Файл: Понятие социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы. Проблема эффективности социальной политики в регионах Российской Федерации сегодня является предметом пристального внимания исследователей и является актуальной. Это связано с пониманием того, что целостность и благополучие государства зависят не только от характера политико-административных отношений между Центром и регионами, но и от качества жизни населения в каждом субъекте Федерации, городе или поселке. Не случайно в вопросах региональной политики, геополитики, федеративных отношений все чаще звучит социальная проблематика, а сами они объединяются термином «социальная безопасность» .

В работах исследователей Трофимовой И.Н., Зубаревич Н., Чириковой А.Е.Анализируется проблема эффективности социальной сферы в условиях неравномерного социально-экономического развития регионов, изучаются региональные практики и выявляются проблемы. Некоторые аналитики говорят о феномене бюджетного иждивенчества, феномена коротких целей у региональной власти.

В нашей стране распространенным является представление о том, что забота о гражданах - это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой социальной политики на всей территории. Однако центральные органы власти и управления не в состоянии учесть все нужды и интересы населения на местах, как и способы и ресурсы для их удовлетворения, поэтому в каждом регионе формируется свое представление о региональных приоритетах, а на местном уровне актуализируются интересы местного сообщества. Для придания социальной сфере приоритетной значимости, как, собственно, и для повышения ее эффективности, необходимо усилить самостоятельность регионов в решении социальных проблем, которые лучше видятся и понимаются на местах.

Объектом курсовой работы являются правоотношения по социальному обслуживанию.

Предметом работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по социальному обслуживанию.

Целью курсовой работы является изучение понятия и видов социального обслуживания.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- изучить понятие и принципы социального обслуживания ;

- дать характеристику законодательства о социальном обслуживании;

- рассмотреть формы и виды социального обслуживания;

- изучить социальное обслуживание инвалидов ;

- определить порядок и условия предоставления социальных услуг.


Методологическую основу работы составляют различные методы и логические приемы, с помощью которых решались поставленные при написании работы задачи. Основными методами, использованными в работе, являются историко-правовой и сравнительно-правовой, которые относятся к юридическим методам исследования. Автором использовались общенаучные методы исследования: сравнительный, системного анализа, формально-логический. Применялись логические приемы: дедукция, индукция, анализ, синтез. В качестве приема научного исследования использовались изучение и анализ практики контрольно-надзорных и судебных органов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения

1.1 Понятие и принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности [40, с. 81].

Следовательно, социальному обслуживанию подлежат, прежде всего, инвалиды, пожилые и старые граждане, дети и семьи с детьми. Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных социальных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих и находящихся в ведении федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Социальные услуги могут также предоставляться и частными организациями, включая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Основания для предоставления бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг установлены в Законе «Об основах социального обслуживания населения» [4]. Таким образом, общее определение понятия социального обслуживания позволяет сделать ряд выводов.


Во-первых, к числу лиц, подпадающих под воздействие специальных организаций, оказывающих социальные услуги, относятся граждане пожилого возраста, инвалиды (в том числе и дети-инвалиды), а также иные категории лиц, определенные в законодательстве, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть.

Во-, в силу своего положения и иных , установленных в правовых , указанные лица социальные услуги в и на условиях или частичной .

В-третьих, в систему служб входят всех организационно- форм собственности, индивидуальных предпринимателей образования юридического , имеющие право социальные услуги лицам и осуществлять социальное обслуживание. ( право им при наличии образом оформленных — лицензии, аттестации, в случаях — аккредитации в законом порядке.)

обслуживание осуществляется основе принципов, в законодательстве.

К ним [31, с. 60]:

- адресность — предполагает обслуживание только лиц, которые в трудной жизненной и в силу этого в получении определенного социальных услуг;

- — означает реальную беспрепятственно воспользоваться обслуживанием лицам, в нуждающимся;

- добровольность — , что социальные гражданам предоставляются с их согласия. , в некоторых случаях принудительное навязывание обслуживания отдельным граждан, например, лицам;

- гуманность — о необходимости проявления отношения к нуждающимся в услугах гражданам стороны работников социального обслуживания;

- — проявляется в предоставлении услуг в первую особо нуждающимся в гражданам, например всего несовершеннолетним, в трудной жизненной ;

- конфиденциальность — указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обслуживания;

- профилактическая направленность социального обслуживания — за ключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Все перечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение также и в подзаконных актах, в том числе издаваемых Правительством РФ и Минздравсоцразвития РФ [39, с. 115].

Однако отметим, что в вышеуказанных законах о социальном обслуживании видны различные подходы к понятийному аппарату, принципам, формам и видам социального обслуживания. Все это приводит к выводу о необходимости выработки единства в их формулировании, а также в логическом правовом закреплении в виде отраслевого федерального закона кодифицированного характера.


Таким образом, социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве. К ним относятся: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность, конфиденциальность, профилактическая направленность социального обслуживания.

1.2 Характеристика законодательства о социальном обслуживании

Действующее законодательство регулируется достаточно большим количеством норм законов и иных подзаконных правовых актов, в том числе законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Совокупность всех правовых актов, содержащих нормы о социальном обслуживании населения, свидетельствует о его существовании как самостоятельного правового института Особенной части права социального обеспечения.

По юридической силе акты делятся на законы и подзаконные акты. Существует деление законов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, на следующие виды[32, с. 49].:

- Конституция Российской Федерации [1];

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- законы субъектов Российской Федерации.

К подзаконным актам относятся:

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Первые из них принимаются с целью реализации его полномочий как главы государства, нормативные указы зачастую издаются с целью преодоления пробелов и коллизий в праве. Распоряжения обычно принимаются по текущим или процедурным вопросам;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие особо важные оперативные и текущие вопросы;

- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, регулирующих социальные правоотношения. Они принимаются на основе вышеперечисленных актов и, как правило, регулируют отношения в пределах компетенции исполнительного органа;


- решения и постановления местных органов государственной власти (например, республиканских, областных, краевых представительных и законодательных органов);

- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных, краевых глав администраций, губернаторов и других должностных лиц);

- локальные нормативные акты – это нормативные правовые предписания (положения, уставы, договоры, соглашения), принятые на уровне отдельной организации (учреждения) и действующие в их пределах.

Конституция Российской Федерации является основным правовым источником социального обслуживания: в ней закреплены принципиальные положения, имеющие непосредственное отношение к социальному обслуживанию. Согласно конституционным нормам, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем государственной поддержки семьи, материнства, детства, пожилых граждан, развития социальных служб и пр. (ст. 7, 38, 39); закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на охрану его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) [1].

Особое значение для правового регулирования отношений социального обслуживания имеют конституционные положения в части разграничения компетенции между Российской Федерации (федеральным центром) и субъектами Российской Федерации. Предписания ч. 1 ст. 72 Конституции РФ[1] прямо указывают на то, что социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [33, с. 154].

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ). Причем последние не должны противоречить федеральным законам. В противном случае действует непосредственно федеральный закон, регулирующий отношения в этой же сфере.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [4] следует рассматривать базовым законом, актом кодификационного значения. Это обусловлено тем фактом, что его нормы устанавливают общее правовое регулирование отношений в области социального обслуживания всех категорий граждан, которые нуждаются в нем. На основе его положений должны приниматься отдельные законы, касающиеся соответствующих категорий населения – детей, инвалидов, пожилых и т. д. Нарушение последовательности в принятии федеральных законов привело к тому, что одни и те же правовые категории в принятых законах трактуются по-разному.