Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процесс воспитания как часть педагогики
2. Особенности воспитательного процесса в школьных условиях
2.1 Педагогические и психологические основы работы с младшими классами
2.2 Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
3. Основные методики воспитательной работы
3.1 Современные проблемы изучения детей
3.3 Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
Введение
В настоящее время давно признан факт, что воспитание является эффективной мерой воздействия на человека только в самой воспитательной системе. «Это понятие, – пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Каракоцский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова, – в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.[1] Существует несколько объяснений. Одно из них заключается в том, что ставка большей части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение…» Антон Семенович Макаренко упорно подвергал критике «логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Ни различные методики или приема, как заманчиво бы они не смотрелись, система определяется педагогику будущего времени. И в этой системе – не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее.
Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Караковского[2], обозначает один из основных факторов действительности педагогики. Школа выступает в роли некого социального организма, который имеет свою личную логику развития. В школе происходят процесс самоорганизации, а также саморазвития.
В воспитательной системе личность педагога выступает не как источник процесса воспитания. Если её однажды «запустили», она каждый день и каждый час создает в школе различного рода ситуации, которые имеют педагогическое содержание. Педагогам, которые создали систему, нет необходимости быть в центре событий, знать о каждом случае, держать лично под контролем всю активность воспитанников. Вне всяких сомнений, деятельность педагога играет важную роль, но она не является единственной.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что преодолеть отчужденность детей от всего происходящего в школе, создать ситуацию, где не будет напряженности между педагогами и их воспитанниками. Одним из главных факторов, определяющих степень жизнедеятельности учеников является способность к индивидуальному, а также коллективному мышлению. Каждый учитель обязан являться психологом, для обеспечения грамотной воспитательной работы в школе. Только в таком случае удастся получить положительный результат.
Объект исследования – воспитательная работа.
Предмет исследования – психология воспитательной работы в школе.
Цель курсовой работы: определить и охарактеризовать особенности психологических аспектов воспитательной работы в школе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- описать значение воспитания как части педагогического процесса;
- выявить психологические особенности воспитания детей разных возрастных периодов;
- рассмотреть методики, применяемые в воспитательном процессе.
1. Процесс воспитания как часть педагогики
Обучение считается одним из основных элементов процесса в педагогике. Вторым по важности является воспитания. Оба процесса подразумевают оказание влияния на ученика.
Процесс воспитания выполняет функции социализации в окружающем мире, является одним из вариантом её выполнения. Воспитание играет главную роль в социализации. Это объясняется тем, что ребенку предоставляется возможность быстрее усвоить наиболее приоритетны нормы общества.
Социализация может быть целенаправленного или стихийного характера. Последняя разновидность вместе с усваиванием учеником норм общества формируется во время игры со сверстниками за пределами школы, просматриванием роликов в глобальной сети, чтение журналов или любой другой литературы. Целенаправленное влияние ученика подразумевает четкую цель – освоить ученику социальные нормы общества. Данный процесс происходит не только в школе, но и в семейных условиях.
Таким образом воспитание является процессом влияния целенаправленного типа, в виде цели выступает усвоение обучащимся требуемых в жизни социальных ценностей, приобретение опыта нахождения в обществе.
В литературе нередко описывается самовоспитательный процесс. Относится также к целенаправленной разновидности влияния. В данной ситуации ученик самостоятельно влияет на свои действия. В большинстве случаев процесс самовоспитания является следствием и продолжением воспитания.
Развитие ученик требует организации следующих процессов, взаимосвязанных между собой – обучения и воспитания. Они различаются лишь тем, что имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методиками организациями, её формами. Также следует уделить внимание рассмотрению главных теоретических проблем в воспитании.
Существует мнение, что воспитание в качестве отдельного элемента в педагогическом процессе не нужно. Объясняют это отсутствием проведения активной политики государственными органами. На основании этого делается вывод, что в школе воспитательный процесс является ненужной работой, мешающий развивать индивидуальные особенности ученика. Во время воспитательного процесса педагог создает рамки, где деятельность ученика поддерживается учителем. Осуществляется торможение развития негативных индивидуальных особенностей ребенка.
По мере появления различных новых механизмов экономики, к ученикам требования ужесточаются. В том числе, в плане образованности, а также ребенку требуется быстрее адаптироваться под новые, окружающие его условия. Ученику требуется быстрее научиться общаться с окружающими людьми, что является процессом воспитания.
Другая часть педагогов придерживается обратного мнения с аналогичными выводами. Они указывают на необходимость воспитательного процесса, которое уже заложено в основу обучения. Так как сам процесс обучения имеет воспитательный характер. По этой причине нет необходимости дополнительно прилагать усилия и создавать дополнительные условия для воспитания. По их мнению школе требуется воспитательная работа только в процессе обучения.
