Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Коммуникации: понятие, миссия, цели и задачи
1.2 Принципы построения системы мотивации персонала в организации
2. ОСОБЕННОСТИ КОМУНИКАЦИЙ В ООО «УНИВЕРСАЛ-ЮГ»
2.1 Виды и инструменты внутрикорпоративных коммуникаций в «Универсал-Юг»
2.2 Оценка эффективности внутрифирменных коммуникаций в «Универсал-Юг»
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникации играют важную роль для повышения управленческой эффективности. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности в работе организации.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, то она прекратит своё существование.
Коммуникационный процесс является социальным процессом, имеющим важнейшее значение для функционирования любой группы, организации или общества.
Стратегический подход к коммуникационным процессам исходит из необходимости полного учета общефирменной стратегии хозяйственной деятельности и принципиальных свойств любой коммуникации как системы, равно как и особенностей ее развития с учетом условий и целей развития конкретной организации.
Следовательно, стратегия коммуникации организации исходит из необходимости построения надежной, избавленной от внутренних противоречий, четко функционирующей системы коммуникации.
Поскольку коммуникации являются одной из важнейших составляющих управления, руководителю необходимо стараться следить за коммуникационным процессом, выявлять проблемы на каждом его этапе и стараться устранять их с целью повышения эффективности передачи и восприятия информации.
Цель данной курсовой работы - оценить эффективность управления внутрифирменными коммуникациями в компании и разработать программу по повышению их эффективности.
Для достижения данной цели автор ставит перед собой ряд задач:
Изучить теоретические аспекты внутрифирменных коммуникаций (виды, инструменты, особенности, способы оценки эффективности);
Изучить компанию ООО "Универсал-Юг" и исследовать внутренние коммуникации в ней;
Оценить эффективность существующих в компании внутренних коммуникаций;
Разработать программу по эффективному управлению внутренними коммуникациями в организации.
В качестве объекта выделяются внутрифирменные коммуникации в коммерческой организации.
Предметом исследования является эффективное управление внутрифирменными коммуникациями в коммерческой организации.
В коммерческой организации ООО "Универсал-Юг" внутрифирменные коммуникации являются недостаточно эффективными, с их помощью не транслируется сотрудникам вся необходимая информация, не повышается лояльность и вовлеченность персонала.
1. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Коммуникации: понятие, миссия, цели и задачи
Понятие «коммуникация» имеет довольно большое количество определений, определённых в различных отечественных и зарубежных изданиях специалистов по связям с общественностью. Чтобы обобщить и понять определение термина «коммуникация», автором были рассмотрены и проанализированы работы как российских, так и зарубежных авторов по PR и менеджменту.
Анализ показал, что все авторы разделяют следующую позицию: коммуникация - всегда обмен информацией.
Например, М.А. Василик в своем пособии «Основы теории коммуникации» выделяет «межличностную, коммуникацию в малых группах, массовую» [7, с.10], а также «коммуникацию в организациях, политическую и межкультурную».
Б. Кверк в своей работе «Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии» делит коммуникации на «внешние и внутренние» [8, с.11]
«Элементы общей и прикладной коммуникологии» И.П. Яковлева разделяют вербальные и невербальные виды коммуникации. Кроме того, автор пособия отдельно рассматривает «корпоративные коммуникации, к которым относятся формальные, коммуникации руководства, корпоративные СМИ, внешние коммуникации» [9, c.43]
Ф.И. Шарков различает следующие виды коммуникации: «в зависимости от масштабности процесса на массовую, среднего уровня и локальную; по отношению к каждому из внешних субъектов на внешнюю, внутригрупповую, межличностную и внутриличностную; по способу установления и поддержания контакт на непосредственную и опосредованную; по инициативности коммуникатора на активную и пассивную; в зависимости от направления потока на нисходящую, восходящую, горизонтальную, вертикальную» [10, с. 5].
Таким образом, можно заметить, что некоторые авторы классифицируют коммуникации достаточно абстрактно, тогда как другие выделяют множество различных видов.
Рисунок 1 – Направления коммуникаций: внутрифирменные коммуникации
В работе автор рассматривает внутрифирменные (внутриорганизационные) коммуникации с позиции PublicRelations.
Данныйвид коммуникаций включает в себя элементы как PR, так и менеджмент. В данной курсовой работе внутрифирменные коммуникации будут рассмотрены с точки зрения всех дисциплин.
Согласно автору учебника «Основы теории коммуникации» Ф.И. Шаркову, внутриорганизационная коммуникация - «взаимодействие в пределах организации.
К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений между собой» [10, c.10].
Рисунок 2 – Коммуникации в организации
Внутреннюю общественность составляют группы людей, входящие в организационно-штатную структуру организации [11, с. 68].
К ним относятся персонал, руководители, администрация, акционеры, совет директоров, представители профсоюзных и иных общественных объединений, входящих в структуру организации [12, с. 111] [13, с. 151]. С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум также относят к внутренней общественности семьи служащих компании [14, с. 46].
Авторы учебника «Современный менеджмент: теория и практика» А.Г. Комаров и А.Р. Кудашев аналогично определяют коммуникации в организации как «взаимодействия между сотрудниками и подразделениями» [15, с.12].
Можно сделать вывод, что коммуникации между подразделениями играют такую же важную роль, как и между сотрудниками.
В учебном пособии И.П. Яковлева упоминается, что главной целью организации является «информирование работников о деятельности организации, ее результатах и проблемах, формирование корпоративной идеологии.
Внутрифирменная коммуникация связывает все отделы компании воедино, через все уровни, и формирует чувство общности» [9, с.44].
Сотрудники компании должны быть хорошо осведомлены о решениях руководства по отношению к отделам, так как это укрепляет компанию.
Л. В. Минаева предлагает следующее определение внутрифирменныхСО: это «Выстроенная система взаимоотношений в организации, которая базируется на принципах корпоративной этики, культуры, внутренней коммуникации [16, с. 13].
В. М. Маслова определяет внутрифирменные СО как «целенаправленное и структурированное информационное воздействие на персонал, призванное укрепить в его глазах имидж организации [17, с. 354].
З. Шик даёт такое определение внутрифирменныхСО: это «управляемая деятельность по развитию корпоративной культуры, в основе которой лежат те идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются членами команды [18, с. 30].
Изучив позиции российских и западных исследователей, можно сформулировать следующее определение внутрифирменныхСО – это управляемая деятельность, которая нацелена на развитие корпоративной культуры и создание позитивных коммуникаций среди персонала организации.
Рисунок 3 – Процесс коммуникаций
Необходимо определить главные цели внутрифирменных коммуникаций.
Согласно работам российского исследователя А.С. Чумикова, существуют следующие цели внутрифирменных коммуникаций:
1. «Формирование и укрепление единой корпоративной культуры» [19, с.135]. В работе А.Н. Чумикова говорится о том, что единая корпоративная культура создает чувство общности внутри компании, позволяет сотрудникам почувствовать причастность к целям и задачам компании.
2. «Выстраивание эффективной системы трансляции информации внутри компании» [19, с.135]. Это означает, что информация должна точно и своевременно доноситься до всех сотрудников и отделов.
3. «Укрепление лояльности и вовлеченности персонала» [19, с.135]. По мнению автора, лояльность и вовлеченность персонала соответственно уменьшают текучесть кадров и позволяют выполнять задачи вовремя и качественно.
Кроме того, существуют также и задачи внутрифирменных коммуникаций в компании. Можно выделить следующие задачи, согласно М.В. Гундарину [20, с.151]:
1. «Разъяснение стратегии, бизнес-целей компании, корпоративной политики в области обучения и развития персонала». По мнению М.В. Гундарина, сотрудники, осведомленные о стратегии и целях компании, осознают свой вклад в её развитие.
2. «Преодоление коммуникативных разрывов и достижение взаимопонимания». Согласно М.В. Гундарину, информация должна в равной степени доноситься до всех сотрудников, как было упомянуто ранее.
3. «Формирование единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой компании». Также автор отмечает, что «организация является единым целым, в котором каждый должен следовать единым стандартам».
4. «Установление эффективной обратной связи с сотрудниками компании». Так как ранее было установлено, что коммуникация - процесс двусторонний, то она подразумевает и обратную связь.
Спектр задач достаточно широк и для того, чтобы выполнить их успешно, необходимо наладить систему внутрифирменных коммуникаций посредством СО. В изученных автором работах Ф. Китчена [21, с. 112-114], Л. В. Минаевой [16, с. 38], И. М. Синяевой [22, с. 152] выделяются четыре стадии создания внутрифирменныхСО:
1. Стадия исследования, на которой определяются проблемы, подлежащие дальнейшему решению;
2. Стадия планирования, на которой разрабатываются стратегии и тактика информационно-коммуникационной программы;
3. Стадия коммуникации, на которой осуществляются все намеченные коммуникационные мероприятия;
4. Стадия оценки, в ходе которой производится анализ полученных результатов.
Стоит отметить, что в определённых ситуациях внутрифирменные коммуникации приобретают особую значимость.
Такими ситуациями являются: неблагоприятная ситуация на рынке, которая может сказаться на кадровом составе организации, слияние и разъединение компаний, перепрофилирование компании, кадровые изменения, чрезвычайные ситуации, кризисы [23, с. 146-147].
В перечисленных ситуациях особую роль играет информационная прозрачность, соблюдение которой позволяет оптимизировать процесс коммуникации с работниками. С.М. Максимова в своей статье «Информационная прозрачность как характеристика качества организационной культуры компании» определяет прозрачность как «своевременное и точное раскрытие информации о деятельности предприятия, содержащее сведения как обязательного, так и добровольного характера [24, с. 82].
Определив основные понятия внутрифирменных коммуникаций, их цели и задачи, а также миссию, можно сделать вывод, что внутриорганизационные коммуникации играют важную роль в любой компании.
Именно с помощью внутрифирменных коммуникаций сотрудники чувствуют себя частью чего-то большего, понимают цели и задачи компании и работают эффективнее, чтобы их достичь. Кроме того, сотрудники связаны единой корпоративнойкультурой, транслировать которую помогают внутриорганизационные коммуникации. Соответственно, работники, понимающие и принимающие корпоративную культуру, являются самыми ценными для организации.
Рассмотрев понятие «внутрифирменные коммуникации», необходимо выделить их виды и инструменты.
1.2 Принципы построения системы мотивации персонала в организации
Виды внутрифирменных коммуникаций
Согласно отечественным специалистам в области PublicRelations (М.В. Гундарин, Ф.И. Шарков, А.Н. Чумиков, И.П. Яковлев), внутрифирменные коммуникации можно разделить на следующие виды: