Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическая сущность категории «прибыль», законодательное регулирование и функции прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К4= Д / А = (Д1*Д%) / А + (Д2 * Д%) / А (1.11)

В условиях инфляционного процесса важности роста доходов за счет % уменьшаются. Возможности роста нормы прибыли за счет к достаточности ограничены, так как рост активов должен поддерживаться ресурсной базой.

Коэффициент достаточности капитала:

К3 = К / А (1.12)

В этой связи очень важными становятся непроцентные доходы.

Предприятиям рекомендуется расширять спектр платных услуг.

Показатель К5 :

К5 = П / Д (1.13)

Отражает способности предприятия контролировать свои доходы, он раскладывается на следующие составляющие:

К5 = П / Д = Д / Д – Н / Д – Н % расходы / Д - % расходы / Д (1.14)

В зарубежной практике наиболее распространенными являются показатель, рассчитываемый как Норма чистой прибыли (после уплаты налогов) на капитал предприятия, известный как показатель ROE (return on equity):

Р1 = Прибыль / Капитал (1.15)

Данный показатель довольно точно характеризует результативность вкладываемых средств и, как правило, колеблется от 0,1 до 0,2.

Величина Р1 в значительной степени зависит от соотношения собственного капитала и привлеченных средств в общей сумме баланса предприятия. Чем больше доля собственного капитала, и таким образом, более высока надежность предприятия, тем труднее ему обеспечить высокую прибыльность своего капитала.

Весь анализ рентабельности деятельности предприятия строиться на тесной взаимосвязи показателей прибыльности и доходности активов, достаточности капитала, доли прибыли в доходах.

Также проанализировать эффективность прибыли можно путем анализа ликвидности баланса предприятия:

А1 = стр. 1240 + стр. 1250 (1.16)

А2 = стр. 1230 (1.17)

А3 = стр. 1210 + стр. 1220 + стр. 1260 (1.18)

А4 = стр. 1100 (1.19)

П1 = стр. 1250 (1.20)

П2 = стр. 1500 – стр. 1250 (1.21)

П3 = стр. 1400 (1.22)

П4 = стр. 1300 (1.23)

Коэффициенты ликвидности:

Клт =с. 1200 / (с. 1510 + с. 1520 + с. 1550) (1.24)

Клср = (стр. 1230 + стр. 1240 + стр. 1250) / (стр. 1510 + стр. 1520 + стр. 1550) (1.25)

Клабс = (1250 + 1240) / (1510 + 1520 + 1550) (1.26)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности собственного капитала и внеоборотных активов предприятия к его оборотным активам:

Косос = (стр. 1300 – стр. 1100) / стр. 1200 (1.27)

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:

КО = (стр. 1200 – стр. 1500) / стр. 1210 (1.28)

Коэффициент маневренности собственных средств:

КМ = (Стр. 1300 — Стр. 1100) / Стр. 1300 (1.29)

Коэффициент автономии:

КФА = (1310 + 1340 + 1350 + 1360 + 1370) / 1600 (1.30)

Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств:


Кзис = (стр. 1410 + стр. 1510) / стр. 1300 (1.31)

Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом:

Kпдсс = стр. 1300 / (стр. 1400 + стр. 1500) (1.32)

Коэффициент текущей задолженности:

КЗ = (стр. 1400 + стр. 1500) / стр. 1600 (1.33)

Таким образом, понятие прибыли отражает полученный чистый доход, который создается в сфере материального производства в виде денежных накоплений. Его можно рассматривать с совершенно разных сторон.

Прибыль выступает в качестве экономической категории, формы денежных накоплений, результата хозяйственной деятельности, источника финансирования развития, критерия отбора инвестиционных проектов и оптимизации текущих затрат. Функции прибыли предприятия напрямую зависят от вышеперечисленных ее особенностей.

1.3. Современные проблемы формирования источников и направления использования прибыли

Неоспоримо, что главной целью финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. В современных условиях существования рынка, таких как высокие темпы инфляции и нестабильность курса национальной валюты, особое значение приобретает проблема достоверной оценки результатов деятельности предприятия, в том числе прибыли.

В связи с этим необходимо обратить внимание на проблему качества и формирования прибыли. Качество и формирование прибыли, как экономическая категория, имеет важнейшее значение для объективной оценки реальных результатов деятельности предприятия.

В последние годы в России наблюдается ряд негативных тенденций, которые усложняют процесс управления прибылью предприятия, среди которых ученые акцентируют внимание на уменьшении объема полученной прибыли предприятиями от всех видов деятельности; снижение уровня рентабельности предприятий; замедление прироста валовой дополнительной стоимости и объема реализованной продукции и основных средств предприятий.

Эти проблемы являются ключевыми в вопросах формирования и распределения прибыли предприятий.

Учитывая очерченные негативные тенденции в формировании прибыли и тенденции к усилению глобализационных процессов, обострение конкуренции на внутренних и внешних рынках, создание эффективного механизма формирования и распределения прибыли является объективной необходимостью, а именно в части более детальной систематизации и учета факторов, оказывающих влияние на величину прибыли предприятия, прежде всего на стадии ее формирования, а также разработки и внедрения более действенных методов и инструментов управления, которые соответствуют современным экономическим условиям деятельности.


Прежде всего актуальность этой проблемы определяется необходимостью повышения эффективности субъектов хозяйствования на основе обеспечения роли и значимости прибыли в современной экономике. Высокая роль прибыли определяется ее теоретической и практической значимостью.

