Файл: Страхование и его роль в развитии экономики (Современное состояние страхового рынка России).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Таблица 1 - Ключевые показатели развития страхового рынка [15]
Страховые премии (млрд руб.) |
Темп роста премий (%) |
Страховые выплаты (млрд руб.) |
Темп изменения выплат (%) |
Коэффициент выплат, % |
|
2010 год |
555,8 |
4,2 |
295,97 |
3,8 |
53,25 |
2011 год |
665,02 |
19,65 |
303,76 |
2,63 |
45,68 |
2012 год |
809,06 |
21,66 |
369,44 |
21,62 |
45,66 |
2013 год |
904,86 |
11,1 |
420,77 |
12,9 |
46,5 |
2014 год |
987,77 |
8,5 |
472,27 |
11,4 |
47,81 |
2015 год |
1023,82 |
3,3 |
509,22 |
7,1 |
49,73 |
2016 год |
1180,63 |
15,3 |
505,8 |
-0,67 |
42,84 |
В лучшую сторону изменилось и соотношение между темпом роста премий и выплат. Если в предыдущие годы темп роста премий отставал от темпа роста выплат, а разрыв достиг максимума в 2015 году, то в 2016 году выплаты показали отрицательную динамику на фоне значительного роста премий. Следует отметить, что ситуация в целом по рынку показывает лишь «среднюю температуру», так как рост премий обеспечен в основном страхованием жизни. В то же время у многих non-life компаний темп роста выплат превышает темп роста премий.
Рисунок 6 - Динамика темпа изменения премий и темпа изменения выплат 2014-2016 г.г. [15]
В 2016 году структура рынка изменилась: усилилась тенденция роста доли страхования жизни, продолжает уменьшаться доля страхования имущества, сократилась доля обязательного страхования.
Рисунок 7 - Структура страховых премий по видам страхования, 2014-2016 г.г. [15]
Доля страхования жизни за 2 года увеличилась в полтора раза: с 11% в 2014 году до 18% в 2016 году.
Объем страховых премий по добровольным видам страхования за 2016 год составил 921,4 млрд рублей, по обязательным – 259,2 млрд рублей.
После депрессивного 2015 года оживился сегмент добровольного non-life страхования: объем премий вырос за год на 57,8 млрд рублей. В отличие от прошлого года, положительную динамику показали страхование имущества юридических лиц, страхование сельскохозяйственных рисков, страхование от несчастных случаев.
Падение объема премий по автокаско продолжилось, но его темпы замедлились. Если в 2015 году страховщики недосчитались 31,3 млрд рублей премий, то в 2016 году – «только» 16,6 млрд.
В структуре премий по добровольным видам на первое место вышло страхование жизни (23,4%), а страхование средств наземного транспорта стало вторым (18,5%). На ДМС приходится 15%, на страхование от несчастных случаев и страхование имущества юридических лиц – по 11,7%.
Рисунок 8 - Динамика темпа изменения премий "квартал-к-кварталу" 2014-2016 г.г. [15]
Доля договоров, заключаемых через посредников, в 2016 году по сравнению с прошлым годом выросла на 2,6 п.п. (70,2% против 67,6%).
Из 155 млрд рублей, на которые увеличился объем премий, 136 млрд рублей принесли страховые посредники. Структура каналов продаж по сравнению с прошлым годом изменилась за счет резкого роста банковского канала, который обеспечил 80% прироста премий, полученных через посредников.
Сохранилось разделение видов страхования по каналам продаж. Без участия посредников заключается более половины договоров по страхованию воздушного и водного транспорта, имущества юридических лиц, ДМС, предпринимательских рисков, ОСОПО. В 2016 году с 50% до 64% выросла доля прямых продаж в сегменте сельскохозяйственного страхования, что объясняется «чисткой рядов» сельскохозяйственных страховщиков.
В сегментах страхования жизни и имущества физических лиц более 90% премий собирается через посредников.
Рисунок 9 - Прямые и посреднические продажи по видам страхования [15]
Банки активно продают как кредитные, так и некредитные страховые продукты. Рост объемов кредитования и активность банков в отношении продаж полисов страхования жизни, имущества, финансовых рисков положительно влияет на динамику премий. На долю кредитных организаций приходится 84% премий по договорам страхования жизни, 61,5% - страхования финансовых рисков, 53% - страхования от несчастных случаев, 32,6% - имущества физических лиц.
Ставки комиссионного вознаграждения в среднем по рынку по сравнению с прошлым годом выросли. Максимальное КВ выплачивается по страхованию ответственности за причинение вреда- 44,6% (это касается в основном страхования ответственности застройщиков) и страхованию жизни заемщиков (41,4%). Размер комиссии по страхованию жизни уменьшился с 26,5% до 19,1%.
Самым дешевым из массовых каналов продаж являются продажи через другие страховые организации. Так как таким образом продаются в основном полисы страхования жизни компаний, входящих в одну группу, и ОСАГО, КВ составляет менее 10%.
Банковский канал остается самым дорогим для страховщиков: при среднерыночном % комиссии около 21% банки получают ~27%. В 2016 году кредитные организации получили от страховщиков 77,4 млрд рублей против 52 млрд рублей в прошлом году. По страхованию от несчастных случаев вознаграждение банкам составляет около 44,2% (в среднем по рынку – 40%), по страхованию имущества граждан - ~43,8% (в среднем по рынку -36,2%).
Востребованность этого канала у страховщиков достаточно высокая, что объясняется доступностью целевой аудитории, хорошей квалификацией персонала, низкой убыточностью по продаваемым через банки продуктам.
Агенты - физические лица сосредоточены в основном на автостраховании (60%), теряя позиции в страховании имущества граждан и страховании от несчастных случаев.
Страховой рынок стоит на пороге технологической революции. Объем интернет-продаж за 3 года вырос более чем в 3 раза, и если прибавка в 2015 году составила всего 363 млн рублей, то в 2016 – уже 2,3 млрд рублей. Активное развитие этот канал получил после введения е-полиса ОСАГО. Поскольку с 2017 года это обязательная опция, ожидается стремительный рост продаж электронных полисов.
2.2. Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России
Современное страхование в Российской Федерации исполняется в рамках концепции страховых институтов с сформированной инфраструктурой, значимым количеством страховых компаний, имеет регулятор страховой деятельности в лице Федеральной службы по финансовым рынкам, существенную перестраховочную емкость страхового рынка, наличие зарубежного капитала, установившуюся концепцию нормативно-правовых действий, стабилизирующих область страхования, и прочие свойства, разрешающие формировать страховую отрасль как один из основных звеньев финансовой концепции страны.
Одной из наиболее актуальных проблем гармоничного формирования страховой сферы в Российской Федерации считается снижение социальной значимости страхования. Подобная тенденция проявляется в устойчивом сомнении страховщикам, падении спроса на добровольные виды страхования, очевидной конфронтации обширных кругов жителей в отношении торгующих подразделений страховых компаний.
В последние годы страховая сфера формировалась в большей степени за счет внедрения новейших видов обязательного страхования и привлечения корпоративных страхователей. При этом главное внимание страховых компаний было сосредоточено на механизме администрирования поступлений страховых премий, однако, никак не в исследовании и учете заинтересованностей разных категорий клиентов.
Обращает на себя внимание проблема отсутствие квалифицированных кадров в страховых фирмах, в частности, торгующих подразделениях, осуществляющих розничное страхование. Нередко страховые агенты имеют своей целью исключительно реализации страховых полисов и приобретение комиссионного вознаграждения. При этом ничтожное значимость обретают профессиональная квалификация, страховая культура и этика, круг интересов страхователей, потребность обслуживания соглашений страхования.
Выявление данных страховыми представителями о обстоятельствах страхования, страховых вариантах, изъятия с страхового возмещения, правах и обязательствах страхователей и т.д. в многочисленных вариантах носит незначительный вид, что в совокупности с отсутствием минимального страхового образования у многих потребителей страховых услуг приводит к несоответствию прогнозируемого и реального наполнения того или иного страхового продукта.
Не менее острый характер обладают некоторые проблемы и противоречия, заложенные в законодательстве согласно страхованию. Более значимыми проблемами считаются: формирование материального интереса, установление стоимости собственности, обладающего вещественно- материальную форму, комбинация к установлению суммы ущерба, установление страхового происшествия, исключений из страхового покрытия, действий страховой компании в взаимоотношении ситуации и др.
Неоднозначность определения отмеченных определений в правилах страховых фирм со ссылкой на единые нормативно-правовые акты порождают отсутствие конкретного представления и трактовки основных определений соглашения страхования и, как следствие, снижение доверия к страховому законодательству равно как гаранту прав страхователя согласно соглашению страхования.
Повышению качества страховых услуг и страховых взаимоотношений, бесспорно, станет содействовать формирование страхового образования.
Новые способности для квалифицированных кадров в страховой сферы имеют все шансы формироваться подобными тенденциями, как развитие целевых компаний в ведущих учебных заведениях с обучающими проектами как экономического маркетинга, так и менеджмента и маркетинга продаж страховых услуг; формирование центров обучения сертификации страховых агентов и страховых посредников и др.
Перспективы развития страхования в Российской Федерации непосредственно зависят от возможности наиболее интенсивного участия государства в функционировании страховой сферы, к примеру, в взаимоотношении применения механизмов субсидирования
малообеспеченных граждан в получение страховой защиты и исследования областных проектов согласно страхованию с учетом потребностей, особенностей и специфики экономической политики, проводимой в субъектах РФ. Такой аспект к регулировке страховых действий, безусловно, станет обладать позитивное воздействие на подъем необходимости жителей в добровольных видах страхования.
Таким образом, именно социальная ориентированность государства в регулировании и поддержки области страхования станет содействовать увеличению эффективности страховой защиты населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире страхование является стратегически важным объектом в экономике. Рынок страхования, обеспечивая большую часть инвестиций, освобождает государственный бюджет от расходов на возмещение убытков. Так, страхование выполняет особенную функцию – социальную, то есть дает гарантию населению страны при решении различных проблем общества.
Если же рассматривать рынок страховых услуг в широком смысле, то необходимо отметить, что данный рынок представляет собой систему экономических отношений по поводу различных страховых продуктов.
Так, рынок страховых услуг обеспечивает взаимодействие между субъектами рыночных отношений, а также их партнерство по поводу купли-продажи страховой услуги.
Страховой рынок занимает особое место во всей системе финансовых рынков, это обусловлено двумя основными обстоятельствами.
Во-первых, существует потребность населения в страховой защите, что связывает его с социально-экономической сферой общества. Во-вторых, страховой фонд в целом имеет денежную форму организации, что приводит к взаимодействию его с финансовым рынком.
Структуру данного вида рынка можно рассматривать в трех аспектах: институциональном, территориальном и отраслевом.
Институциональная структура представляет собой взаимосвязанную систему, состоящую из трех элементов: страховщики, страхователи и страховые агенты. Страховые агенты занимаются продажей страховых полюсов, они занимаются составлением определенных договоров страхования и иногда также выплачивают страховое возмещение.
Территориальная структура отличается разделением на международный, национальный и региональный рынки. Отраслевая же структура определяет рынок личного страхования, имущественного страхования, а также страхования ответственности и др.
Так, страховой рынок выполняет множество функций, которые между собой взаимосвязаны: