Файл: Стратегическое планирование: современные технологии.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности предприятия
1.1. Сущность и экономическое содержание стратегического планирования
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
1.3. Инструменты стратегического анализа
Глава 2. Анализ системы стратегического планирования ООО «Сервисгазавтоматика»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сервисгазавтоматика»
2.2. Анализ существующей стратегии развития предприятия
2.3. Оценка используемых методов деятельности предприятия по реализации существующей стратегии
Сценарное планирование – часть стратегического планирования, относящаяся к инструментам и технологиям, которые позволяют управлять неопределенностью будущего. Суть метода заключается в исследовании внешней среды организации на наличие предопределенных элементов (predetermined elements) и ключевых неопределенностей (key uncertainties) и комбинировании их для формулирования альтернативных сценариев будущего. В качестве предопределенных элементов часто выступают демографические факторы (например, количество подростков от 10 до 15 лет через 10 лет предопределено, так как многие из них уже родились), политические, технологические или географические факторы. В качестве ключевых неопределенностей могут выступать любые элементы внешней среды, которые важны для данной организации (например, уровень государственного дефицита или объем рынка). Все альтернативные сценарии должны сочетать в себе весь набор предопределенных элементов (так как по определению они должны быть) и различные исходы ключевых неопределенностей. Сценарное планирование рассматривает все сценарии как одинаково возможные в будущем.
Глава 2. Анализ системы стратегического планирования ООО «Сервисгазавтоматика»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сервисгазавтоматика»
Компания ООО «Сервисгазавтоматика» действует с 21.01.1999 г. ООО Фирма зарегистрирована по адресу Москва г, ул. Черемушкинская Б., к.13, стр.4, 117447 [22].
Основным видом деятельности компании является предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей. Также ООО Фирма «Сервисгазавтоматика» работает еще по 14 направлениям.
Организация насчитывает 8 филиалов и 2 дочерние компании. Имеет 6 лицензий.
Компания принимала участие в 156 торгах из них выиграла 94. Основным заказчиком является ООО «Газпром добыча Уренгой». В судах организация выиграла 75 % процессов в качестве истца и 50 % в качестве ответчика, проиграла 25% процессов в качестве истца и 25 % в качестве ответчика.
ООО Фирма «Сервисгазавтоматика» решает задачи в области автоматизации технологических процессов в газовой промышленности.
Основные виды деятельности компании:
1) работы по монтажу, наладке, ремонту, сервисному обслуживанию систем и средств автоматизации, телемеханизации автоматизированных систем управления, технологического электрооборудования, электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, систем связи, двигателей и турбин, насосов и компрессоров;
2) ремонт, монтаж и техническое обслуживание прокат систем и средств измерений;
3) проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
4) строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
5) производство работ по монтажу, наладке, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
6) разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности;
7) реализация на внутреннем и внешних рынках всех видов товаров, продукции, техники, оборудования, систем и т.п.;
8) проведение маркетинговых мероприятий и оказание услуг информационного характера, обеспечивающих коммерческую деятельность предприятий:
- оказание юридических, экономических, информационных и других консультационных услуг, маркетинг;
- изучение спроса и предложения на товары, работы, слуги на внутреннем и внешнем рынке России в интересах контрагентов;
- предоставление коммерческо-посреднических, инжиниринговых, информационных и иных услуг российским и иностранным предприятиям и организациям всех форм собственности, гражданам.
Похожие компании в регионе по объему выручки [22]:
- Таврика-Русь-Инвест, ООО;
- Центральный Дивизион, ООО;
- МарКА Рус, ООО;
- Биг Дачмен, ООО.
Похожие компании в отрасли по объему выручки:
- Гидромашсервис, АО;
- МОС Отис, ОАО;
- Коне Лифтс, АО;
- Кислородмонтаж, АО.
По меркам рынка, на котором действует компания в рамках основной своей деятельности, компания еще молодая, растущая.
Стратегия роста компании предполагает увеличение ее размеров.
Выбранная компанией стратегия - стратегия диверсифицированного роста и усиления позиций на рынке.
Основные положения данной стратегии:
- диверсификация путем поглощения менее сильных конкурентов (конгломерация);
- открытие новых производств;
- межфирменное сотрудничество и кооперация в целях контроля за рынками сбыта и ресурсов;
- внешнеэкономическая деятельность как элемент географической экспансии.
Организационный процесс в ООО «Сервисгазавтоматика» состоит из следующих этапов [22]:
1) деление компании на подразделения соответственно стратегиям;
2) взаимоотношения полномочий.
Делегирование - это передача задач и полномочий лица, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Если руководитель не делегировал задачу, значит должен выполнить ее сам.
Ответственность - обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность нельзя делегировать. Объем ответственности - причина высоких окладов у менеджеров компании.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы компании, и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не личности. Пределы полномочий - это ограничения.
Организационная структура управления по форме - функциональная. Распределение работ происходит по функциям – на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления в ООО «Сервисгазавтоматика»
При функциональной структуре происходит деление компании на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Здесь имеет место вертикаль: руководитель - функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) - исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток - функции руководителя размыты [22].
Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы компании.
Основные экономические показатели деятельности компании представлена в таблице 1.1.
Таблица 2.1
Динамика показателей прибыли, тыс. руб.
Показатели |
2017 |
2018 |
+,- |
% |
Выручка от продажи |
31 798 |
40 353 |
8 555 |
126,90 |
Себестоимость продукции |
25 958 |
30 532 |
4 574 |
117,62 |
Коммерческие расходы |
3 500 |
5 803 |
2 303 |
165,80 |
Управленческие расходы |
983 |
1 699 |
716 |
172,84 |
Прибыль от продаж |
1 357 |
2 319 |
962 |
170,89 |
Доходы от прочих операций |
436 |
1 081 |
645 |
247,94 |
Расходы от прочих операций |
453 |
2 201 |
1 748 |
485,87 |
Прибыль до налогообложения |
1 340 |
1 199 |
-141 |
89,48 |
Налоговые платежи |
93 |
198 |
105 |
212,90 |
Чистая прибыль |
1 247 |
1 001 |
-246 |
80,27 |
По данным таблицы 2.1 можно сказать, что в 2018 году в сравнении с 2017 годом произошло увеличение выручки от реализации (на 8 550 тыс. руб., 26,90 %), а также себестоимости реализации (на 4 574 тыс. руб., 17,62 %). Кроме того, произошло увеличение коммерческих (на 2 303 тыс. руб., 65,80 %) и управленческих (на 716 тыс. руб., 72,84 %) расходов [22].
В 2017 – 2018 годах расходы от прочих операций превышали доходы. Кроме того, в 2018 году, в сравнении с 2017 годом произошло увеличение сумм налоговых платежей – на 105 тыс. руб. (112,90 %).
Все это привело к снижению чистой прибыли – на 246 тыс. руб. (19,73 %).
Наибольшее влияние на формирование чистой прибыли в 2017 – 2018 годах оказали такие факторы, как выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, а также рост коммерческих и управленческих расходов.
2.2. Анализ существующей стратегии развития предприятия
В результате изучения факторов внешней среды, оказывающих влияние на ведение бизнеса в России, и в первую очередь на деятельность рассматриваемой компании, сформирована таблица факторов, имеющих существенное положительное или отрицательное влияние на итоги работы предприятия (Таблица 3).
Уже по итогам SWOT анализа и изучения внешней среды предприятия сделаны следующие выводы [22]:
- главной задачей рассматриваемого предприятия должно стать улучшение финансового положения, увеличение роста объема реализации и сокращения затрат, то есть на этом этапе формирование стратегии — стратегия увеличения объема производства продукции, работ и услуг представляется нам основной, а стратегия повышения эффективности — дополнительной (но также немаловажной).
Потенциальные возможности предприятия по росту объема реализации могут быть ограничены влиянием различных факторов, но главные из них — мощность предприятия, его производственные особенности и состояние дальнейшего развития рынка представляемых предприятием услуг (таблица 2.2).
Таблица 2.2
SWOT-анализ ООО «Сервисгазавтоматика»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Благоприятные климатические условия и постоянный спрос в области автоматизации технологических процессов в газовой промышленности. 2. Выгодное географическое положение. 3. Развитая транспортная инфраструктура. 4. Наличие полного спектра оборудования. 5. Высокая конкурентоспособность услуг. 6. Низкие политические инвестиционные риски, положительный инвестиционный имидж. |
1. Наличие «теневой» экономики – отсутствует рыночная конкурентная среда для развития среднего бизнеса. 2. Отсутствие резервов энергетических мощностей для реализации программ развития отраслей. 3. Низкий уровень экономической эффективности части имеющихся инвестиционных проектов. 4. Низкий уровень корпоративного управления в компании – отсутствие программ экономического развития и не использование инструментов фондового рынка. 5. Высокая степень износа основных фондов. |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
1. Реализация среднесрочных и долгосрочных мероприятий стратегий развития отраслей экономики региона, обеспечивающих рост спроса в области автоматизации технологических процессов в газовой промышленности. 2. Реализация программ экономического развития и повышения капитализации предприятий реального сектора экономики региона, обеспечивающая переоснащение их основных фондов с ростом спроса в газовой промышленности. 4. Максимальное использование ресурсов. 5. Использование положительного инвестиционного имиджа для привлечения инвестиций. |
1. Резкое ослабление государственного регулирования инвестиционным процессом. 2. Риск сокращения спроса и темпов роста производства. 3. Риски снижения темпов роста экономики, сокращения спроса предприятий и инвесторов. 4. Риск потери конкурентоспособности и банкротства. 5. Угроза выбытия существующих основных фондов по причине их полного износа. 6. Угроза оттока и не восполнения численности подготовленных специалистов. 7. Угроза удорожания энергоносителей и роста издержек. |
Таблица 2.3
Перечень факторов среды, имеющих наибольшую значимость для ООО «Сервисгазавтоматика»
Наименование факторов |
|
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Расширение рынка работ и услуг. |
Появление новых предприятий-конкурентов. |
Увеличение объема работ. |
Отсутствие источников финансирования. |
Наличие высокоразвитого производственного потенциала. |
Неблагоприятная политика органов власти. |
Благоприятный имидж предприятия. |
Обеспеченность высококвалифицированными кадрами. |
Высокая эффективность и качество работ и услуг, относительно низкие цены. |
Для оценки внутреннего потенциала использованы два подхода: составлено «дерево целей» с выходом на конкретные меры по повышению эффективности работы и сделана комплексная оценка резервов на основе перечня наиболее значимых показателей, определен уровень их оптимальных значений.
Существенными «точками роста» маркетингового потенциала компании является рост рентабельности производства и увеличения сбыта. Естественно, что ориентация на рынок автоматизации технологических процессов в газовой промышленности должна отразиться в стратегии предприятия. Общая оценка использования этого потенциала низкая, всего 38,7 %, т.е. доведение уровня рассматриваемых показателей до оптимальных значений позволяет повысить эффективность работы предприятия в 2,5 раза (при отсутствии, конечно, ограничений по другим факторам роста) [22].
Производственный потенциал предприятия используется в целом на 63,4 %, основными «точками роста» являются: увеличение показателей использования производственных мощностей (техники) и расширение оказываемых услуг. Характерно, что предприятие широко использует новую технику и технологии, соотношение фактического значения экономии затрат на один рубль продукции и оптимального, более 80 %.
Финансовое положение компании непростое, низкий коэффициент ликвидности, имеется кредиторская задолженность, а также запасы сырья превышают нормативное значение почти в 2 раза. Общая оценка использования потенциала 26 %. Необходимо выбрать стратегию, обеспечивающую финансовое оздоровление предприятия.
В компании наиболее эффективно используется научный потенциал (71,8%). Внедрение новой техники обеспечивает превышение экономии над затратами в 1,5 раза. «Точкой роста» этого потенциала является увеличение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [22].