Файл: Особенности исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 1556

Скачиваний: 46

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, как свидетельствуют вышеприведенные сведения, в войсках существует положительная тенденция снижение динамики совершаемых преступлений. Немалая заслуга складывающейся ситуации принадлежит совершенствованию системы отбывания наказаний осужденными военнослужащими.

Система применяемых в отношении военнослужащих наказаний, в целом, отвечает современным потребностям общества и государства. Об этом свидетельствует как снижение общего количества обвинительных приговоров, так и число назначаемых воинских наказаний.

Специфика воинских наказаний заключается так же и в том, что они исполняются не сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а соответствующими воинскими подразделениями, что ставит перед командованием данных частей двоякую задачу, с одной стороны, они должны обеспечить реализацию предусмотренных приговором правоограничений, с другой стороны, организацию и проведение военной подготовки.

Практика показывает, что при исполнении воинских наказаний существует возможность применения комплекса как традиционных средств исправления осужденных, так и методов воинского воспитания, обладающих одновременно уголовно-исполнительной и военноадминистративной спецификой.

2.2.Проблемы назначения и исполнения наказаний в отношении военнослужащих.

Ч. 3 ст. 331 действующего УК РФ гласит, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершённые в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени. Данная норма изложена не совсем удачно, поскольку уголовный кодекс является единственным кодифицированным законом, устанавливающим уголовную ответственность в России. Согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс. Более того, такого закона в РФ до настоящего времени нет, и о его разработке ничего не слышно, несмотря на фактическое пребывание российских военнослужащих в условиях боевой обстановки.

Отсутствие таких норм является очевидным пробелом в российском уголовном законодательстве, поскольку воинские преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке, представляют повышенную общественную опасность и должны предполагать более суровую уголовную ответственность, что и было ранее установлено в советском уголовном законодательстве. УК РФ в ст. 356 ограничивается лишь общей нормой об ответственности за применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, не уточняя конкретные формы указанных преступлений, что не улучшает восприятие и предупредительное воздействие уголовного закона в этой части[14].


По нашему мнению, своевременное и подробное введение таких норм в уголовный закон Российской Федерации позволит эффективнее решать вопросы привлечения к уголовной ответственности виновных в совершении преступлений, совершенных в военное время или в боевой обстановке (при обязательном четком закреплении этих понятий в законе, чтобы было понятно, что такое война и военное время, в каких случаях наступает боевая обстановка, и чем она отличается от других ситуаций, например, патрулирования). Это также будет способствовать более ясному пониманию военнослужащими, что именно запрещено делать, то есть способствовать профилактике таких преступлений и соблюдению военнослужащими норм Международного гуманитарного права, ратифицированных Российской Федерацией и, в силу этого, обязательных к соблюдению.

Помимо указанного, имеются проблемы с применением уголовного законодательства РФ при назначении уголовных наказаний военнослужащим и в мирное время. Такие наказания как ограничение свободы и принудительные работы не применяются ко всем военнослужащим в силу прямого законодательного запрета в ст. 53 и 531 УК РФ, а обязательные работы и исправительные работы не назначаются военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленный законом срок военной службы по призыву.

Этой категории военнослужащих на основании ст. 55 УК РФ может быть также назначено наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части от трех месяцев до двух лет, как за совершение преступлений против военной службы, так и при замене наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Наказание в виде ареста, предусмотренное ст. 54 УК РФ не введено в действие в связи с отсутствием необходимых условий для его отбывания гражданскими лицами в арестных домах.

Между тем, согласно ч. 3 ст. 54 УК РФ, военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. При этом в настоящее время на гарнизонных гауптвахтах, где по решениям военных судов военнослужащие отбывают дисциплинарные наказания в виде ареста, необходимые условия для отбывания аналогичного уголовного наказания созданы. Для применения такого наказания для военнослужащих не хватает воли законодателя разрешить применение такого наказания в отношении военнослужащих, не дожидаясь введения такого наказания для гражданских лиц.


Назначение наказания в виде ограничения по военной службе в силу ст. 51 УК РФ назначается военнослужащим по контракту на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Невозможность назначения этого наказания в других случаях, в том числе при применении ст. 64 УК РФ, сужает возможности суда по выбору наказания, что требует устранения путем внесения изменений в уголовный закон.

В УК РФ отсутствует законодательный механизм назначения иного наказания, не указанного в санкции статьи, что требует исправления.

Например, если военнослужащим, срок военной службы которого к моменту вынесения приговора истек, совершенно преступление - неисполнение приказа (ч. 1 и ч. 3 ст. 332 УК РФ), санкция за которое предусматривает наказание в виде ограничения по военной службе (которое военнослужащим по призыву не назначается), арест (который не введен в действие), либо содержание в дисциплинарной воинской части (которое не может быть назначено военнослужащему, срок службы которого истек), суд вынужден назначать наказание, не указанное в санкции статьи, ссылаясь на нормы УК РФ, препятствующие назначению наказаний, предусмотренных законом за данное преступление.

Такая же ситуация складывается и по другим воинским преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений), ч. 1 и ч. 2 ст. 336 (оскорбление военнослужащего), ч. 1 ст. 337 (самовольное оставление части), а также еще по семи воинским преступлениям, предусмотренным частями 1 статей 339, 341, 342, 343, 344, 349, 350 УК РФ[15].

