Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.Структура ФЗ об ОРД..pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Введение
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.
Одной из таких проблем является необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю. Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания. Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.
В процессе работы были использованы следующие методы анализа нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1.Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность, как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена для целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.[1]
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[2]: «Оперативно-розыскная деятельность вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». Анализ природы оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить ее наиболее характерные черты:
- оперативно-розыскная деятельность это самостоятельный вид государственной деятельности, которую вправе осуществлять только оперативные подразделения соответствующих государственных органов, наделенных определенными правами и выполняющих возложенные на них обязанности;
- содержанием оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия, проводимые сотрудниками оперативных подразделений при наличии указанных в законе оснований и условий, а также ведения дел оперативного учета;
- оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно негласными, тайными методами. Негласный характер этой деятельности является важнейшей гарантией ее эффективности, успешного решения тех специфических задач, ради которых и учреждена оперативно-розыскная деятельность;
- оперативно-розыскная деятельность призвана решать особые задачи, которые не решают и не могут решать никакие другие государственные органы;
- негласная оперативно-розыскная деятельность всегда связана с вторжением в сферу прав и свобод человека и гражданина, их возможным ограничением. В правовом государстве основания и пределы возможного ограничения этих прав и свобод регулируются только законом. И закон призван создать достаточно эффективную систему правовых гарантий, призванных исключить необоснованное ограничение прав и свобод граждан. Восстановление нарушенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц возможно в судебном порядке;
- оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основе специфических принципов, свойственных только этому виду государственной деятельности.[3]
Специфические задачи оперативно-розыскной деятельности обуславливают само ее существование. В совокупности с другими признаками они позволяют также отличать данный вид деятельности от других: уголовно-процессуальной, административной, контрразведывательной и частной детективной и охранной деятельности.
Успешное решение задач оперативно-розыскной деятельности реально обеспечивает достижение ее целей - защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), но главной целью ОРД является борьба с преступностью.
Согласно закону основными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
б) выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления;
в) розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;
г) розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;
д) розыск лиц, без вести пропавших лиц;
е) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[4]).
Перечисленные задачи конкретизируются в других законах, регулирующих основную деятельность государственных органов и учреждений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Правовая основа ОРД представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений между государством и лицом в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества затруднена или невозможна.
Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ.
Правовую основу ОРД составляют
- Конституция Российской Федерации[5];
- ФЗ № 144 «Об ОРД» др.;
- НПА федеральных органов государственной власти.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».[6]
Из положений Федерального закона логически вытекает определение правовой основы ОРД, по которой понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют довольно таки значительной число нормативных правовых актов, всю совокупности которых можно разделить на три группы (уровня):
- Конституционный уровень правового регулирования.
- Законодательный уровень правового регулирования.
- Подзаконный уровень правового регулирования.
Конституционный уровень правового регулирования составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений.
Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом:
- во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов;
- во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.
Конституция РФ как базовый источник регулирования ОРД
В Конституции РФ зафиксированы обще правовые положения, а также нормы, непосредственно касающиеся правового регулирования ОРД, в организации деятельности ее субъектов
п. 2 ст. 6. Конституции[7] прямо устанавливает цель, закрепленную в ст. 1 ФЗ «Об ОРД»: защита прав и свобод граждан;
п. 2 ст. 8. Конституции провозглашает защиту различных форм собственности, цель также установленную в указанной статье ФЗ «Об ОРД».
Нельзя не упомянуть и о том, что некоторое конституционные нормы являются основополагающими для регламентации ряда оперативно-розыскных действий. Например:
п. 2 ст. 23 Конституции РФ конкретно определяет, что ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается на основании судебного решения.
Статья 25 Конституции РФ[8] устанавливает, что проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц допускается только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.
И ст. 8 ФЗ «Об ОРД» устанавливает в свою очередь условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан.
Пунктом 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждого гражданина, обеспечивает возможность обжалования в суде или у прокурора решений органов государственной власти, в том числе и субъектов ОРД, о чем указано в положениях ст. 5 ФЗ «Об ОРД». Статья 53 Конституции РФ закрепляет право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.
Пункт 2 ст. 50 Конституции РФ, провозглашает, что, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, что отражено в ст. 11 ФЗ «Об ОРД»[9].
Таким образом, мы видим, что Конституция РФ заложила фундамент правовой основы оперативно-розыскной деятельности. Ее положения являются исходными положениями и руководящими началами данного вида правоохранительной деятельности; она предопределяет ОРД как государственную деятельность и ее легитимность как самостоятельного вида правоохранительной деятельности. В то же время Конституция РФ гарантирует соблюдение прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности через законодательные акты, регламентирующие ОРД, обеспечивает регулирование общественных отношений, складывающихся в этой сфере, а также правильное применение правовых норм, принятие обоснованных и законных решений субъектами ОРД.
ст. 2 Конституции РФ определяются основные права и свободы человека и гражданина, подлежащие защите;
ст. 23 — неотъемлемые права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
ст. 25 — право на неприкосновенность жилища.
ч. 2 ст. 23, 25 - Ограничение указанных прав допускается только в случаях, установленных федеральным законодательством в той мере, в какой это необходимо в целях защиты от преступных посягательств в отношении жизни, здоровья, прав и интересов других лиц, а также интересов общества и государства.