Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы фальсификации непродовольственных товаров
1.1 Виды и способы фальсификации непродовольственных товаров
1.2 Методы выявления фальсификации продукции
1.3 Особенности фальсификации группы меховых изделий
Глава 2. Оценка содержания маркировки образцов продукции, как способы выявления фальсификации
2.1 Характеристика исследуемых образцов и методов исследования
2.2 Анализ содержания маркировки продукции
2.3 Результаты оценки качественных характеристик исследуемых образцов непродовольственных товаров
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность непродовольственных товаров — важнейший вид экономической безопасности, характеризующий такой уровень развития индустрии, который обеспечивает все общественные потребности в промышленной продукции, оказывая тем самым решающее воздействие на динамику развития производительных сил общества. В общем объеме оборота товаров непродовольственные занимают значительный удельный вес, что определяется, с одной стороны, их широким ассортиментом, а с другой –необходимостью их использования в быту. Предотвращение фальсификации и контрафакции непродовольственных товаров –одна из наиболее актуальных проблем современности, которая волнует правительства разных стран, производителей, продавцов, общественные организации и, конечно, потребителей.
Сегодня Россия гораздо больше потребляет товары из натурального меха, чем их производит. В России изделия из натурального меха всегда были популярным товаром, поскольку основная территория государства расположена в относительно холодном климатическом поясе.
Изменения, происходящие в последние годы в экономике страны, затрагивают и меховую промышленность. Несмотря на интенсивное развитие текстильной, швейной и трикотажной промышленности, выпускающих одежду из самых разнообразных материалов, значение меха как одежного материала не ослабевает.
Природная красота меха, высокие теплозащитные и эксплуатационные свойства предопределяют его успех. Достоинствами меха являются также его долговечность и возможность многократной реставрации. Мех почти неподвластен изменчивому влиянию моды и времени.
Глубокое и всестороннее изучение современного ассортимента пушно-меховых товаров и перспектив его изменения на рынке являются одной из важнейших предпосылок для развития рынка торговли пушно-меховых товаров.
В последнее время в продаже стало появляться много новых, более модных моделей пушно-меховых товаров, как отечественного, так и импортного производства, стали лучше удовлетворяться возросшие требования населения к разным меховым изделиям. Проблема заключается в необходимости обеспечить полноту ассортимента меховых товаров, улучшения качества и внешней отделки, создания условий, при которых покупатель имел бы возможность без лишних затрат времени приобрести изделия нужного размера, модели
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ фальсификации непродовольственных товаров, оценка маркировки и качественных характеристик образцов с целью обнаружения фальсификации меховых изделий.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть виды и способы фальсификации непродовольственных товаров;
- изучить методы выявления фальсификации продукции;
- исследовать особенности фальсификации группы меховых изделий;
- провести анализ содержания маркировки продукции;
- привести результаты оценки качественных характеристик, исследуемых образцов непродовольственных товаров.
Объект исследования является меховая одежда. Предмет – информационная и качественная идентификация и признаки фальсификации изделий из меха.
Методы, используемые при подготовке курсовой работы – анализ, обобщение полученной информации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Работа представлена на 34 листах, в работе 2 таблицы и 4 рисунка.
Глава 1. Теоретические основы фальсификации непродовольственных товаров
1.1 Виды и способы фальсификации непродовольственных товаров
При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации товаров:
– ассортиментная (видовая);
– качественная;
– количественная;
– стоимостная;
– информационная;
– комплексная.[1]
Больше всего на современном рынке распространены: ассортиментная, качественная и информационная фальсификации.
При ассортиментной фальсификации осуществляется полная или частичная замена товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.[2] Заменители дешевле и обладают более низкими потребительскими свойствами. В некоторых случаях обнаружение и определение этой замены является очень сложной задачей. Использование таких заменителей приводит к порче гигиенических, эстетических и эксплуатационных свойств товара. Примером ассортиментной фальсификации служит замена одного сорта плодов или овощей другим сортом, пищевых сортов техническими.
В зависимости от того какие средства фальсификации используют, аналогичности свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:
1) пересортица;
2) замена высококачественного сырья и материалов низкокачественными заменителями, имеющими аналогичные признаки;
3) замена натурального сырья и материалов.[3]
Все заменители, используемые при ассортиментной фальсификации, разделяют на две группы: натуральные и искусственные.
Пересортица непродовольственных товаров при реализации в торговле всегда квалифицируется как фальсификация, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.
Вместе с тем имеется значительная группа товаров (парфюмерно-косметическая продукция, шерстяные изделия и др.), качество которых при хранении существенно изменяется, и при этом снижаются показатели их качества, определяющие их товарный сорт. В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, и если она не используется в корыстных целях, то и не квалифицируется как фальсификация.[4]
Количественная фальсификация – это обман потребителя за счёт значительных отклонений параметров товара (массы, объёма, длины, толщины, плотности и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений.[5]
В практической деятельности этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения количественных характеристик измеряемого объекта, а стоимостный расчёт товара осуществляется за увеличенные количественные показатели. Количественная фальсификация является одним из наиболее древних способов обмана покупателя, который не требует от фальсификатора специальных знаний.
При количественной фальсификации используют:
1) поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);
2) неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью;
3) специальные приёмы и/или психологическое воздействие на покупателя;
4) неправильное измерение товара.[6]
Количественная фальсификация осуществляется на производстве при фасовке или розливе товаров.
Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.[7] Можно отметить следующие проявления стоимостной фальсификации:
– продажа фальшивых товаров по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта;
– продажа фальшивых товаров по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом;
– продажа фальшивых товаров по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.[8]
Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе и другие ее виды (ассортиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить законный доход путем незаконного повышения стоимости товара.
Информационная фальсификация представляет собой обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре.[9] Этот вид фальсификации встречается в наше время постоянно и везде, начиная со средств массовой информации до конкретной маркировки товара. Искажают данные о наименовании товара, фирме-изготовителе и стране-поставщике, информация о волокнистом составе, о технических размерных характеристиках, способах ухода и т. д
При информационной фальсификации товара искажаются или неточно указываются следующие данные:
1) наименование товара и его логотип;
2) страна происхождения товара;
3) фирма-изготовитель товара и её почтовый адрес;
4) количество товара;
5) состав;
6) условия хранения и способы ухода за товаром.[10]
Фальсифицируют не только маркировку и упаковку, но и товарно-сопроводительные документы, причём наиболее часто подделывают накладные и сертификаты.
В товарно-транспортных накладных на фальшивые товары чаще всего подделывается наименование товара, довольно часто – название изготовителя и количество товара (количественная фальсификация). Обнаружить подделку в накладной можно только после идентификации товара, а также количественного измерения всей товарной партии.
В последнее время распространённым видом фальсификации документов стала подделка сертификатов. При инспекционном контроле в ряже случаев обнаруживается до 50% фальшивых сертификатов, подлежащих аннулированию.
Комплексная фальсификация непродовольственных товаров включает в себя два или более отдельных видов подделок товара.
В зависимости от места формирования фальсификации она бывает технологическая и предреализационная.
При технологической фальсификации подделка осуществляется в процессе технологического цикла производства. Также к технологической фальсификации относится введение различных добавок без их указания на маркировке и т.п. При предреализационной фальсификации подделка товаров происходит при их подготовке к продаже или при отпуске потребителю.[11] Например, замена фирмы-производителя при продаже мобильного телефона, выдаваемого за телефон известной фирмы.
1.2 Методы выявления фальсификации продукции
При проведении мероприятий по выявлению фальсификации товаров используют следующие группы методов:
– органолептические;
– регистрационные;
– расчетные;
– измерительные;
– экспертные.[12]
Органолептический метод основан на определении показателей с помощью органов чувств человека: зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Показатели выражаются в баллах. Метод прост, доступен, но недостаточно объективен. Широко используется в практике торговли.
Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных предметов, событий, случаев, затрат, явлений.
Расчетный метод основывается на определении показателей качества расчетным путем, т.е. с помощью математических формул с использованием других показателей, полученных иными методами.[13]
Измерительный метод является наиболее объективным, дающим наиболее точные результаты. Показатели определяются с помощью технических средств измерения. Этот метод требует высокой квалификации работников, проводящих измерения, и значительных материальных затрат и времени. Перспективными направлениями этого метода являются ускоренные экспресс-методы и методы неразрушающего контроля.[14]
Экспертный метод основан на определении показателей путем обобщения мнений группы квалифицированных специалистов-экспертов в количестве 7-12 человек. Показатели обычно выражаются в баллах.
При проведении информационной защиты применяются следующие группы методов.
Визуальный и сенсорный контроль, доступный в любых оперативных условиях неподготовленному пользователю.
Низкотехнологичный приборный контроль предполагает использование простейших общедоступных приборов контроля (увеличительные приборы, УФ лампы, инфракрасные и токопроводящие ручные тестеры).
Высокотехнологичный приборный контроль предполагает, помимо узкоспециальной аппаратуры, достаточно высокий уровень компетентности и подготовленности пользователя.[15]
Профессиональный технологический контроль независимо от того, используется ли приборный или только визуальный контроль подлинности, и предполагает профессиональную технологическую подготовку пользователя.