Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главным элементом любой организации или предприятия является человек.

Управлением сотрудниками занимается руководитель, который в силу человеческих факторов часто действует на основе интуиции или своего личного опыта и убеждений, которые не могут быть постоянно верными. Это приводит к тому, что руководитель акцентирует свое внимание на производственных задачах и игнорирует проблемы и желания своих сотрудников. Это связано с непониманием руководителя, того, что он управляет не производственными процессами, а непосредственно людьми. А это требует от него внимания на их проблемы и нужды. Умение понимать людей, заслужить их уважение в рабочем коллективе, стремление к достижению общих целей отличает эффективных руководителей.

Умелое руководство компанией - один из главных факторов ее успеха и высокой эффективности. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель организации - это человек, который умело, сочетает в себе профессионализм менеджера и исключительные способности лидера, виртуозно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой.

Управление и лидерство - не синонимы. Можно занимать первую должность в организации, но не быть лидером. Лидерство не заменяет собой менеджера, а дополняет его. Лидер - это тот, кому удается превратить сотрудников в своих единомышленников, объединить их и вдохновить на достижения поставленных целей.

Эффективное руководство необходимо любой организации, для этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций.

В условиях современной России лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря личным качествам.

1. Лидерство 

Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей.

Лидерство - это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели.


Лидерство невозможно без влияния, возникающего между людьми, которые стремятся к изменениям. В большинстве организаций руководители оказывают влияние на подчиненных, но и подчиненные также влияют на руководителей. Люди, вовлеченные в подобные взаимоотношения, стремятся к постоянным изменениям, и лидерство предполагает создание условий для изменений. К тому же изменения не диктуются лидером, но отражают общие для лидера и членов группы цели. Целью изменений представляются результаты, которых хотят достичь и лидеры, и группа.

Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Лидерство существует практически во всех организованных группах, которые стремятся к достижению общей цели. Рассматривая понятие лидерства с разных сторон можно заключить, что в одном случае лидерство – это индивидуальное проявление личности человека, в другом – процесс. Между понятиями лидерство и менеджмент иногда ставят знак равенства, что является не очень корректным, так как оба понятия имеют сходства и различия. Существование различных теорий лидерства еще раз свидетельствует о широком охвате различных аспектов лидерства - личностном, ситуативном, поведенческом и прочих.

Лидерство не может заменить менеджмент - они должны дополнять друг друга. Например, можно назвать менеджером того, кто следит за расходами, определяет цели, разрабатывает планы, координирует работу отделов, контролирует деятельность компании и оценивает полученные результаты. При этом он же является сильным лидером, который определяет перспективы, вдохновляет сотрудников, концентрирует их внимание на долгосрочных целях, формирует корпоративную культуру, благоприятную для роста и процветания организации, создает среду, где ценятся честность и ответственность. В различных организациях на всех иерархических уровнях есть менеджеры, которые являются также эффективными лидерами, и большинство людей способны развить в себе необходимые для этого качества.

Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Если человек по собственному желанию становится ответственным за действия и обязанности, не связанные с его должностной инструкцией, то он является неформальным лидером. Неформальный лидер считается также и руководителем, однако, отличающимся от менеджера офиса тем, что он не отдает команды и приказы, а ведет за собой других людей, являющихся, в таком случае, не подчиненными, а сторонниками и приверженцами. Руководящая должность формально дает условия, чтобы стать лидером коллектива, но не обеспечивает этого на сто процентов, поскольку главным фактором является именно психологическое признание окружающих в руководителе лидера, как единственного человека, способного удовлетворить нужды коллектива и решить любые проблемы.


В зависимости от отношений - деловых или межличностных выделяют два типа лидеров: инструментальный лидер и экспрессивный.

Экспрессивное лидерство направлено на регулирование, прежде всего эмоциональных отношений, существующих между членами группы. Его цель — сплочение, поддержание внутренней целостности и единства группы.

Инструментальное лидерство управляет активностью группы в отношении достижения стоящей перед группой цели: к какой именно цели идет группа, какими темпами, какие пути для этого используются, как включены в этот процесс отдельные члены группы, кто нуждается в поддержке, а кто — в негативных санкциях.

Как и любой член группы, лидер может играть не только отведенную ему «функциональную роль», но и одну из ролей в группе, например роль эксперта-специалиста в команде с невысоким уровнем развития в ней он выступает в качестве эмоционального центра поддержки. Если в коллективе более высокий уровень, то лидер становится интеллектуальным ядром, генератором идей, советником. Этот социальный феномен групповой динамики раскрыл доктор психологических наук Рэймонд Мередит Белбин. В обеих ситуациях лидер объединяет коллектив, инициирует и организует его динамичные действия, а также являет собою образ, на который равняются остальные. В связи с тем, что лидер представляет интересы коллектива, он постоянно следит за отдельными его членами с целью контроля совершения ими действий, которые противоречат общим потребностям и могут внести разногласия в группу. Поэтому лидер может отстаивать нужды коллектива даже, входя в противоречие с руководством.

