Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Процесс воспитания как часть педагогики
2. Особенности воспитательного процесса в школьных условиях
2.1 Педагогические и психологические основы работы с младшими классами
2.2 Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
3. Основные методики воспитательной работы
3.1 Современные проблемы изучения детей
3.3 Идеи организации воспитательного процесса как опытно-экспериментального
2.1 Педагогические и психологические основы работы с младшими классами
Деятельность преподавателя в начальных классах отличается своей спецификой. Педагог выполняет роль не только учителя, но и занимается классным руководством. От ценностей и норм, заложенных на этом этапе, во многом определяется скорость развития и поведения ученик в будущем. Учителю начальных классов требуется принимать во внимание возрастные особенности воспитания учеников. В случае пренебрежения данными отличиями педагог не сможет реализовать нравственный, творческий а также интеллектуальный потенциал ученика. Так называемые благополучные дети при неправильной работе учителя могут стать трудными. Чтобы этого избежать, требуется учитывать специфику работы с учениками начальной школы.
В этот промежуток времени у учеников отмечается резкое увеличение мышечной массы, активно развивается скелет. До достижения 10 летнего возраста позвоночный столб и скелет в целом характеризуется высокой степенью гибкости. По этой причине при неправильной посадке резко увеличивается вероятность искривления позвоночного столба, называемое сколиозом. Мелкие мышечные ткани на верхних конечностей имеют недостаточное развитие для выполнения действий, требующих высокой точности. В случае превышения нагрузки, например в процессе письма, страдают костные ткани рук. Увеличивается риск их искривления.
Также в возрасте до 10 лет отмечается активное развитие головного мозга. Масса возрастает до 1.3 кг. Продолжается активный синтез синаптических узлов, создающих предпосылки для высокоинтеллектуальной деятельности. Отмечаются высокие темпы развития больших полушарий, прежде всего, развиваются лобные доли, которые имеют связь с сигнальной системой.
В данный период в жизни большую часть внимание занимает непроизвольное, что с физиологической точки зрения это объясняется ориентировочным рефлексом. Ученик не в состоянии контролировать внимание, в большинстве случаев упускает значимый момент. Пропускает что-то важное. Педагоги объясняют это характерными для данного возраста особенностями мышления. Наглядно-образный тип мыслей приводит к сосредоточиванию внимания на выделяющихся объектах или признаках. Когда сама суть не лежит на поверхности, ученики, с большей степенью вероятности, пропустят это.
Учителю начальных классов требуется воспитывать в учениках интерес и потребность к познанию нового. Важным личностным качеством является целеустремленность, с большой степенью интенсивности развивается произвольное внимание. В свою очередь это объясняется созданием ответственности. Ученики начальных классов в состоянии заставить себя выполнить любое задание.
В период до 10 лет отмечаются большие изменения в процессе памяти. Поступая в 1 класс, ребенок уже научился запоминать в непроизвольном виде. Это, непосредственно, несовершенное умение. Большую роль на скорость запоминания играю чувства. Детям без труда дается заучивание стихов, особенно в песенной форме. Объясняется это создание образов в голове, эмоций. Данное умение требуется использовать во время работы внеклассного типа. Одним из оптимальных вариантов является постановка сценок, во время которых ученикам можно привить те или иные качества и черты характера. Постепенно следует усложнять внеклассную деятельность. Постепенно у ребенка формируется осмысленного запоминание.
Отмечаются изменения в развитии основных процессов нервного характера, например, возбуждения и торможения (увеличивается возможность тормозных реакций), что составляет физиологическую предпосылку формирования волевых качеств: оказывается положительное влияние на способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших.
Также требуется принимать во внимание и слабые стороны анатомического и физиологического развития детей в начальных классах. У них быстро заканчивается энергия в нервных клетках. Любой вид перенапряжение сопровождается высоким риском для организма ребенка. Данный факт следует принять во внимание не только педагогам, но и родителям. Следует четко придерживаться режима труда и отдыха в домашних и школьных условиях.
В процессе обучения изменяется содержание чувств ребенка. Происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости.
По мере посещения школы, эмоции учеников начальных классов определяются не только общением в игровой постановке, большую роль оказывается и оценка педагога. Для ребенка это оценка учителем его поражение и побед. Однако возможно и безразличие к оценкам со стороны ребенка. В данной ситуации довольно затруднительно сформировать положительную мотивацию у ребенка.
Учебная деятельность стимулирует интерес к играм, требующим смекалки, включающим в себя элементы соревнования: игры с правилами, настольные, спортивные. Положительные чувства возникают теперь от решения интеллектуальной игровой задачи, в процессе спортивного соперничества.
Появляются эмоции, связанные с трудовой деятельностью, прежде всего с усвоением обобщающих способов действия на уроках труда.
Вместе с тем возможности осознания младшими школьниками своих чувств и понимания чужих ограничены. Ребенок часто не умеет правильно воспринимать выражения гнева, страха и ужаса. Несовершенство в восприятии и понимании чувств влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств.
В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это – возрастная норма эмоциональной жизни.
Все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства; нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Поведение – один из важнейших факторов, связывающих ребенка с окружающим миром, оказывающих влияние на направленность личности. Именно в поведении выражаются ценностные ориентации детей (нравственные, этические и др.), их взгляды, убеждения, интересы, склонности. Актуальную педагогическую задачу представляет собой выявление тех форм поведения ребенка, в которых выражены отклонения от общепринятых норм и даже зачатки этих отклонений. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие тенденции развития личности за ними скрываются; Поступок ребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую остается скрытым от взрослых. Речь идет о внутренних психических процессах, которые являются основой формирующихся социальных, нравственных качеств.
Таким образом, с одной стороны, поведение – это признак зарождения и развития соответствующих индивидуальных качеств, а с другой – проводник воспитательного воздействия на ребенка. Важно помнить о необходимости распознавать за внешними особенностями поведения причины, их вызывающие. И только после этого принимать решения по поводу тех или иных поступков детей. На каждом этапе формирования личности ребенка от младенца до юноши возникают новые мотивы поведения, старые уходят на второй план; усложняются переживания, становятся богаче и разнообразнее эмоциональная и интеллектуальная сферы. У родившегося ребенка потребности просты: есть, пить, находиться в тепле, общаться со взрослыми, впитывать новые впечатления. Пока еще нет основных, фундаментальных компонентов личности, но уже идет их психологическая подготовка. Ребенок усваивает речь, формы движений, действия с предметами. У него развиваются восприятие, мышление, возникает произвольное поведение. Ребенок растет, и жизнь его как бы раздваивается. С одной стороны, он по-прежнему продолжает жить и действовать в непосредственном контакте с миром людей и предметов, с другой – переходит в новый план жизни и поведения – знаково-символический. Это мир речи, речевого мышления, фантазии, изобразительной деятельности, игры. Ребенок уже не только живет, но и рассуждает о жизни, думает о ней, рисует ее.
На знаково-символическом уровне ребенок впервые встречается с нравственной сферой. Он получает начальные представления о добре и зле, о возможном и запретном. Персонажи сказок, книг, мультфильмов рассказывают ему об этом. Теперь ребенок обладает «нравственной шкалой», которая позволяет ему оценивать поступки других, осознавать их как добрые или злые. В этой знаково-символической форме он начинает усваивать и нравственные нормы: что надо делать, чтобы быть добрым, честным, справедливым и т.д. На уровне же реального действия ребенок еще не в состоянии выполнять эти нормы. Происходит это потому, что у ребенка еще не сложились мотивы, склоняющие его к подчинению норме.
Когда 6–7-летний ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этап его жизни. Начинает действовать внешний контроль со стороны взрослых и сверстников. Теперь ему приходится изменить свое реальное поведение, подчинить его нормам. Наступает момент, когда словесное и реальное поведение совпадают. За этим непростым явлением стоят два типа мотивации:
– мотивы, вызванные к жизни внешним контролем (например,:, основанные на страхе наказания или на стремлении к поощрению);
– мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой. При ощущении ее у ребенка возникает нравственная самооценка, изменяется отношение к самому себе, появляются зачатки новых, бескорыстных, «внутренних» мотивов поведения.
Таким образом, ребенок переходит от подчинения лишь внешнему контролю к подчинению самому себе, своей совести.
Одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике ребенка.
Часто можно услышать, например, о грубости ребенка в отношениях с учителем или родителями. При этом забывают, что грубость может выступать в качестве защитной реакции (протест), может быть ситуативной, спровоцированной самими взрослыми. Она может также свидетельствовать о плохом самочувствии ребенка, о его тяжелых взаимоотношениях со сверстниками и т.д. Словом, грубость – не всегда означает соответствующую тенденцию в развитии. Нередко взрослые дают оценку тому или иному поступку ребенка по его результатам, забывая, что дети судят о поступках друг друга не по их последствиям, а по мотивам.
Такое расхождение может стать предпосылкой для возникновения взаимного непонимания между детьми и учителем. Можно привести немало случаев, когда взрослые объявляют ленивым, недобросовестным ученика с ослабленной нервной системой, допуская серьезную педагогическую ошибку. На ребенка навешивается соответствующий ярлык, под который уже подгоняется систему оценочных суждений. Затем определяется мера воздействия. Последствия такого педагогического воздействия могут быть самыми печальными.
Нередко допускается и другая педагогическая ошибка: удобные для учителя особенности поведения ребенка (услужливость, приспособленчество, угодничество, готовность поступить ожидаемым образом, конформизм, некритичность) расцениваются как положительные и всячески поощряются. Такие ученики могут даже преподноситься классу в качестве образца для подражания. В то же время известно, что дети не любят, когда им постоянно ставят кого-либо в пример, и нередко такой «образец» подвергается настоящей травле со стороны сверстников или остается в изоляции.
Таким образом, ошибочные представления о ребенке дают толчок отрицательным тенденциям развития личности.
Другой пример. Есть учителя, которые более или менее сознательно настаивают на том, что ученики никогда не должны допускать ошибок. Тем самым они косвенно принуждают «ребят занять оборону», чтобы «не допустить ошибки». В результате у многих детей формируется комплекс неполноценности, падает их самоуважение. Кроме того, стратегия «не допустить ошибки» препятствует развитию творческих способностей в ежедневной учебной работе. Излишняя требовательность учителя становится бедствием для учеников с невротической склонностью к панике. Ошибка для них катастрофа, они впадают в отчаяние, вопреки действительности у них возникает чувство «я ничего не умею». Они изо всех сил стремятся угодить строгому педагогу, но напрасно – тот всегда найдет какой-нибудь недостаток. Такой подход не может не вызвать ответной реакции. Некоторые дети начинают защищаться и даже противопоставлять себя учителю, нанесшему вред их самоуважению. Их протест воспринимается учителем как подтверждение своих первоначальных ожиданий. В итоге – сотрудничество парализовано. Дома родители тщетно стараются защищать авторитет учителя, а иногда и не стараются. Никакой статистике не удается сосчитать утерянные воспитательные возможности. У преподавателя всегда есть средства не допустить, чтобы ученик воспринимал неверно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личностной недостаточности: можно, например, взять ответственность на себя или подчеркнуть перед классом трудность изучаемой темы, отметить необходимость поработать над ней еще. Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в, позитивном образе самих себя. Эта потребность – фундамент воспитания.
Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этом – движущая сила развития. Вместе с тем не всякое противоречие дает толчок к развитию. Существует критическая граница, переступив которую данное противоречие утрачивает характер стимула. Это происходит тогда, когда какая-то сфера личности ребенка испытывает негативное воздействие со стороны условий его жизни. Когда встает вопрос о воспитании «проблемных» детей, важно иметь в виду следующее. Психологи, говоря о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, употребляют термин «принятие ребенка». Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том – числе непохожесть на родителей. Прежде всего необходимо категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка или присущих ему качеств характера.