Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Проблема изучения профессионального стресса в управленческой деятельности все чаще становится предметом исследования в работах представителей научных кругов, поскольку профессиональный стресс выступает неотъемлемой частью деятельности современного руководителя, управленца. При этом причины стресса могут быть заложены как в личностных характеристиках руководителя, включая его знания, умения, навыки, позволяющие преодолевать стрессовые ситуации, а также минимизировать отрицательное влияние стресс-факторов, так и в характеристиках самой организации, например, коммуникациях, уровне развития корпоративной культуры, морально-психологическом климате. Профессиональный стресс оказывает негативное воздействие на индивида, производительность его труда, организационную эффективность и общество в целом. В связи с этим в управленческой деятельности актуализируются задачи поиска и применения наиболее эффективных приемов и механизмов управления профессиональными стрессами.

Степень разработанности темы. Проблема изучения профессионального стресса, его влияния на управленческую деятельность, а также методов управления профессиональными стрессами изложена в трудах таких авторов как Гасюк В.А., Гусова А.Д., Ким Б., Колобродова Н.В., Корниенко Е.В., Мезенцева Е.М., Музыченко Л.С., Найденова С.В. Скоблик О.Н., Терещенко Н.Г., Труфанова Т.А., Фесянова О.А., Шарапов, С.С. и другие.

Информационной базой написания работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, в том числе учебники, учебные пособия и материалы периодических изданий.

Целью работы является изучение феномена психологического стресса в управленческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе были определены и решены следующие задачи:

    • уточнить понятие, факторы и источники профессионального стресса;
    • проанализировать методы управления профессиональным стрессом;
    • дать краткую характеристику деятельности организации;
    • осуществить анализ стресс-факторов в организации;
    • разработать практические рекомендации по управлению профессиональным стрессом в организации.

Объектом исследования является профессиональный стресс.

Предметом исследования выступает специфика профессионального стресса в управленческой деятельности.

Написание работы осуществлялось с использованием общенаучных методов научного обобщения, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения.


Теоретическая значимость работы заключается в анализе и систематизации теоретических положений, касающихся проблемы профессионального стресса.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях совершенствования инструментария управления профессиональным стрессом работников организации.

Структура работы предопределена логикой решения поставленных задач, работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. Сущность и методы управления профессиональным стрессом

1.1. Понятие, факторы и источники профессионального стресса

В современных условиях стресс является важной организационной и социальной проблемой, поскольку оказывает воздействие не только на поведение персонала организации, но и общество в целом. Интенсификация хозяйственной жизни, технический прогресс наряду с физическими и эмоциональным перегрузками привели к повышению частоты возникновения профессионального стресса сотрудников современных организаций.

Всемирная Организация Здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью двадцать первого века», поскольку он характерен для любой профессии мира [14, с. 201].

Как отмечает Н.Г. Терещенко, наличие стресса в профессиональной деятельности руководителя выступает отличительной особенностью управленческого труда, а топ-менеджеры входят в пятерку списка 130 профессий, располагающихся в порядке, соответствующем уровню вызываемого ими стресса [16, с. 3046].

Для того чтобы разобраться в природе профессионального стресса, имеющего место в управленческой деятельности, необходимо обратиться к сущности стресса.

В области техники стресс означает способность различных конструкций и тел противостоять нагрузке [12, с. 169].

Именно из данной сферы понятие «стресса» было перенесено в область человеческой деятельности. Одним из первых к пониманию сущности стресса подошел канадский физиолог Ганс Селье, определив его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству [11, с. 81].


А.В. Карпов рассматривает профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию [5, с. 54].

Схожее определение профессионального стресса дает Л.С. Музыченко, рассматривая его как совокупность психических и физических реакций человека на напряженные ситуации в трудовой деятельности [12, с. 169].

В.А. Гасюк, В.В. Варна определяют профессиональный стресс как состояние психического и физического напряжения человека в ответ на раздражители, связанные с профессиональной деятельностью [3, с. 113].

О.А. Фесянова определяет профессиональный стресс как психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах [19, с. 47].

В целях настоящей работы под профессиональным стрессом будем понимать психофизиологическое состояние индивида, обусловленное его отрицательной реакцией на напряженную сложную ситуацию в сфере его профессиональной деятельности, обусловленную внутренними или внешними факторами.

В развитии стресса выделяются три стадии:

  1. нарастание напряженности – характеризуется снижением способности работников к саморегуляции, ослаблением самоконтроля, нарушением межличностного общения);
  2. стресс – связана с потерей личностью самоконтроля и невозможностью адекватного восприятия ситуации;
  3. снижение внутренней напряженности – при этом саморегуляция и самоконтроль приходят в норму, зачастую возникает чувство вины [20, с. 219].

К признакам, свидетельствующим о наличии стресса, относятся:

  1. Когнитивные симптомы стресса: проблемы с запоминанием новой информации, забывчивость, неорганизованность, беспорядок, трудности в принятии решения, проблемы с концентрацией внимания, недальновидность, пессимизм, тревога или скачки мыслей, постоянное беспокойство, бессонница, ночные кошмары, тревожные мечты.
  2. Эмоциональные симптомы: капризность, раздражительность или вспыльчивость, внезапные приступы паники, невозможность расслабиться, ощущение перегруженности, чувство одиночества и изоляции, депрессия и ощущение несчастья, тревога, беспокойство, чувство вины, нервозность, гнев, разочарование, враждебность, депрессия, частые перепады настроения, частые приступы плача или мысли о самоубийстве, чрезмерная реакция на маленькие неприятности.
  3. Физические симптомы: боли и страдания, сжимание челюстей, скрипение зубами, диарея или запор, частое мочеиспускание, изжога, боль в животе, отрыжка и метеоризм, тошнота и головокружение, боль в груди, быстрое сердцебиение, затрудненное дыхание, потеря полового влечения, частые простуды, заикание, дрожь ног, рук или губ, боль в шее, боль в спине, мышечные спазмы, звон и жужжание в ушах, частое покраснение и потливость, холодные или потные руки, ноги, сухость во рту, сложное глотание, сыпь, зуд, крапивница, мурашки по коже, необъяснимая и частая аллергия, усталость, вялость, слабость.
  4. Поведенческие симптомы: излишки в еде или недоедание, слишком долгий или короткий сон, самоизоляция от других людей, проволочки или пренебрежение обязанностями, употребление алкоголя, курение, наркотики, азартные игры или импульсивные покупки, нервные привычки, навязчивое поведение, снижение производительности, ложь или оправдания, чтобы прикрыть плохую работу, быстрая или бормочущая речь, чрезмерная защита или подозрительность, проблемы с общением [10, с. 105].

Наиболее выраженный стресс у человека связан с наличием множества данных симптомов.

В работе Т.А. Труфановой факторы, вызывающие производственный стресс, подразделяются на объективные и субъективные [17, с. 73]. К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные обстоятельства. Вторая группа факторов профессионального стресса включает факторы межличностного и внутриличностного стресса. Источниками межличностного стресса могут выступать руководитель в силу различных причин (например, чрезмерного контроля, завышенных требований, недооценки труда работника, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения) или подчиненные (в силу своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д.). Источниками внутриличностного стресса, в свою очередь, могут являться источники личностного характера и источники, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. К источникам профессионального стресса личностного характера необходимо отнести низкую самооценку сотрудников, неуверенность в себе, страх неудачи, низкую мотивацию, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья, например, хронические, острые заболевания и другие [17, с. 73].

Основными источниками стресса работников являются:

  1. режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);
  2. роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т. д.);
  3. коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);
  4. трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т. д.);
  5. факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги и т. д.);
  6. внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение, и т. д.) [15, с. 79].

В обобщенном виде источниками профессионального стресса могут выступать:

  • общеорганизационные проблемы и особенности трудового процесса (размытие обязанностей; монотонность работы, отсутствие отдыха);
  • высокий уровень ответственности сотрудника;
  • плохая обратная связь;
  • неопределенность ситуации на конкурентном рынке;
  • несоответствие сотрудников занимаемым должностям;
  • ненормированный рабочий график;
  • отсутствие перспективы служебного продвижения;
  • уровень заработной платы;
  • бюрократизация управления;
  • стиль управления и личность руководителя;
  • размытие ролей;
  • конфликты;
  • личные проблемы сотрудников [3, с. 113].

Профессиональный стресс оказывает отрицательное влияние на эффективность труда в силу повышения текучести кадров, случаев брака, снижения производительности труда. Кроме того, профессиональные стрессы сказываются на всей жизни человека, его психическом и соматическом состоянии, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям.

Негативно сказываясь на индивидах и организационной среде, профессиональный стресс снижает продуктивность труда и значительно ухудшает здоровье работников, нарушает стабильность организации и приводит к потере ее конкурентоспособности.

Кроме того, как справедливо полагает Б. Ким, профессиональный стресс может стать причиной профессионального выгорания работников, характеризующегося полным или частичным исключением эмоций в ответ на негативные факторы, обуславливающие стресс [6, с. 174].

Неизбежность появления стресс-факторов в управленческой деятельности наряду с негативным влиянием профессионального стресса на организационную и личную эффективность предопределяют необходимость управления им.

1.2. Методы управления профессиональным стрессом

В силу отрицательного влияния на работников организации и организацию в целом, актуализируется вопрос поиска эффективных механизмов управления профессиональным стрессом.

В настоящее время для борьбы со стрессом персонала используется различные подходы и методы, которые можно подразделить на две группы в зависимости от уровня управления – методы управления на уровне организации и методы управления на уровне личности. Методы управления стрессом на уровне организации представлены совокупностью мероприятий, призванных помочь персоналу преодолеть последствия стресса. К таким мероприятиям следует отнести социальную поддержку, психологические тренинги, программы оздоровления, методики релаксации и психологическое консультирование. Управление стрессом на уровне личности представляет собой совокупность действий, предпринимаемых сотрудником самостоятельно для снятия психологического напряжения. К числу таких действий необходимо отнести психологическую гигиену, управление временем, психотерапию, поддерживающие диеты, физические упражнения; обучение методам борьбы со стрессом [2, c. 219].