Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Общая характеристика ООО «ДаблБи»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологические основы менеджмента как организационно-целевого управления организацией

1.1 Сущность, цели и задачи менеджмента организаций

1.2 Значение целеполагания для эффективного функционирования предприятия

1.3 Факторы повышения эффективности организационно-целевого управления предприятиями

2. Управленческий анализ ООО «ДаблБи»

2.1 Общая характеристика ООО «ДаблБи»

2.2 Стратегический анализ микро- и мезосреды предприятия

2.3 Идентификация рисков макросреды как инструмент повышения результативности менеджмента ООО «ДаблБи»

3. Направления стратегического организационно-целевого развития ООО «ДаблБи»

3.1 Предложения по определению и достижению целей стратегического развития ООО «ДаблБи»

3.2 Основные направления концептуального и аппаратного повышения эффективности организационно-целевого управления ООО «ДаблБи»

Заключение

Библиография

Введение

Перед менеджментом любого экономического субъекта, функционирующего в условиях рынка, всегда стоит задача повышения эффективности функционирования управляемой им организации. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на фоне растущего напряжения в экономике России, в условиях неопределенности и турбулентности внешней среды от руководства хозяйствующих субъектов требуется принятие наиболее точных стратегических и оперативных управленческих решений. Важность рационального и продуманного организационно-целевого управления объясняется тем, что неправильное определение целевых ориентиров существенно снижает эффективность управления, а никакие автоматизированные системы хозяйствования не способны предотвратить неэффективное и неэкономичное расходования ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, временных), если управление ведется ради достижения ошибочно поставленной или недостаточно обоснованной цели.

Целью курсовой работы является изучение менеджмента как организационно-целевого управления на примере ООО «ДаблБи». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • исследованы теоретико-методологические основы менеджмента как организационно-целевого управления организацией;
  • дана общая характеристика ООО «ДаблБи»;
  • проведен анализ основных факторов микро- и мезосреды предприятия;
  • конкретизированы основные риски, сопровождающие функционирование предприятия на макроуровне и влияющие на эффективность управления;
  • рекомендованы цели организационного развития ООО «ДаблБи»;
  • внесены предложения по внедрению концепции «Управление по целям» и использованию автоматизированных программных решений для повышения эффективности организационно-целевого управления.

Объектом исследования является ООО «ДаблБи». Предмет исследования — специфика организационно-целевого управления ООО «ДаблБи».

Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составили научные статьи, учебная литература, интернет-источники. Сущность и современные особенности менеджмента исследуют такие современные ученые, как Акмалов Р.Р., Аракелян О.Л., Цогоев В.Г., Балашов А.П., Балынская Н.Р., Якобсон З.В., Блинов А.О., Угрюмова Н.В., Бунин Н.К., Вершигора Е.Е., Виханский О.С., Наумов А.И., Глазов М.М., Фирова И.П., Пудовкина О.И., Жемчугов А.М., Жемчугов М.К., Носова С.С., Абдулов Р.Э., Медведева Ю.М., Киселев А.А. и др.


Значение и механизмы определения целей для эффективного функционирования предприятия анализируют Боловинцев Ю.А., Губанкова А.М., Колгина К.Д., Гусева И.И., Шемырева В.И., Давыдова А.А., Бабенко А.В., Новикова Т.Б., Депутатова Л.Н., Ибрагимов У.Ф., Филлипова Ю.И., Камынин В.А., Кашуй В.Э.

Особенности концепций MBO, KPI и BSC анализируют в своих научных работах Янченко А.Ю., Колобкова И.Е., Башарова Р.М., Бехтина О.Е., Овчинников С.А., Рымыга Д.А. и др.

Важность развития организационной (корпоративной культуры) для эффективного менеджмента рассматривают в своих работах такие ученые, как Доронина Н.Н., Резниченко М.Н., Дышловой И.Н., Хибер Ю.В., Кирюхина В.С., Коваленко С.В., Юрасова О.И., Козлова Е.Г., Корсукова Е.А., Сарви М.О., Пименова Д.В., Бодрова О.Г..

Специфику системы контроллинга как инструмента совершенствования управленческих процессов изучают Атабаева А.К., Сыздыкова Э.Ж., Дегальцева Ж.В., Иванова С.А., Доможирова О.В., Бредихина В.Ю., Кемхашвили Т.А., Рябич М.А., Турищева Т.Б.

1. Теоретико-методологические основы менеджмента как организационно-целевого управления организацией

1.1 Сущность, цели и задачи менеджмента организаций

Процессы управления и управленческая деятельность встречаются на практике повсеместно, поскольку без целенаправленного управления невозможно упорядоченное функционирование сколько-нибудь сложных систем, сохранение их структуры и целостности [23, С.3]. В общем виде управление предстает собой определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, регламентирующие аспекты функционирования объекта управления (управленческие команды); объект управления, получая управленческие команды, функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Условием управленческой связи является не только возможность вырабатывать управленческие команды, но и готовность эти команды выполнять.


Определение «управление» характеризует набор скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [10, С.38]. Как отмечает А.П. Балашов, «менеджмент – это наука об управлении организацией в рыночных условиях хозяйствования, о том, как добиваться поставленных целей наиболее эффективным способом» [3]. По мнению автора, «воздействие на организацию с целью ее сохранения и развития является основной функцией менеджмента» [3].

А.О. Блиновым и Н.В. Угрюмовой менеджмент определяется «как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты создают организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения» [8]. Эти авторы отмечают, что «менеджмент – это управление в условиях рынка, что означает:

  1. ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и производство тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, получение оптимальных результатов;
  3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  4. постоянную корректировку целей в зависимости от состояния рынка;
  5. выявление на рынке в процессе обмена конечных результатом деятельности организации или ее подразделений;
  6. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техников для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений» [8]

Как считает Е.Е. Вершигора, «при всей многовариантности характеристик, существующих в научной литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата» [11].

В.Р. Веснин отмечает, что «менеджмент является разновидностью хозяйственного управления в рыночных условиях. Он предполагает экономическую свободу людей, право и обязанность, руководствуясь не предписаниями сверху, а выгодой, принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за их результаты своими деньгами, имуществом» [54]. Автор выделяет несколько разновидностей менеджмента: управление производством (производственный менеджмент), управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции (снабженческо-сбытовой менеджмент), управление инновациями (инновационный менеджмент), управление маркетингом (маркетинг-менеджмент), управление персоналом (персонал-менеджмент), финансовое управление (финансовый менеджмент), управление эккаунтингом (эккаунтинг-менеджмент)» [54].


Ю.А. Маленков полагает, что «менеджмент – это система научно обоснованного целенаправленного воздействия управленческих работников (руководителей и менеджеров) на персонал организации и организация в целом для достижения поставленных целей, обеспечения роста эффективности, конкурентоспособности, устойчивости развития организации» [42]. При этом автор различает следующие виды менеджмента: общий; традиционный; прогрессивный; бюрократическое управление [42].

По мнению В.А. Олещук, «в современной теории и практике под менеджментом понимают процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом» [53]. Автор пишет: «Менеджмент понимается в двух основных значениях. Во-первых, менеджмент – это наука об управлении людьми в конкретных организационных системах. Во-вторых, искусство управления, включающее в себя совокупность принципов, методов, приемов и средств управления, которыми овладел человек, обычно профессиональный управляющий или руководитель различного уровня» [53]. Как отмечает Е.Л. Маслова, «менеджмент – это деятельность, которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное и как оно было сделано с последующим обязательным контролем за результатами работы» [44].

Обобщив, можно сделать вывод, что менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. При этом одной из главных составляющих управления является целеполагание – определение целей и формулировка задач [9]. Более того, целеполагание – это главная обязанность менеджеров, особенно высшего командного звена.

Слинков А.М. и Масловская А.Г. отмечают, что управление предприятием должно ориентироваться на создание и поддержание стратегической конкурентоспособности – способности предприятия в условиях конкурентной борьбы и рыночной экономики на базе комплексной рейтинговой оценки выявлять и достигать стратегические цели долгосрочного развития, устранять возможные препятствия для существования, выполнения миссии и устойчивого развития [64]. Таким образом, конкурентоспособность организации – это способность создавать и сохранять конкурентные преимущества на желаемых сегментах рынка в долгосрочной перспективе при помощи методов стратегического менеджмента [56].


В этой связи можно конкретизировать следующие цели менеджмента:

  • Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организации посредством разработки стратегий конкурентоспособности и постановки стратегических целей и задач.
  • Гибкая реакция фирмы на воздействия факторов внешней среды, корректировка стратегии конкурентоспособности в целях адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешнего окружения. Современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности, поэтому важнейшим условием обеспечения устойчивости, а, зачастую, и выживания бизнеса следует считать способность менеджмента прогнозировать риски и быстро адаптировать деятельность предприятия к происходящим изменениям.
  • Формирование и достижение прогнозных показателей, отражающих будущую конкурентоспособность организации [1].

Итак, менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Перед менеджментом любого экономического субъекта, функционирующего в условиях рынка, всегда стоит задача повышения эффективности функционирования управляемой им организации. В этой связи в рамках управления предприятием первостепенной является ориентация на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организации посредством разработки стратегий конкурентоспособности и постановки стратегических целей и задач и создание системы риск-менеджмента для своевременного реагирования фирмы на воздействия факторов внешней среды для сохранения системной устойчивости.

1.2 Значение целеполагания для эффективного функционирования предприятия

Формирование целей является одной из важнейших частей методологии менеджмента [9]. Решение вопросов целеполагания предполагает комплексный подход, поскольку определение стратегических целей фирмы можно считать исходной точкой всего процесса управления и основой всех управленческих действий [15, С.108]. Исходя из целей определяются задачи, функции и организационная структура организации, содержание всех видов обеспечения деятельности организационной системы, в том числе и организационная культура как оценочная категория эффективности любой сферы деятельности.