Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Роль налогов на физических лиц в формировании доходов бюджета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Роль налогов в формировании экономических, социальных и демографических факторов развития общества напрямую зависит от решений, принимаемых на государственном уровне.

Являясь средством эксплуатации, налоги должны служить действенным регулирующим инструментом при условии постоянного государственного контроля равновесия между обязанностью и экономической возможностью их платить. Формируя государственную казну, налоги обеспечивают финансовую основу реализации политических и экономических решений на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Подоходное налогообложение физических лиц является объектом научного и практического интереса при разработке государственной налоговой и бюджетной политики. Актуальность исследования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обусловлена тем, что он является источником доходов региональных и местных бюджетов, формирование которых определяет возможности властей в выполнении социальных обязательств, обеспечении экономического развития и создании условий повышения уровня жизни в регионе, поскольку затрагивает интересы большинства населения страны.

Мировая практика подоходного налогообложения физических лиц подтверждает немаловажную роль изучаемого налога в формировании государственных финансов. Ее анализ свидетельствует о значительной доле подоходного налога в бюджетах ведущих стран. Результаты анализа очередной раз доказывают, что размер налоговых поступлений коррелирует с уровнем экономического развития страны.

Однако удельный вес подоходного налога определяется еще и особенностями налоговой системы страны, в частности, размером налоговой ставки (в Китае средняя ставка является самой низкой среди рассмотренных стран - 3%), а также ролью других основных налогов, как правило, косвенных.

Целью данной работы является изучение налоги с физических лиц и их виды. Для достижения цели решим следующие задачи:

-рассмотрим экономическое значение налогов с физических лиц;

-рассмотрим виды налогов с физических лиц;

-дадим характеристику видов налогов с физических лиц.

1.Налоги с физических лиц и их экономическое значение


1.1.Сущность понятия налоги

Доходы государственного бюджета представляют собой денежные отношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования главного централизованного фонда денежных средств государства. В условиях рыночной экономики основу доходов государственного бюджета составляют налоги.

Основным источником государственного дохода являются налоги. Доход государства – налоги, которые составляют более 60% всей государственной казны. Актуальность темы подтверждается тем, что налоги являются основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоговая система государства является одним из мощнейших экономических регуляторов.

Целью моего исследования является определить значимость и важность налогов как источника доходов государства. Задачи моего исследования – это изучение видов государственных налогов, оценка налогов с точки зрения пополнения казны страны и оценка благоприятного воздействия налогов на экономику.

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи физическими и юридическими лицами в казну государства с целью финансового обеспечения страны. Цивилизованное общество построено на налогах, так как иными словами налоги – цена за проживание людьми в благоустроенном государстве. Накапливая налоги в бюджете, государство вкладывает денежные средства и развивает такие сферы как: культура, искусство, образование, здравоохранение, оборона, инвестирование промышленности, инвестирование в сельское хозяйство, правоохранительная деятельность и многое другое

Рассмотрим понятие и сущность налогов.

Батова В.Н. и ПавловА.Ю. полагают, что экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования и физически-ми лицами при осуществлении своей деятельности. [1]

Пансков В. Г. рассматривает налоги как экономическую, финансовую и правовую категорию: ‒ налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. [2]


Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода; ‒ налог представляет собой финансовую категорию. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют свои отличительные признаки и черты. Налоги носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через собственную форму движения, т.е. функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений; ‒ налог является правовой категорией.

Императивная юридическая действенность налога составляет его основу как норма права. Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства.

Бортникова И.М. определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[3]

Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю. и Магомедов М.Д. полагают, что налоги – важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования, поскольку изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей существует с давних времен, а сами налоги приобрели вид необходимого звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Становление и развитие налогообложения тесно взаимосвязаны с закономерностями развития и функционирования государства .[4]

Сущность налогов определяется их экономическим содержанием, выражающим взаимоотношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе мобилизации государственных финансов с целью удовлетворения общественных потребностей и государственного регулирования экономической деятельности юридических и физических лиц, и заключается в следующем:[5]


‒ налоги используются для регулирования экономического развития страны (региона, субъекта) побуждая (снижение налогов) к осуществлению предпринимательской деятельности или препятствуя ей (повышение налогов);

‒ государство, используя свои законное право принуждения, за счет налогов получает в свое распоряжение финансовые ресурсы;

‒ в налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

‒ налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;

‒ поступающие в бюджет налоги являются источником государственных расходов на выполнение социальных и экономических задач.

На территории Российской Федерации существуют федеральные, региональные и местные налоги. Основными видами федеральных государственных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

За счет налоговых доходов как основы формирования государственного федерального бюджета финансируется экономическая перестройка, развитие направлений в сфере производства, культуры, искусства и средств массовой информации, а также оборона страны, содержание аппарата управления на федеральном уровне. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Доходы государства от региональных налогов связаны с осуществлением полномочий субъектов РФ.[6]

В данные полномочия входит обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ, проведение выборов субъектов РФ, реализация региональных целевых программ; оказание финансовой помощи местным бюджетам, формирование государственной собственности и т. д. В местные бюджеты входят такие налоги как земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.

За счет налогов, поступающих в государственные местные бюджеты, финансируются медицинские, культурные и образовательные учреждения, места захоронения, предоставляется материальная помощь и жилье малоимущим гражданам, обеспечивается транспорт и бытовое обслуживание. Я считаю, что налоги являются важнейшим регулятором финансовых отношений, возникающих, прежде всего, между гражданами и аппаратом управления.


Вообще налог устанавливается органами законодательной власти с оглашением сроков уплаты и конкретизацией размеров. Роль налогов огромна, так как через них происходит перераспределение ВВП от одних регионов, физических лиц, отраслей экономики к другим. Для граждан России важно, чтобы налоги были пропорциональны их доходам. Соответственно для человека с большими доходами налог должен быть выше, чем для человека с более низкими доходами

Все это способствует формированию стабильной системы налогообложения, которая должна быть отточенной и слаженной. Налогообложение в России должно быть всеобщим и равным, понятным и удобным. Налоги не должны ограничивать единое пространство РФ, а также свободное перемещение товаров в пределах РФ.

Налоги оказывают влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. Известно, что при снижении налогов увеличивается совокупный спрос, а также растет деловая активность и объем выпуска продукции. И наоборот, если налоги повысились, то инвестиционные и потребительские расходы снизились, следовательно, сократилось предложение.

Таким образом, налоги являются средством стабилизации экономики. Благодаря снижению налогов растет экономический потенциал.

Данное снижение может влиять на экономику, как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном, тем самым мотивируя экономический рост. Исходя из вышеперечисленного, налоги могут благоприятно воздействовать на экономику. Государственный бюджет, формируемый в основном из налогов, занимает главное место в системе финансов России, это финансовый план государства, который имеет силу закона на текущий год. Данный финансовый план государства представляется в виде росписи доходов и расходов.

1.2 Роль налогов на физических лиц в формировании доходов бюджета

В Российской Федерации правовое регулирование налогообложения доходов физических лиц обеспечивается нормами 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации. Налогом на доходы физических лиц облагаются доходы, которые могут быть получены физическими лицами как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

К таким доходам законодательство относит вознаграждения за труд, доходы от Государство, предпринимательской деятельности, от реализации имущества и сдачи в аренду, дивиденды, авторские гонорары, выплаты страхового характера и другие.