Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. «Один из нас». Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена группы. Лидер, как и все, радуется, переживает, негодует и страдает: жизнь преподносит ему и радости и невзгоды.
  2. «Лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.
  3. «Воплощение добродетелей». Считается, что лидер является носителем общечеловеческих норм морали. Лидер разделяет с группой ее социальные ценности, и готов их отстаивать.
  4. «Оправдание наших ожиданий». Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой курса поведения.

Авторитет – это одна из основ лидерства, и роль лидера выражается посредством одной из его форм. Руководитель может не иметь авторитета, а лидер, который утратил авторитет, перестает быть лидером. Авторитет необходимо рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность и позволяющий достигнуть гармонии на уровне функциональных обязанностей. Некорректно говорить об авторитете руководителя, если подчиненные признают его только из чувства страха. Необходимо отличать понятия действительного и фальшивого авторитета, что выражается в степени изменения отношения подчиненных к руководителю, который утратил свои полномочия.

В современной литературе встречаются множество определений авторитета управления. По мнению американского исследователя в области менеджмента Майкла Мескона, авторитет руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. По мнению современного психолога А.А. Журавлёва, авторитет - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив. Также в системе менеджмента понятие авторитет рассматривается как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность и имеет следующее определение - это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера.

3. Менеджмент

Иерархия менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот.


Более распространенным является структурирование иерархии менеджмента по уровням управления, с выделением высшего уровня (top-management), среднего (middle) и линейного (supervisors) или уровня непосредственных руководителей. Поскольку уровни управления имеют четко определенную подчиненность, они составляют иерархию, в которой руководители высшего уровня управляют работой менеджеров среднего уровня, которые в свою очередь обеспечивают координацию деятельности линейных руководителей. Этим управленческая иерархия исчерпывается; далее, за пределами иерархии, располагаются исполнители, получающие четкие задания, координируемые, направляемые и контролируемые.

Менеджеры высшего уровня управления отвечают за принятие решений. Они устанавливают цели, которых должна достигать организация.

Руководство в организации - это существующий компонент эффективного управления. Для нас интересен руководитель, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять так, чтобы подчиненные выполняли работу, порученную организации. К сожалению, эффективные лидеры не всегда являются одновременно эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он влияет на других.
Влияние - это любое поведение одного человека, который вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого.
Власть - это возможность влиять на поведение других. Реализация власти обычно связана с трудностями, поскольку руководитель, каким бы самостоятельным не казался внешне, на деле зависит от огромного количества людей и жизненных обстоятельств. Власть и влияние - инструменты лидерства - это средства, при помощи которых руководитель разрешает проблемные ситуации.
Френч и Рэйвен разработали классификацию основ власти. Известно 5 основных форм:
1) Власть, основанная на принуждении, влияние через страх. Человек ощущает страх, когда напрямую угрожают его потребности выживания или защищенности.

2) Власть, основанная на вознаграждении, влияние через положительное подкрепление.

3) Законная власть, влияние через традиции. В основе лежит формальное положение руководителя в иерархии, в силу которого подчиненные обязаны выполнять его распоряжения.

4) Власть примера, влияние с помощью харизмы. Харизма - это власть, построенная на силе и привлекательности личных качеств и способностей руководителя, в силу которых он становится лидером.


5) Власть эксперта, влияние через разумную веру. Власть основывается на разумной вере в знания и компетенцию руководителя.

В США первыми поняли связь между лидерством и результатами деятельности, и за последние годы разработали огромное количество теорий и подходов к указанной проблеме, издав множество как общетеоретических работ (У. Д. Дункан), так и узкоспециальных трудов (Д.Френсис, Б. Карлоф, Блейк).

К сожалению, рассмотрение вопросов об авторитете и лидерстве в российском менеджменте и о возможности применения западных теорий в российском управлении затруднено, через скудность исследований и источников, в основе которых лежит не мировая практика, а российская экономическая действительность. Причины такого положения в слишком юном возрасте русского менеджмента и практики первоначального этапа накопления капитала, который не полностью соответствует классическим понятиям рыночной экономики.

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер же воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношений людей к делу. Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот. Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и не исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается как указание к действию. Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи.

Перед менеджером всегда стоит дилемма: «Что важнее - дело или люди?» Предпочтение надо отдавать людям. Будет внимание к людям, будет и успех в деле. В этом и состоит подлинная сущность лидерства.


Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таковым может быть человек, обладающий определенными качествами:

Качества

Краткая характеристика

Честность

Полная ясность по поводу соблюдения норм общечеловеческой морали. Ответ на вопрос «Пошел бы ты с этим человеком в разведку?» должен быть положительным.

Интеллект

Быстрота, гибкость ума, устойчивое внимание, умение владеть речью, любознательность.

Способность понимать людей

Умение почувствовать собеседника, способность видеть в человеке личность, стремление обогатить человека духовно.

Устойчивость взглядов

Адекватная реакция на ситуацию, контроль над эмоциями, постоянство действий.

Уверенность в себе

Стремление брать на себя ответственность, настойчивость в достижении целей.

Скромность в быту

Отсутствие стремления к роскоши, склонность к самообслуживанию.

Эрудированность

Широта и глубина познания в различных областях науки и техники, хорошая осведомленность в философии, политологии, истории.

Заключение:

Таким образом, безусловно, авторитет и лидерство играет важную роль в управлении коллективом и организацией в целом, и, как следствие, влияет на результативность всего предприятия. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот.

Лидерство и авторитет, как и управление, является в некоторой степени искусством.

Ситуация в России такова, что нам нужны новые сильные, здоровые лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать.

Список литературы:

1. Лифта Дж. К. Менеджмент: учеб, пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Вебли, 2004.

2. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учеб, пособие. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1996. Дафт Р.Л.Менеджмент: учебник. 6-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2007. 864 с.

3. Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

4. Управление персоналом. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Минск : ИП "Экоперспектива", 2000.