Лидер необходим не только для формирования группы, но и для поддержания единства существующих групп. Кроме того, он выполняет функцию связующего звена между подчиненным ему коллективом и группой осуществляющей управление из его коллег ведь он является участником каждой группы. Таким образом, лидер является соединительной функцией, связующей отдельные группы организации в единый организм. Если обозначить лидера как личность с позиции экономиста Виханского О.С. Мы получим личность, которая с помощью объединения вокруг себя людей добивается поставленной цели. Степень соответствия личностных качеств лидера и его команды, а также условия ее существования, формирует силу влияния лидера на данную группу людей. Если люди доверяют человеку, признают его влияние и превосходство над собой, то это побуждает их признать в нем лидера. Такие личные качества как повышенный уровень интеллекта и богатый опыт лишь частично обосновывают лидерство, а решающее значение имеет тяга лидера к доминированию, то есть инициативность, поиск решений, управление вниманием людей. Также важен профессиональный статус, например, инженер быстрее признает лидером своего коллегу, ведь они говорят на одном языке.


2. Авторитет 

Авторитетный человек - это личность, которая заслуживает доверия других людей и влияет на них своими преимущественными качествами. Такой человек берет на себя самые трудные и ответственные обязанности. Авторитет опирается на единство интересов, целей и задач организации. Понятия власть и авторитет взаимосвязаны, но авторитет может существовать и без власти. Авторитет менеджера в одном случае может выражаться в безотказном выполнении подчиненными его указаний, а в другом указания необходимо подкреплять силой принуждения. На практике очень сложно найти разграничения этих двух форм подчинения, эти понятия так пересекаются между собой, что трудно понять, где кончается власть и начинается авторитет. Можно говорить о том, что авторитет – это способ воздействия руководителя на подчинённых. Наличие подлинного авторитета у руководителя, связанное с выполнением его основных функций всегда подкреплено личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле авторитет имеет два начала (официального положения): официальный авторитет, определяется в соответствии с занимаемой должностью (должностной статус) и реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус). Также как и любой процесс, явление авторитета может формироваться как естественным путем, так и с помощью искусственных путей формирования результатом, которых является мнимый или ложный авторитет - псевдо авторитет. По мнению А.С. Макренко существует несколько видов псевдо авторитета: -авторитет расстояния - руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально; -авторитет доброты - "Всегда быть добрым". Доброта снижает требовательность; -авторитет педантизма - в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу; -авторитет чванства - руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет; -авторитет подавления - менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.

Также помимо путей формирования авторитета существует несколько его форм:


1) Харизматический.

Опирается главным образом на сильные личностные качества лидера, основан на бессознательной, харизматической вере. Это влияние примера. В этой среде о лидере говорят как о человеке, которому авторитет был дарован самой природой. К таким формам относят религиозных лидеров, звезд телевидения, политиков и полководцев

2) Традиционный.

Основывается на почитание обычаев, условностей и определенных форм поведения. В некоторых случаях традиционный авторитет ограничивают рост и нововведения в корпоративной культуре.

3) Авторитет роли или положения.

В этом случае авторитет зависит от положения, которое занимает лицо. Его личностные качества при этом являются незадействованными. Как правило, в организации повышение в должности дает лидеру новый статус и возможность в полной мере реализовать свои деловые качества. Кроме того, статус является своего рода психологической дистанцией, которая бывает крайне необходима для эффективного выполнения своих лидерских функций

4) Юридический (правовой)

Является самым формальным. В этом случае в деятельности менеджера его юридический авторитет зависит формально от служебных контактов и неформально от связей с директором. В рабочей обстановке правовой авторитет менеджера также выражен юридическим правом его подчиненных уйти с работы, если они не хотят более с ним работать. Сочетание правового авторитета и авторитета роли дает более позитивные результаты в деловых отношениях с людьми.

5) Авторитет квалификации.

Основывается на исключительном умении, опыте или знании обладателя. Такой авторитет, часто может быть переоценен, что отрицательно влияет на гибкость управления.

Авторитет и лидерство в работе руководителя малой фирмы имеют особое значение. Руководитель здесь не может строить свой авторитет на формальных оценках, а только на собственных профессиональных и личных качествах. Руководитель в малом коллективе все время на виду, равно как и принимаемые им решения, естественного барьера между ними и подчиненными нет, поэтому его авторитет в большей степени, нежели в других организационных структурах, основан на профессиональных качествах и трудолюбии. Авторитет определяет, насколько эффективно руководитель может выполнять функции лидера, к которому прислушиваются и присматриваются подчиненные. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по четырем ниже перечисленным моделям: