Файл: Особенности исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих..pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 1559
Скачиваний: 46
СОДЕРЖАНИЕ
Глава.1 Теоретико-правовые основы статуса и уголовной ответственности военнослужащих
1.1.Понятие и правовое регулирование организации военной службы.
1.2.Уголовная ответственность военнослужащих.
Глава.2 Анализ исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих
2.1.Уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих.
2.2.Проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих.
Введение
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ)[1] возлагает на граждан обязанность и долг по защите отечества. Институт защиты отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер и военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым в обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.
Опасность противоправного поведения военнослужащих объективно связана с ослаблением воинской дисциплины, с дискредитацией воинских отношений, снижением боеготовности и, как следствие, невозможностью надлежащего выполнения войсками своих конституционных обязанностей и реализации мирной оборонной доктрины государства. Боеготовность и обороноспособность важны не только как факторы защиты от внешней угрозы, они оказываются значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости страны.
Учитывая исторические традиции и современные реалии в организации деятельности ряда органов государственной власти, используются элементы военной службы, что приводит к похожести работы их сотрудников на военную службу. Однако, специфика исполнения и отбывания воинских наказаний, определяемая уголовно-исполнительным законодательством, распространяется именно на категории лиц, относящиеся к военнослужащим, и деятельность, которая считается военной службой. Данный факт необходимо учитывать при решении вопроса привлечения к уголовной ответственности и определения особенностей отбывания наказаний.
Объектом исследования в курсовой работе являются правоотношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормы права, регулирующие исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих.
Цель курсовой работы: анализ особенностей исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
- раскрыть понятие и правовое регулирование организации военной службы;
- изучить уголовную ответственность военнослужащих;
- рассмотреть уголовно-правовые и криминологические аспекты исполнения наказаний в отношении военнослужащих;
- выявить проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих.
В ходе изучения исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих используются следующие методы: системно-структурный нормативный.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, УИК РФ[2], федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при дальнейшем изучении исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава.1 Теоретико-правовые основы статуса и уголовной ответственности военнослужащих
1.1.Понятие и правовое регулирование организации военной службы.
Военная служба выступает одним из важнейших видов деятельности граждан, непосредственно связанным с обеспечением безопасности государства. Посредством неё выполняется множество разнообразных задач и функций, от успешного осуществления которых зависят стабильность в обществе, его способность функционировать и защищаться извне.
Правовые основы, регламентирующие данный институт, выражаются в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указами Президента РФ и иными нормативно-правовыми актами. Так, действующей Конституцией РФ прямо устанавливаются основы обороны и безопасности государства. Отметим, что в ст. 59 она закрепляет: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется, а определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В нём обозначается и понятие военной службы, под которой стоит понимать особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства[3]. Таким образом, исходя из этого, можно сделать вывод, что законодателем подчёркивается особая природа военной службы, отличная от других видов государственной службы. Это выражается прежде всего в наличии специфических особенностей у военной службы, которые выражаются в определённых установлениях, вытекающих из военного дела и существенно влияющих на характер служебных правоотношений в структурах, где осуществляется военная служба. Особый статус рассматриваемому институту придаёт, безусловно, его функциональное назначение - обеспечивать оборону и безопасность государства в период вооружённых конфликтов, в условиях военного и чрезвычайного положения, в соответствии с международными договорами.
Вышесказанное обуславливает сложность и многообразность построения военной службы на территории РФ. Так, основной военной организацией государства являются Вооружённые Силы РФ, состоящие из центральных органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций. В соответствии с установленной организационной структурой Вооружённых Сил РФ и системой должностей можно выделить следующие формы военной службы: военная служба офицеров; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.
Согласно Закону о воинской обязанности и военной службе, военная служба также может осуществляться в зависимости от способа поступления на неё. В этом ключе выделяются военная служба по призыву и военная служба по контракту. В основе разграничения этих категорий находятся основания зачисления на военную службу, условия и порядок её прохождения. Так, граждане призываются на военную службу в соответствии с указами Президента Российской Федерации. Так, в Указе Президента РФ от 30.03.2020 № 232 регламентируется, что с 1 апреля по 15 июля 2020 г. должен быть обеспечен призыв граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, в количестве 135 тыс. человек[4].
Началом военной службы нужно считать день, когда гражданин покинул военкомат субъекта Российской Федерации к месту своей службы. Также с этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или к иным видам юридической ответственности по военному законодательству. Из этого следует, что гражданин приобретает статус военнослужащего и обретает новые права, обязанности и несет ответственность с того момента, когда начал проходить военную службу.
Основной срок прохождения военной службы по призыву составляет 12 месяцев. Последним днем военной службы считается тот день, когда военнослужащий исключается из состава воинской части.
Отметим, что за уклонение от военной службы по призыву в РФ гражданин подвергается административной или уголовной ответственности. Так, например, в КоАП РФ предусмотрена ст. 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Неявка гражданина, который состоит или обязан состоять на воинском учёте, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в назначенное время и место без уважительной причины влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трёх тысяч руб[5].
В случае неоднократных и систематических уклонений от призыва на военную службу наступает уголовная ответственность. В п. 1 ст. 328 УК РФ предусматриваются наказания за «уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы»[6].
Условиями прохождения военной службы по контракту является ее прохождение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или органах в определенный контрактом срок. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Военнослужащий обязуется добросовестно выполнять все обязанности, установленные законодательством, а также получает право на соблюдение своих прав и прав членов семьи, на получение установленных льгот, гарантий и компенсаций. Последнее, в свою очередь, не предусматривается для лиц, проходящих военную службу по призыву.
Стоит отметить, что к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту предъявляются повышенные требования. Так, они должны владеть государственным языком РФ, соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к определённым военно-учётным специальностям. Также в п. 4 ст. 33 Закона о воинской обязанности и военной службе к поступающим на службу по контракту закрепляются требования по уровню образования, квалификации и физической подготовки.
Отдельное внимание для рассмотрения заслуживает и такая категория как «правовой статус военнослужащих». В Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» сказано, что под ним понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации[7].
К правам военнослужащих относятся законодательно установленные правовые возможности, необходимые для осуществления их должностных обязанностей по тем или иным должностям военной службы. Стоит отметить, что некоторые права военнослужащих, имеющие прежде всего конституционную природу, могут быть ограничены, поскольку это необходимо для поддержания безопасности и обороны государства. К примеру, гражданин, призванный на военную службу, не может в полной мере реализовать свое право на свободу распоряжения способностями к труду, на свободу передвижения. Военная служба по призыву осуществляется вне зависимости от воли призываемых граждан, тем самым происходит ограничение определённых прав военнослужащих.
В правовом статусе военнослужащего важным является и то, что его особенности определяются также возложенными на него обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни и здоровья. К числу них относятся общие обязанности, выражающиеся в хранении верности Военной присяге, служении народу РФ, соблюдении законодательства РФ, выполнении требований командиров и др.; должностные и специальные обязанности[8].
Юридическую ответственность военнослужащего стоит рассматривать как предусмотренную правовыми нормами обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В Законе о статусе военнослужащих регламентируется возможность привлечения военнослужащего, совершившего правонарушение, к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения.
Институт юридической ответственности военнослужащих является сложным и многоплановым по своему содержанию, соприкасается прежде всего с исключительностью выполняемых ими задач по защите Отечества, военно-правовых норм.
В заключение отметим, что на современном этапе правовому элементу в реформировании военной службы РФ отводится приоритетная роль. Это выражается в широком массиве сложившихся правовых основ, регулирующих её организацию и прохождение, а также во взаимодействии и функционировании государственных органов, организаций, воинских формирований, частей и других субъектов, выполняющих задачи по военному управлению, обеспечению защиты и безопасности государства. Вместе с этим вопросы, связанные с совершенствованием института военной службы в РФ, не перестают быть предметом для дальнейших научных исследований и разработок.
1.2.Уголовная ответственность военнослужащих.
Как было отмечено выше, в статус военнослужащего помимо прав и обязанностей входит и ответственность. Особое место среди видов ответственности занимает - уголовная.
Правовым основанием для уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина РФ. Эта норма права запрещает гражданам уклоняться от исполнения воинской службы, а военнослужащим - нарушать установленный уставами, порядок прохождения военной службы.