Так, в случае совершения таким военнослужащим нарушения правил вождения боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее причинение по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 350 УК РФ), не могут быть назначены предусмотренные санкцией данной статьи наказания: в виде ареста (не введен в действие), содержание в дисциплинарной воинской части (не может быть назначено как отслужившему свой срок), лишение свободы на срок до двух лет (не может быть назначено в силу ст. 56 УК РФ). Суд, ссылаясь на невозможность назначения ни одного этого наказания, вынужден назначать иное наказание - штраф, обязательные работы или исправительные работы (с исполнением которых возникают значительные проблемы, так как с места службы по месту жительства до призыва военнослужащие убывают только после вынесения приговора, средств для уплаты штрафа не имеют в силу отсутствия источника дохода).


В аналогичную ситуацию попадает суд и при совершении военнослужащими общеуголовных преступлений. Так, военнослужащему - офицеру по контракту, совершившему нарушение правил управления не военным, а гражданским транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264 УК РФ), не могут быть назначены предусмотренные санкцией данной статьи наказания: ограничение свободы и принудительные работы (не применяются к военнослужащим), арест (не введен в действие), лишение свободы на срок до двух лет (не может быть назначено в силу ст. 56 УК РФ). Других наказаний в санкции данной статьи не предусмотрено. При этом за указанное преступление офицеру не может быть также назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

В случае, если такой военнослужащий продолжает военную службу, наказание в виде обязательных работ будет затруднено к исполнению, поэтому суду остается назначить ему либо штраф, либо исправительные работы по месту прохождения военной службы.

В ч. 3 ст. 286 УК РФ было установлено, что превышение должностных полномочий, совершенное: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В то же время уголовным законом установлена ответственность за преступления военнослужащих в отношении воинских начальников. Так, например, ст. 334 УК РФ (насильственные действия в отношении начальника) за нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника предусматривает наказание в виде ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Предлагается:

  1. законодательно ввести в действие уголовное наказание в виде ареста для военнослужащих как по призыву, так и по контракту (за исключением женщин и офицеров - ст. 46 ДУ ВС РФ). Это позволит назначать реальное наказание без изъятия осужденных из сферы воинских правоотношений, в том числе лиц, отслуживших срок по призыву, поскольку срок отбывания наказания на гауптвахте в срок военной службы не засчитывается;
  2. внести изменения в ст. 64 УК РФ, указав о возможности назначения судом более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи, при отсутствии возможности назначения указанного в санкции статьи наказания в силу законодательного запрета;
  3. внести изменения в ч. 1 ст. 56 УК РФ, закрепив, что наказание в виде лишения свободы, в том числе с применением ст. 73 УК РФ, может быть назначено судом не только когда этот вид наказания является единственным, но и когда другие наказания, хотя и указаны в санкции статьи, однако не могут быть ему назначены в силу закона. Это, в том числе, позволит суду назначать условное наказание в виде лишения свободы, а не реальное наказание в виде штрафа;
  4. внести изменения в ст. 51 УК РФ, указав, что наказание в виде ограничения по военной службе может назначаться военнослужащим по контракту не только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы и вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, но также вместо ограничения свободы и принудительных работ и при назначении судом наказания с применением статьи 64 УК РФ, что позволит расширить применение этого наказания;
  5. внести изменения в санкцию ч. 3 ст. 286 УК РФ, исключив нижний предел лишения свободы - «от трех лет» и дополнив наказаниями в виде исправительных работ и ареста, что позволит по пункту «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение начальником должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения) назначать наказания, соразмерные действиям подчиненных в отношении воинских начальников, и расширит применение к воинским должностным лицам наказаний, не связанных с лишением свободы.

Таким образом, отметим, что мы категорически не согласны с теми инициативами, которые направлены на исключение воинских уголовных наказаний из действующего уголовного законодательства в связи с тем, что они якобы изжили себя и не соответствуют современной организации и задачам армии. Во-первых, в современных геополитических условиях роль армии существенно возрастает. Во-вторых, несмотря на благоприятные прогнозы, преступность в армии стабильно высока. В-третьих, тенденции последнего времени в сфере уголовно-правового воздействия не вызывают оптимизма. Вместо выявления причин неприменения отдельных видов уголовного наказания и попыток их устранения, принимается курс на устранение самих уголовных наказаний. Такая политика исключает провозглашенное многообразие мер уголовно-правового воздействия и видов уголовного наказания осужденных, а применительно к военнослужащим не позволяет учитывать специфики их статуса, что в целом отнюдь не способствует гуманизации и индивидуализации уголовного законодательства.

Заключение

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. На современном этапе правовому элементу в реформировании военной службы РФ отводится приоритетная роль. Это выражается в широком массиве сложившихся правовых основ, регулирующих её организацию и прохождение, а также во взаимодействии и функционировании государственных органов, организаций, воинских формирований, частей и других субъектов, выполняющих задачи по военному управлению, обеспечению защиты и безопасности государства. Вместе с этим вопросы, связанные с совершенствованием института военной службы в РФ, не перестают быть предметом для дальнейших научных исследований и разработок.

2. Уголовная ответственность военнослужащих представляет собой совокупность предусмотренных военно-уголовным законодательством мер государственного принуждения, которые в соответствии с приговором военного суда применяются к лицу, совершившему преступления в период прохождения военный службы. Существование института уголовной ответственности военнослужащих - объективная социально-правовая необходимость, обусловленная важностью объекта уголовно-правовой охраны, посягательство на который создает реальную угрозу причинение вреда военной безопасности государства, а также вызванная спецификой военной службы, воинских правоотношений и особым правовым статусом военнослужащих. Содержание уголовной ответственности военнослужащих определяется теми неблагоприятными последствиями физического, имущественного и морального характера, которые претерпевают военнослужащие, признанные приговором суда виновными в совершении преступлений. Реализуются эти правовые последствия в форме осуждения преступника, применения к нему наказания и судимости.