Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. задачи и ФУНКЦИИ НОТАРИАТА в РФ
1.2. Проблемы совершенствования нормативного регулирования нотариальной деятельности
Глава 2. роль Нотариата в системе защиты гражданских прав
2.1. Характеристика правозащитной функции нотариата
2.2. Актуальные проблемы защиты нотариатом охраняемых законом интересов
Также указанным Федеральным законом в Основы о нотариате внесены существенные изменения, касающиеся таких вопросов, как установление дополнительных требований для лиц, претендующих на должность нотариуса, порядка взаимодействия с органами местного самоуправления по регистрации и учету совершаемых ими нотариальных действий и контроля за ними в этой области.
Так, в статье 14.1. Основ о нотариате закреплены основания приостановления полномочий нотариуса. Приостановить полномочия нотариуса возможно в судебном порядке в случае, если у нотариуса отсутствует договор страхования гражданской ответственности, заключение нотариуса под стражу или домашний арест, в случае временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке уголовно-процессуального законодательства. [23..6]
Среди новелл в законодательстве можно также отметить то, что предполагается повысить доказательственную силу нотариального акта, изменить систему нотариального тарифа, в том числе при удостоверении сделок с недвижимостью, а в самой сфере регистрации прав ускорить ее регистрацию и др. С 1 января признана утратившей силу статья 36 Основ. В связи с этим изменением, правом выдачи свидетельств о праве на наследство после смерти наследодателя, умершего после 1 января 2015 г., обладают все нотариусы в пределах нотариального округа. Однако на территории Забайкальского и Красноярского краев ведение нотариусами наследственных дел и после 1.01.2015 г. продолжает осуществляться в прежнем порядке - по алфавитно-территориальному принципу. В обоих субъектах принято решение о преждевременности изменения существующего порядка распределения ведения наследственных дел. В Красноярском крае нотариальной палатой принято решение в течение 2015 г. провести подготовительные мероприятия и начать открытие и ведение наследственных дел по принципу «Наследство без границ» с 1 января 2016 г. [17.C.32]
Главным управлением Министерства юстиции РФ по Новосибирской области в ноябре 2014 г. проанализирована практика реализации принципа «Наследство без границ» на территории Сибирского федерального округа. Так, из представленной территориальными органами Минюста России информации следует, что в 5 субъектах округа (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайский край и Кемеровская область) территориальными управлениями и нотариальными палатами в различные периоды подписаны совместные решения, в соответствии с которыми граждане имеют возможность обратиться для оформления наследства к любому нотариусу соответствующего нотариального округа в субъекте Федерации. [20.C.61]
Как отметили территориальные управления, с момента перехода нотариусов на данный порядок ведения наследственных дел, ни в управления, ни в нотариальную палату жалоб от граждан не поступало.
Таким образом, на основе полученного опыта можно сделать вывод о целесообразности данного принципа открытия наследственных дел, а также выявить его положительные и отрицательные моменты.
Так, например, необходимо урегулировать ряд технических моментов (таких, как отсутствие дублирования и параллельного ведения наследственных дел), решение которых позволит в полной мере открывать и вести наследственные дела по новому принципу. [24.C.87]
С 1 июля 2014 г. введена в действие Единая информационная система нотариата, которая содержит в числе других реестров и реестр наследственных дел, направленный на обеспечение надлежащего ведения наследственных дел, избежание их дублирования и параллельного ведения. Возможности ЕИС предоставляют наследнику право выбора конкретного нотариуса для ведения наследственного дела и дают возможность гражданам получить нотариальную помощь. В целом же ЕИС предоставит нотариусам доступ к сведениям, содержащимся в электронных реестрах Единой информационной системы нотариата. Это означает, что ЕИС начинает полноценно исполнять свои функции, для которых она создавалась. Использование ЕИС в полной мере позволит осуществлять проверку подлинности или актуальности доверенностей, завещаний, брачных договоров, выдавать электронные выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Однако такая возможность отсутствует у нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (Республика Тыва), поскольку у них ЕИС пока не внедрена. [24.C.76]
Приказом Минюста России № 78 от 16 апреля 2014г. [5] утверждены новые Правила нотариального делопроизводства, в которых, помимо прочих внесенных изменений, появилась новая глава о работе с электронными документами, что дает право заявителю подавать, а нотариусу принимать документы изначально в электронном формате.
В практике нотариусов ряд форм электронного взаимодействия уже успешно применяются на практике. Однако полный переход на обмен электронной информацией между нотариусами, органами власти и иными лицами в настоящее время является лишь перспективным. Этот процесс требует значительного ускорения, так как получение нотариусом информации для совершения нотариального действия из третьих источников (не от обратившегося лица) в значительной степени исключает возможность предоставления нотариусу недостоверной (подложной) информации. В свою очередь, этот фактор усиливает гарантии стабильности и законности гражданского оборота, гарантии соблюдения и защиты конституционных прав граждан. [25.C.7]
Выводы:
Согласно ст. 72 Конституции РФ [1] нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что по вопросам организации и деятельности нотариата субъекты РФ вправе издавать свои нормативные акты. На сегодняшний день в ряде субъектов Федерации действуют свои законы о нотариате, которые должны соответствовать Основам законодательства РФ о нотариате. В частности, соответствующие законы приняты в Москве, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области и др. [25.C.8]
Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», а также нормативные акты Министерства юстиции РФ, которые в ряде случаев применяются совместно с Федеральной нотариальной палатой, такие, к примеру, как приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации». [11]
Глава 2. роль Нотариата в системе защиты гражданских прав
2.1. Характеристика правозащитной функции нотариата
В государствах, относящихся к романо-германской правовой семье, нотариус осуществляет государственно-регулятивные функции применительно к имущественным отношениям граждан и юридических лиц. Среди этих функции, как отмечает В.В. Ярков, можно выделить социальные, которые характеризуют место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России, и содержательные, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности. [29.C.32]
В рамках данной классификации к социальным функциям нотариата можно отнести следующие: предупредительно-профилактическая, правореализационная, правоохранительная, правозащитная, фискальная. К содержательным функциям нотариата можно отнести следующие: правоустанавливающая, удостоверительная, охранительная, юрисдикционная. [18.C.54]
Наличие у нотариата отдельных функций из числа вышеперечисленных иногда подвергается сомнению. В частности, достаточно редко выделяется в качестве самостоятельной правозащитная функция нотариата.
По нашему мнению, в современных условиях именно правозащитная функция нотариата выступает на первый план. Это связано с той важной ролью, которую играют права человека в условиях современного демократического государства, стремящегося построить конкурентную рыночную экономику, основанную на многообразии форм собственности.
Деятельность нотариуса способствует закреплению и реализации имущественных прав граждан. Нотариус оформляет право собственности на недвижимость, наследственные права и т.д. Именно благодаря качественной работе нотариата имущественные, а в некоторых случаях и личные неимущественные права граждан оказываются защищенными, у граждан не возникает потребности отстаивать свои права в суде. В итоге нотариат вполне может рассматриваться как особая форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов. [16.C.55]
Правозащитная функция нотариата логично вытекает из его правовой природы и сближает нотариат с судебными органами. Ее важность неоспорима в правовом государстве, где необходимо иметь действенные юридические механизмы защиты прав и законных интересов. [14..65]
Принцип публичности в деятельности нотариуса и его правозащитная функция тесно взаимосвязаны. Защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым реализует публичный интерес, проявляющийся в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильной жизни.
При этом сам принцип публичности базируется на делегировании государством части своих функций нотариальным органам, и находит широкое отражение в организации и деятельности нотариата. Он проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах, включая формирование системы нотариата по воле государства, осуществление нотариальных действий от имени государства и в установленном государством порядке, наличие четко определенных государством процессуальных форм. Установление и соблюдение необходимых процессуальных форм в деятельности нотариусов может рассматриваться как важный фактор повышения эффективности реализации правозащитной функции нотариата. [21.C.87]
2.2. Актуальные проблемы защиты нотариатом охраняемых законом интересов
Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью в Российской Федерации, а их защита - это обязанность государства. При этом Конституцией Российской Федерации гарантирована государственная (внесудебная) и судебная защита прав и свобод каждого человека [1].
Если судебная защита прав осуществляется непосредственно судами, то способов внесудебной защиты существует множество. К институтам, деятельность которых направлена на внесудебную защиту прав граждан, можно отнести нотариат. [13.C.87]
Согласно ч. 1 ст. 1 «Основ законодательства о нотариате» нотариат «призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [1].
Указанная защита прав осуществляется нотариусами путем совершения (несовершения) нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальным действием считается процедура с участием нотариуса, создающая определенные юридические последствия и направленная на установление, изменение или прекращение прав лиц, обратившихся к нотариусу. Перечень нотариальных действий установлен законом [3].
Нотариат как институт, защищающий права граждан, имеет двойственную природу. Этот факт неоднократно отмечался в юридической литературе. Так, Н. И. Куленко указывает, что нотариат характеризуется «наличием черт государственно-властной структуры и одновременно развитием самоуправленческих свободных начал, принципов, повышением удельного веса нотариусов, занимающихся частной практикой, появлением нотариальных палат, не являющихся государственными структурами» [14].
В негативном свете рассматривают государственный нотариат как институт защиты прав граждан А. В. Малько и Н. В. Богатырев, которые отмечают, что «правовое положение государственных нотариусов характеризуется полным отсутствием таких важных элементов осуществления нотариальной деятельности, как независимость, личная ответственность, страхование риска профессиональной ответственности, корпоративная солидарность и т.д.» [25].
Уникальность частного нотариата как института внесудебной защиты конституционных прав граждан заключается именно в его независимости от государства, несмотря на публичность действий. Деятельность частных нотариусов гарантирована федеральным законодательством, однако при этом нотариат не включен в систему органов власти, в своей работе фактически независим от государства (в отличие от государственных нотариальных контор), автономен. Эта особенность позволяет говорить о роли частного нотариата в развитии гражданского общества в Российской Федерации: защита прав граждан производится негосударственным образованием, при этом результат нотариальных действий имеет особое юридическое значение в том числе и для государственных органов.