Теоретическая значимость прибыли в экономике определяется тем, что она является главной целью предпринимательской деятельности, основным мотивом осуществления любого бизнеса и критерием эффективности производственной деятельности предприятия [2, стр. 68].

Практическая значимость прибыли и актуальность исследований проблемы ее формирования и повышения определяются тем, что она, являясь главной движущей силой экономики, обеспечивает оптимальность в достижении экономических интересов государства, предприятия (собственников) и его персонала. Прибыль создает базу социального и экономического развития предприятия, а также страны, и в целом характеризует уровень богатства граждан [3, стр. 32].

При наличии и росте прибыли она является основным источником: формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие на основе активизации инновационной и инвестиционной деятельности и повышения конкурентоспособности товаров; предохранения предприятий от угрозы банкротства; возрастания рыночной стоимости предприятия на основе ее капитализации [4, стр. 283].

Низкая прибыль (или ее отсутствие) является причиной «перелива» капитала и рабочей силы в отрасли с более эффективным их использованием. Актуальность проблемы управления формированием прибыли и ее повышения особенно возрастает в условиях ее снижения, прежде всего по причине отсутствия системной разработки методологических основ и организационно - экономических механизмов управления формированием прибыли в условиях ограниченных ресурсов и ужесточения конкуренции.

При этом рост прибыли является следствием повышения конкурентоспособности экономики и перехода ее на инновационный тип развития, понимания цели, системы принципов, факторов, глобализации мировой экономики и основных тенденций в управлении прибылью [5, стр. 23]. Вопросы разработки механизма управления прибылью предприятия на этапах ее формирования, распределения и использования исследовали многие отечественные и зарубежные ученые - экономисты: Ф. Баста, И.А. Бланк, Ю.В.

Богатин, Ф. Кенэ, В.В. Ковалев, Г.А. Костырко, Ф. Найт, В.П. Привалов, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и др.

К важнейшим проблемам относятся следующие: необходимость быстрого реагирования на нестабильность и неопределенность условий хозяйствования, на разнообразие социально - экономических процессов, динамичность внутренней и внешней среды, необходимость обработки больших объемов информационных потоков и т.п.


Обеспечение формирования предприятием оптимальной прибыли в условиях кризисных явлений в экономике требует выделения и более детального обоснования теоретических основ построения именно механизма управления формированием и распределением прибыли предприятия.

Кроме того, существует ряд теоретических и практических проблем, связанных с управлением прибылью, которые все еще остаются нерешенными, как на уровне промышленности в целом, та и на уровне ее отдельных отраслей. Проблемы, связанные с определением результата деятельности, направлениями распределения полученной прибыли, требуют индивидуальных подходов к решению на уровне конкретного предприятия.

Основными проблемами управления формированием и распределением прибыли являются:

  1. проблема обеспечения максимальной прибыли на основе оптимизации структуры ресурсов предприятия и повышения эффективности их использования с учетом потенциала предприятия и рыночной конъюнктуры;
  2. проблема обеспечения оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска, который определяет выбор одного из видов политики деятельности предприятия;
  3. проблема обеспечения высокого качества формируемой прибыли за счет реализации комплекса резервов текущей, инвестиционно - инновационной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, повышения качества продукции, оптимизации цен, расширения объема выпуска и реализации инновационных продуктов;
  4. проблема обеспечения эффективного использования прибыли в инвестирование капитала предприятия, прибыльность которого должна быть не ниже средней нормы 217 доходности на рынке капитала при условии предотвращения предпринимательских рисков и возмещения инфляционных потерь;
  5. проблема обеспечения развития предприятия в условиях самофинансирования на основе повышения прибыли, формирования оптимальной структуры фондов накопления, потребления и резервного фонда, формируемых за счет прибыли, и эффективного их использования;
  6. проблема обеспечения постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия на основе капитализации определенной доли прибыли при соблюдении оптимальных пропорций ее распределения на капитализируемую и потребляемую часть;
  7. проблема обеспечения эффективного участия персонала в формировании прибыли и капитала с целью: гармонизировать интересы собственников и наемных работников; стимулировать трудовой вклад этих работников и достичь приемлемого уровня их социальной защиты.

Разработка и реализация системы управления прибылью предполагает знание и учет внешних и внутрипроизводственных факторов ее формирования во взаимодействии с современными тенденциями в мировой и отечественной практике управления производственной, инвестиционной и финансовой деятельностью предприятий [2, с.70]. Чтобы быть эффективной, система управления прибылью на предприятии должна включать мероприятия по:

  1. строгому исполнению законодательства;
  2. организационному обеспечению, при котором во взаимодействии находятся все центры ответственности (доходов, инвестиций, инноваций, затрат, конкурентоспособности и прибыли);
  3. информационному обеспечению, включающему полноту и качество используемой информационной базы при управлении прибылью;
  4. использованию современных методов анализа прибыли;
  5. применению научных методов планирования прибыли;
  6. комплексной подсистеме внутреннего контроля за процессами формирования, распределения и использования прибыли на предприятии.

Таким образом, проблема получения и распределения прибыли является актуальной на сегодняшний день, потому что функционирование субъекта хозяйствования в целом зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется прибыль. Это в значительной мере влияет на экономическое положение предприятия и частично влияет на экономическую ситуацию в стране. Формирование прибыли связано с управлением доходами, расходами, ресурсным потенциалом предприятия. Управление распределением и использованием прибыли связано с выработкой налоговой, дивидендной, инвестиционной, социальной политики, а также политики формирования капитала.

ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «СТРОЙГРУПП»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «СтройГрупп»

В настоящее время «Компания СтройГрупп» успешно реализовала строительство различных объектов таких как: