы, однако они менее прозрачны по сравнению с традиционными методами аналитики и требуют высокой квалификации в области работы с данными. Это основное ограничение, не позволяющее широко применять искусственный интеллект в кредитных организациях. Впрочем, это не мешает уже сейчас использовать машинные алгоритмы для управления рисками и анализа потребностей клиентов.
В промышленности разработки в области (ИИ), позволяют полностью или частично роботизировать множество процессов. Машины используют для сборки, упаковки и отгрузки электроники и автомобилей, строительства домов. Технологии можно применять для визуального контроля оборудования, которое находится в сложных и опасных зонах производства. С помощью (ИИ), предприятия повышают качество продукции, снижают затраты на ремонт оборудования, анализируют операционные показатели. Например, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) применяет искусственный интеллект, чтобы экономить до 5% ферросплавов при производстве стали. Решение на основе машинного обучения принимает данные о составе смеси, которая поступает на переработку, требования по содержанию химических элементов в готовой стали, и дает оператору рекомендации, сколько нужно использовать добавочных материалов в производстве.
«Газпром нефть» использует (ИИ), на нефтеперерабатывающих заводах, чтобы отслеживать качество автомобильного топлива и оповещать сотрудников о возможных отклонениях в работе оборудования. В режиме реального времени более 250 тыс. датчиков и десятки систем отправляют в центр информацию из блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти». Каждую секунду машина анализирует 180 тыс. сигналов. Человеку только на просмотр этой информации потребовалось бы около недели. В «Сургутнефтегазе» интеллектуальная платформа мгновенно извлекает данные из финансовых, кадровых, производственных документов. Решение обрабатывает более 10 тыс. документов в неделю, определяет тип, извлекает данные и отправляет их в учетные системы. Таким образом, информация моментально становится доступна сотрудникам в шести разных часовых поясах. Это помогает им оперативно анализировать время и ресурсы, которые требуются для работы на месторождениях. В сфере услуг, (ИИ) используют, чтобы предсказывать предпочтения клиентов. Компании выстраивают прямую связь с пользователем с точностью до имени, платежного кошелька и привязанной банковской карты, аккаунта в социальной сети и его действий. Это помогает создавать персонализированные предложения, даже если у компании миллионы клиентов по всему миру. В сфере продаж, (ИИ) помогает снижать затраты на обслуживание клиентов, оптимизировать логистику и перераспределять товарные остатки, а также разрабатывать персонализированные предложения. Например, механизм рекомендаций на основе искусственного интеллекта обеспечивает Amazon 35% продаж. Так же цифровые платформы и образованные из них экосистемы, позволяют автоматизировать процесс продажи с помощью различных сервисов, что можно посмотреть на примере Alibaba Group. В телекоммуникациях, возможности машинного обучения интересны для прогнозирования интересов абонентов, отмечают в «Триколор ТВ». Компания использует интеллектуальную платформу ABBYY для автоматизированной обработки абонентских договоров и заявлений. С помощью данных из клиентских документов компания выявляет потребности пользователей и создает проекты и услуги, которые формируют новый уровень телевидения. Сюда присоединяются и другие операторы МТС, Билайн, Мегафон, предоставляя своё телевидение и организуя продажу своих продуктов с помощью искусственного интеллекта.
С сфере здравоохранения, так же активно применяется искусственный интеллект и теперь можно с лёгкостью получить консультацию и записаться к врачу. Технологии (ИИ), помогают решить этот вопрос. Например, с помощью телемедицины и программы mHealth.[11] Кроме того, искусственный интеллект, учат распознавать симптомы возникновения злокачественных опухолей, диагностировать нарушения зрения, туберкулёз, нарушение работы головного мозга. Примером работы программы, выступает сервис Ada. Это мобильное приложение, которое задаёт человеку вопросы, а тот – описывает симптомы, после чего Ada, ищет информацию о проблеме и даёт рекомендации. Для людей, которые выписались из больницы, разработано специальное приложение Sense.ly, которое в режиме реального времени анализирует состояние здоровья человека, а затем отправляет эти данные лечащему врачу.
2.3. Влияние искусственного интеллекта на экономику и общество
Искусственный интеллект может повысить эффективность экономики, но получение выгоды, будет неравномерной. Внедрение (ИИ) способствует еще большему отставанию развивающихся стран от развитых, тем самым усиливая и без того высокий цифровой разрыв между государствами. На уровне компаний использование ИИ может привести к увеличению разрыва в производительности между лидерами по внедрению этих технологий и теми, кто промедлил во внедрении либо вовсе не использовал технологии в своей деятельности. Наконец, (ИИ) может сдвинуть спрос на мировом рынке труда с профессий, требующих выполнения рутинных задач, к социально и познавательно ориентированным специальностям, а также к связанным с деятельностью, которую трудно автоматизировать. Это приведет к повышению безработицы в первое время внедрения.
В случае неэффективного развития и внедрения технологий (ИИ), может начаться усугубление неравенства между национальными экономиками, отдельными компаниями и работниками на рынке труда, а это станет катализатором возможных социальных конфликтов. Во избежание этого, правительства стран совместно с бизнесом обязаны обеспечить поддержку и безболезненный переход работников на новые востребованные рабочие места, а самим людям будет необходимо освоить новые навыки в соответствии с потребностями динамично меняющегося рынка труда.
