Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Гражданско-правовая ответственность.
Взыскание компенсации морального вреда.
Административная ответственность.
Общая структура административных нарушений законодательства о рекламе.
Характеристика административного правонарушения в области рекламы.
Введение
«Реклама – двигатель торговли» - данное утверждение уже давно стало нарицательным, от качества, объема, способа, места рекламы зависит доход большинства предпринимателей, как мелкого, среднего, так и крупного бизнеса. Именно по этому, в погоне за прибылью, порой предприниматели переступают ту грань, которая закреплена законодательно.
«Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[1] (далее – закон «О рекламе»).
Часто реклама бывает навязчивой, порой - откровенно некорректной, ложной, но вместе с тем, отменить ее или запретить нельзя. Реклама помимо всего прочего призвана развивать конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг. Кроме того, существует такой блок рекламной продукции, как социальная реклама, которая обеспечена осуществлять просветительскую и воспитательную функции.
Поскольку, в современном мире реклама сопровождает нас на каждом шагу, то важно понимать какая реклама отвечает требованиям действующего законодательства, какая – не соответствует им, и какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о рекламе. Каждый предприниматель, чтобы не быть признанным нарушившим законодательство о рекламе, и не быть привлеченным к ответственности, должен отчетливо понимать требования, предъявляемые к рекламе, что можно и что нельзя рекламировать, как правильно рекламировать ту или иную продукцию.
В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность наступает в следующих случаях:
- лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (гражданско-правовая ответственность).
- нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (административная ответственность).
В данной курсовой работе мною исследуются виды ответственности за нарушения действующего законодательства, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, проведен их анализ, выявлены проблемы при их реализации.
Общие положения ответственности за нарушение законодательства о рекламе
В работе проанализированы отдельные вопросы гражданско-правовой и административно-правовой ответственности за нарушение рекламного законодательства. На основе проведенного анализа законодательства и судебной практики выявлены некоторые проблемы применения ответственности за использование ненадлежащей рекламы.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе может быть либо гражданской, либо административной.
Ранее существовала и уголовная ответственность, предусматривающая статья 182 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая называлась "Заведомо ложная реклама", однако в 2003 году она была отменена. В настоящее время статьи 242 и 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за рекламирование порнографических материалов или предметов. Однако в них о рекламе упоминается только косвенно.
Под ответственностью в праве понимаются неблагоприятные последствия для лица, допустившего правонарушение. Меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства[2].
Все участники рекламной деятельности - рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель - несут в рамках свой компетенции ответственность за нарушения законодательства о рекламе.
Рекламное законодательство четко разделяет юридическую ответственность между участниками рекламных правоотношений - рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что позволяет действенно обеспечивать законность в рекламной деятельности.
В законе «О рекламе» ответственности посвящена статья 38 - "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе". В части 1 статьи указано, что нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Соответственно, лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Гражданско-правовая ответственность.
Под гражданско-правовой ответственностью понимаются неблагоприятные имущественные последствия для лица, допустившего гражданское правонарушение, выразившиеся в утрате таким лицом (правонарушителем) части имущества[3].
Как видно, гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер, может выступать в форме возмещения убытков, вреда (в том числе морального), уплаты неустойки, потери задатка, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Все эти формы ответственности могут возникнуть в правоотношениях, связанных с созданием и распространением рекламы.
Законодательно определен перечень гражданско-правовых санкций за незаконное использование авторского произведения, изображения лица.
Лицо, чье право нарушено, вправе потребовать в судебном процессе:
- прекращения действий, например, нарушающих авторство, и восстановления положения, которое объективно существовало до нарушения прав;
- о возмещении убытков (включая упущенную выгоду);
- о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу;
- о компенсации морального вреда (по требованиям граждан);
- о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Взыскание компенсации морального вреда.
Одним из ярких примеров, возможного наступления гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о рекламе, в части взыскания компенсации морального вреда, может служить использование изображений людей (актеров, спортсменов, простых граждан в рекламе товара, работы или услуги). Полагаю, что в данном случае можно говорить о деликтной ответственности, которая возникает непосредственно из правонарушения при отсутствии на момент его совершения обязательственных отношений между нарушителем и потерпевшим.
Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.
Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения)[4].
Так, решением Дивеевского районного суда Нижегородской области от 20.03.2013 № 2-142/2013, частично удовлетворены исковые требования С. К ООО «Дивеевская слобода». Истица обратилась в суд с иском к ООО «Дивеевская слобода» и просит: обязать ответчика снять рекламные щиты с её изображением, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей, взыскать с ответчика в возмещение материального ущерба 540 000 рублей, а также судебные расходы по делу, состоящие из расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 800 рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере 12 000 рублей[5].
По мнению истицы и её представителя, размещение её изображения в наружной рекламе могло иметь место только после получения письменного согласия истицы, чего не было сделано. Кроме того, ответчик фактически обманул истицу, поскольку она фотографировалась для размещения её изображения в музее ООО «Дивеевская слобода». О том, что её изображение будет использовано в рекламных щитах, она не знала, в противном случае не согласилась бы участвовать в фотосессии.
Суд пришел к выводу, что исходя из смысла части 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина должно быть непременно зафиксировано на каком-либо материальном носителе. Например, оно может быть получено в письменном виде, т.е. путем фиксации согласия на материальном носителе-бумаге. Такое согласие может быть зафиксировано на ином материальном носителе, например- на видеозаписи, на аудиозаписи. Такая фиксация позволяет бесспорно установить, что согласие гражданина имело место. Суд не согласился с утверждением и позицией ответчика о том, что наличие такого согласия может быть подтверждено свидетельскими показаниями.
До завершения судебного разбирательства ответчик самостоятельно демонтировал рекламные щиты с изображением истицы. Кроме того, действующее гражданское законодательство не предусматривает возможность взыскания с виновного убытков за неправомерное использование изображения гражданина, за исключением ситуации, когда имело место использование изображения на платной основе, т.е. в порядке гражданско-правовой сделки, которой между истицей и ответчиком заключено не было.
По результатам рассмотрения суд взыскал с ООО «Дивеевская слобода в пользу истицы в возмещение компенсации морального вреда 60 000 рублей и судебные издержки по делу в размере 1 000 рублей, а всего 61 000 рублей.
Несмотря на наличие положительной практики удовлетворения аналогичных требований судами Российской Федерации, необходимо отметить, что размер взыскиваемых сумм в счет компенсации морального вреда в большинстве случаев ограничивается пределом в 100 000 рублей, поскольку вопрос определения судом размера компенсации морального вреда носит оценочный характер. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит четких критериев для его определения.
Взыскание убытков
Основой регулирования обязательственных отношений в рамках гражданско-правового регулирования рекламной деятельности является договор. Невыполнение обязанностей по договору может заключаться в неисполнении или в ненадлежащем исполнении обязательства. Соглашение, заключенное по договору, позволяет гарантировать исполнение обязанностей с юридической точки зрения, однако контрагенты должны более рассчитывать на добросовестность выполнения обязательств по соглашению. Нарушение в сфере гражданского законодательства влечет негативные последствия, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, вследствие чего применяются санкции за совершенное правонарушение. Меры, применяемые в сфере пересечения нарушений, как вид юридической ответственности заключаются в наложении дополнительной обязанности или лишении субъективного права[6].
Как уже указывалось выше, полагаю, что наличие договорных отношений является необходимым условием для взыскания ущерба, убытков за нарушение законодательства о рекламе.
Согласно положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).