Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процесс воспитания как часть педагогики
2. Особенности воспитательного процесса в школьных условиях
2.1 Педагогические и психологические основы работы с младшими классами
2.2 Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
3. Основные методики воспитательной работы
3.1 Современные проблемы изучения детей
3.3 Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
3.3 Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
Вся учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная. Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна:
- определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах – теоретическом и практическом, т.е. конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности);
- изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике;
- организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса;
- фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя (ход и результаты воспитательного процесса) и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газетки журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).
Заключение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Список используемой литературы
- Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.
- Коротав В.М. Педагогическая диагностика и учет // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175–179.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 2., 1997
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2002
- Макаренко А.С. Соч. т. 5,1960
- Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова, ЯЛ. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987.
- Психология и педагогика /Учебное пособие/ М., – Нов, 1999
- Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999
- Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996.,
- Рван А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
- Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я.М., 2001. Ч. 4.
- Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. С. 258–281, 334–335.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каппунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998