Искусственный интеллект, как и любая вычислительная система так же может иметь недочеты и недосмотрев можно получить сбой любой сложности, одним из примеров такого искусственного интеллекта является тот который ввел в работу Сбербанк. У Искусственного интеллекта, который они ввели в свою деятельность произошел сбой по вине которого потеряли миллиарды рублей. Как заявил глава банка Герман Греф: «Искусственный интеллект, как правило, принимает решение в больших системах. Маленькая ошибка, закравшаяся в алгоритм, может приводить к очень большим последствиям. В нашей практике мы теряли большие деньги на этом. Из-за того, что машина совершала маленькую ошибку на больших объемах, мы теряли миллиарды рублей».[12]
Внедрение искусственного интеллекта в Сбербанке влияет и на численность сотрудников среднего звена: было сокращено около 70% менеджеров.[13]
Алгоритмы помогают автоматизировать выполнение однотипных рутинных операций, давая возможность трейдерам концентрироваться на наилучшем ценообразовании для клиентов и управлении риском. В результате происходит определенное перепрофилирование трейдинга в сторону большей технологичности торговых операций. Но, при этом трейдерам по-прежнему приходится осуществлять все крупные и нестандартные операции».[14] В будущем, еще больше вырастет ценность информации для социума, данные будут формироваться не только людьми, но и новыми устройствами, а также произойдет глобальный переход в облако.
С каждым годом формирование данных все больше автоматизируется и анализируется, а полученные данные сразу же перемещают в пограничные сегменты сети. Наблюдается рост доли информации, которую производит бизнес сектор. И эта информация начинает обгонять потребительскую. Хранятся же и те, и другие данные на коммерческих серверах. Пройдет и волна переосмысления ценностей информации, так как большие потоки данных, и их разнообразие, и их критически важная роль, вызовут у компаний и потребителей новые затруднения. Информация будет собираться с учетом влияния на ту или иную сферу деятельности. Важность данных в жизни общества еще больше возрастет, современная инфраструктура не сможет обходиться без них, а человек – комфортно жить. Без них, не поедут беспилотные автомобили и остановятся медицинские приборы, поддерживающие жизни миллионов человек. В ближайшие годы, среднее количество информационных воздействий на душу населения вырастет в 20 раз. Наши дома, рабочие места, приборы и нательные устройства, транспортные средства и имплантаты постепенно становятся «умнее», и все больше устройств можно подключить к интернету вещей. Самой главной основой существования мира станет информационная безопасность. Вместе с взрывным ростом общего мирового объема информации разрыв между защищенными данными и теми, которые необходимо оградить от посягательств киберпреступников, только увеличится. Обязательными будут системы безопасности для обработки корпоративных финансовых данных, личной информации и медицинской документации. Искусственный интеллект - динамично развивающаяся система, которая имеет ряд недочетов, но в тоже время эти же недочеты можно исправить или же улучшить тем самым передвигая (ИИ) на следующий уровень развития. И в скором времени он станет такой же незаменимой частью нашей жизни как интернет или прочие технологии. Но и недостатками такой системы будет неравенство на рынке развитых стран перед не развитыми, и незащищенность этой системы перед киберпреступностью. Так же, искусственный интеллект, несёт в себе следующие опасения:
- Полная зависимость от компьютеров
- Непредсказуемость
- Использование боевых роботов
- Социальные риски
- Ошибки в системах ИИ
- Экзистенциальные риски
Развитие систем с ИИ приведет к появлению таких систем в качестве руководителей (менеджеров), которые будут руководить работой сотрудников. Плюсы таких решений очевидны – это рост производительности труда и качества продукции, обеспечение безопасности, повышение комфортности жизни и многое другое. Опасения у экспертов вызывает то, что этот процесс цифровизации продолжается и сейчас речь идет об Интернете вещей, Индустрии 4.0 (цифровой экономике). Таким образом, незаметная передача машинам возможности принимать решения продолжается, но последствия данного процесса из-за масштаба системы совершенно не просчитаны. Технический прогресс приводит к неконтролируемому созданию новых и совершенствованию существующих опасных технологий. Судьба и жизнь множества людей (а может быть, и всего человечества) может зависеть от действий небольших групп ученых и разработчиков. Возник специальный термин, технологическая сингулярность - гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным человеческому пониманию.
Переход к принятию решений компьютерами был бы безопасным, но основные опасения вызывает непредсказуемость систем, обладающих самосознанием, а также влияние на них разного рода случайностей. Это осложняется грядущим неминуемым «интеллектуальным взрывом». Всё дело в потенциальной скорости самоусовершенствования ИИ. Множество разговоров, касающихся ИИ, основано на том, что, обладая способностью к самообучению, ИИ с некоторого момента превращается в искусственный сверхразум, опыта переговоров с которым у человечества нет. Кроме кнопки выключения электропитания, средств воздействия на него также пока не создано.
Сейчас, около 60 стран мира имеют или разрабатывают боевых роботов. Конкретные аргументы против автономных боевых роботов заключаются, например, в том, что они могут игнорировать «белый флаг», означающий намерение сдаться в плен, не смогут достоверно отличить мирных граждан от военнослужащих, что может привести к дополнительным человеческим жертвам при использовании таких роботов во время боевых действий. В последнее время в боевых роботах отрабатываются алгоритмы поведения, использующие ложь и обман. Такие методы помогут им обмануть потенциальных врагов, а так же людей и других роботов. Однако при этом возникают этические проблемы, а попадание подобных систем в руки террористов может привести к катастрофическим последствиям.