Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения ответственности за нарушение законодательства о рекламе
Гражданско-правовая ответственность.
Взыскание компенсации морального вреда.
Административная ответственность.
Общая структура административных нарушений законодательства о рекламе.
Характеристика административного правонарушения в области рекламы.
К нарушителю гражданских прав применяются предусмотренные законом или договором меры, имеющие для него отрицательные последствия имущественного характера, в интересах другого лица - возмещение вреда или убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), потери задатка и т.д.
Гражданская ответственность за нарушение законодательства о рекламе возникает в случаях, когда существует причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями для потребителя рекламы или контрагента по производству, размещению и распространению рекламы.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом рекламной деятельности взятого на себя обязательства он обязан возместить своему контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Часть 2 статьи 38 закона «О рекламе» закрепляет право граждан и юридических лиц на обращение в суд за защитой в случае нарушения их прав ненадлежащей рекламой.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Основанием для обращения в суд является нарушение имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций.
Заявители по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Комментируемая норма предоставляет лицам, права и интересы которых нарушены недостоверной рекламой, право требовать в судебном порядке ее публичного опровержения.
Публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама) является достаточно специфической формой гражданской ответственности, поскольку очевидна вредоносность недостоверных сведений, однако часто документально подтвердить наступление вредных последствий от их распространения невозможно. Заявителю необходимо иметь доказательства недостоверности распространенных сведений, чтобы требовать в судебном порядке их публичного опровержения. При этом закрепление специального права о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) не освобождает лиц, права и интересы которых нарушены, от бремени доказывания наступления вредных последствий.
Административная ответственность.
Общая структура административных нарушений законодательства о рекламе.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Рекламное законодательство четко разделяет юридическую ответственность между участниками рекламных правоотношений - рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что позволяет действенно обеспечивать законность в рекламной деятельности.
Если верить статистике, то привлекать к ответственности бизнес за недобросовестную конкуренцию в рекламе ФАС приходится реже. В 2016 году они пресекли 6659 нарушений, а в 2017 году — только 5418. Да, значительно меньше, но всё равно видно, что блюстители рекламного порядка (Федеральная анитимонопольщная служба Российской Федерации) не дремлют[7].
Статистика нарушений за 2017 г. (в процентах)[8]:
Статистика нарушений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (2016 год).
Анализ судебной практики, размещенной в справочно-информационной системе КонсультантПлюс, позволяет сделать выводы, что некоторые рекламодатели сознательно идут на нарушения рекламного законодательства, полагая, что доходы от реализации рекламируемой продукции покроют все расходы, в том числе возможное привлечение к административной ответственности в виде уплаты штрафа. Порой нарушения совершаются по незнанию, недоразумению. Однако, все указанные действия являются формой субъективной стороны административного правонарушения - вина в форме умысла и неосторожности.
Так, летом 2018 года Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве вынесло решение в отношении двух компаний - «Эвалар» и «Яндекс»[9]. Пользователям через систему «Директ» показывали рекламу препарата для похудения «Турбослим». По сути это БАД, а закон «О рекламе» запрещает создавать впечатление, будто это лекарства.
Поэтому в рекламе БАДов обязательно пишут: «Не является лекарственным средством». В рекламе «Турбослим» эта надпись была, но она были слишком маленькой — менее 5% рекламной площади.
Вместе с тем, в соответствии с законом «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства)[10].
Правильная реклама должна была выглядеть следующим образом:
Полагаю, что указанное нарушение не принесло пользы ни «Эвалар», ни «Яндекс». Скорее всего, оно было совершено по невнимательности, что тем не менее повлекло признание рекламы нарушившей требования действующего законодательства. |
В другом случае, полагаю, что компания осознанно пошла на нарушение действующего законодательства, изначально не ставила себе цели следовать букве закона.
Так, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12.02.2018 по делу 2364-ФАС52-07/17 признана ненадлежащей реклама ООО "Яндекс", размещенная на бортовых поверхностях транспортных средств в городе Нижнем Новгороде и распространенную с 18.09.2017 по 06.02.2018, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 Закона "О рекламе"[11].
Нарушение выразилось в размещении на машинах текста «от 30 рублей». Фактически минимальная цена поездки, конечно же, сильно выше.
И хоть там была подпись мелким шрифтом, что это цена только за подачу автомобиля, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области пришло к выводу, что компания пыталась ввести аудиторию в заблуждение.
Характеристика административного правонарушения в области рекламы.
Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[12]:
- статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
- статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе;
- часть 4 статьи 14.3.1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей;
- статья 14.37. Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции;
- статья 14.38. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;
- статья 19.31. Нарушение сроков хранения рекламных материалов.
Именно статья 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет один объект посягательств и общий характер правонарушения – общественные отношения в области рекламы. Составы остальных упомянутых статей КоАП РФ носят сложный состав, так как в них присутствуют несколько объектов посягательств.
- Объектом предусмотренных статьей 14.3 административных правонарушений являются, как уже указывалось выше, общественные отношения в области рекламы, в том числе рекламы в средствах массовой информации.[13] Указанные отношения регулируются законом «О рекламе».
- Объективная сторона административных правонарушений (часть 1) состоит в нарушении рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем обязательных требований законодательства о рекламе, которые носят общий характер, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 5 ст. 14.3, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административных правонарушений (часть 2) заключается в нарушении порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи; в совмещении рекламы с телепрограммой; в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно в распространении рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушений (часть 3) состоит в превышении допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях.
Объективная сторона правонарушений (часть 4) заключается в прерывании рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещении рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи.
Объективная сторона правонарушений (часть 5) заключается в нарушении установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.
- Субъектами административных правонарушений, предусмотренных часть 1 статьи 14.3, являются физические и юридические лица - рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 14.3, являются юридические лица - рекламораспространители, а также их должностные лица.
Субъектами предусмотренных в части 5 статьи 14.3 административных правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины.
При определении лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы, судам необходимо также принимать во внимание, что согласно статье 13 закона «О рекламе» обязанность предоставить рекламораспространителю сведения о соответствии рекламы требованиям закона «О рекламе» возникает у рекламодателя в случае предъявления такого требования рекламораспространителем, который должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы.
Поэтому рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем только в том случае, если им указанные сведения не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, тем не менее не отказался от распространения рекламы.