Однако не во всех случаях методы преподавания и преподношения предмета включают в себя выполнение задач по воспитанию. В ряд ситуация воспитательная область относится к чистому воспитанию, которая выражается в качестве отдельной сферы учителя. Имеются свои конкретные задача и своя логика, являющиеся относительно независимы от процесса обучения.
Процесс обучения строится на основе усваивания учениками предметов. Процесс воспитания, в свою очередь, подразумевает освоение ребенком социальных норм. Ученик должен себя вести согласно нормам, сложившимся в обществе. В процессе воспитания также формируются черты характера и личных качеств.
Нередкое явление в жизни, когда у определенного человека хватает и умений, и знаний, и квалификации для выполнения положенной работы. Однако отмечаются проблемы с воспитанием. Человек не умеет себя вести в обществе, отсутствую мотивы для поведения. Так, отличник, без труда решающий любую задачу по физике или любому другому предмету, может воровать из буфета или у своих же одноклассников. Из этого следует вывод, что процесс воспитания и обучения различаются.
Но вместе с этим эти два процесса характеризуется рядом схожих признаков. Следует сказать о тесной взаимосвязи обучения и воспитания.
В первую очередь следует сказать, что процесс воспитания подразумевает некоторые элементы обучения. Перед тем, как требовать чего-то от ребенка, взрослый человек, чаще всего родитель, повествует о них, объясняет почему надо себя вести так, а никак иначе. Таким образом ребенок получается информацию о нормах в обществе. Также когда преподаватель способствует накоплению опыта, раз за разом проигрывает одинаковую ситуацию, этим самым он способствует выработке навыков поведения в коллективе. Оба примера являются отчасти обучением, в процессе которого ученик осваивает модели поведения, в зависимости от ситуации.
Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение является важнейшим элементов в процессе организации совместной деятельности учеников и их общения с педагогами и друг с другом. Оно способствует раскрытию норм и правила эффективного нравственного поведения. Во время деятельности и общения, при их умелой организации, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на обучаемых, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива.
Процесс обучения и воспитания имеет много схожего при создании педагогического процесса, некоторые методики работы полностью идентичны. К таким относится методика объяснения, контроля и другие.
При рассмотрении воспитательного процесса, следует отметить несколько важных элементов, осуществляющихся педагогом:
а) создание у учащихся потребности сформировать качество характера;
б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;
в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Реализация вышеописанных этапов реально только при включении учеников в различные формы деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, учитель организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только после включения в процесс учеников, педагог добивается успешного решения задач, стоящих на данных этапах.
Воспитательный процесс, как это было сказано ранее, является самостоятельным. Следует сказать о ряде его особенностей.
Прежде всего необходимо понять, что воспитание является процессов целенаправленного влияния. Главным ориентиром воспитания считается общественная направленность. Bocпитательный процесс становится высокоэффективным, когда учитель выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Большая степень эффективности достигается, когда цель воспитания известна и понятна ребенку, и он соглашается с ней.
Также воспитательная работа является многофакторным процессом. Во время него педагогу требуется принимать во внимание множество факторов как субъективного, так и объективного характера. На личность оказывается большое количество разнохарактерных влияний и накапливается не только положительный, но отрицательный опыт, который требует корректировки. Большое количество факторов объясняется за счет неоднозначности результатов воспитательной работы. В аналогичных ситуациях результаты воспитания сильно различаются. Эффективность воспитательного процесса объясняется степенью совпадения мнений педагога и ребенка.
Значительную роль в воспитательном процессе играет личность учителя, а также его педагогические умения, личностные качества, система ценностей, характер. Это свидетельствует о том, что воспитание, как педагогику в целом, можно считать искусством.
Характерной чертой воспитания считается отдаленность результатов, относительно момента самого воздействия. Целенаправленное влияние, так же, как и стихийное, не дает мгновенного результата. Итоги воспитания ощущаются не так быстро, в сравнении с обучающими процессами. Существует длительный промежуток времени от совершения целенаправленных воспитательных действия и возникновение признаков устойчивой воспитанности. При создании воспитательного процесса, даже с соблюдением всех правил, не стоит рассчитывать на значительный эффект в короткий промежуток времени.
Характерной чертой процесса воспитания является непрерывность. Действия, направленные на выполнение воспитательное задачи и осуществляемое в ходе педагогического процесса, – это процесс взаимодействия учеников и учителя. Одно мероприятие, не может сильно отразиться на ребенке. Для получения результата требуется система регулярных педагогических воздействий. При нерегулярном характере воспитательного процесса, возникает необходимость повторно закреплять осваиваемые нормы поведения в обществе. По этой причине педагог не может развить степень своего влияние, способствовать формированию новых привычек.