Файл: Понятие социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Закон о социальной защите инвалидов) [2] определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, кроме их социальной поддержки и социального обслуживания, которые отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Так, социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать специализированные службы (социальные учреждения) для социального обслуживания инвалидов, включая доставку им продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; утверждать перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание (бесплатное или со скидкой) [37, с. 127].

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, социальными учреждениями предоставляются медицинские, бытовые и прочие услуги на дому либо в стационарных учреждениях.

Нормы Федеральных законов от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» [3] и от 5 апреля 2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого расхода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» имеют прямую связь с социальным обслуживанием. От величины прожиточного минимума зависит право на получение бесплатных или со скидкой социальных услуг отдельными категориями населения, например пенсионерами.

Помимо закрепления норм о социальном обслуживании населения на федеральном уровне после 1 января 2005 г. получило широкое развитие и региональное законодательство. В субъектах Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, которые устанавливают, например, виды и объемы социальных услуг, дополняющие установленные федеральным законодательством.

В любом случае правовые решения субъектов Российской Федерации и нижестоящих государственных и муниципальных органов не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В развитие федеральных законов подзаконными актами дополняются и (или) развиваются их отдельные положения. К таковым можно отнести следующие постановления Правительства Российской Федерации [36, с. 102]:


- от 27 июня 2003 г. № 377, которым утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности;

- от 4 декабря 1995 г. № 1187 «О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания» и т. п.

Постановлениями Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. были приняты Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143–2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142–2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения».

Наряду с традиционными нормативными правовыми актами, принятыми в качестве правового источника, в праве социального обеспечения, на наш взгляд, формируется также судебный источник права. Это обусловлено тем обстоятельством, что суды – как конституционные, так и общей юрисдикции – своими судебными решениями восполняют пробелы в отраслевом законодательстве.

Социальное обслуживание, как отмечается многими авторами, неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, осуществляемой в денежной форме (в виде пенсий и пособий). Поэтому его рассматривают как дополнение к денежным выплатам (оно не может их заменить полностью) и как вспомогательное звено в системе социального обеспечения.

Таким образом, Конституция Российской Федерации является основным правовым источником социального обслуживания: в ней закреплены принципиальные положения, имеющие непосредственное отношение к социальному обслуживанию.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» следует рассматривать базовым законом, актом кодификационного значения. Это обусловлено тем фактом, что его нормы устанавливают общее правовое регулирование отношений в области социального обслуживания всех категорий граждан, которые нуждаются в нем. На основе его положений должны приниматься отдельные законы, касающиеся соответствующих категорий населения – детей, инвалидов, пожилых и т. д. Нарушение последовательности в принятии федеральных законов привело к тому, что одни и те же правовые категории в принятых законах трактуются по-разному.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.


Глава 2 Формы и виды социального обслуживания и социальное обслуживание инвалидов

2.1 Формы и виды социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется в специально для этих целей созданных осуществляется специализированных учреждениях. семье Вне зависимости социальное от форм одиноких собственности социальное созданных обслуживание осуществляется в социальной организациях разных геронтологические типов.

Существуют геронтологические следующие формы ночного социального обслуживания:

а) дома стационарное социальное на обслуживание;

б) полустационарное пребывания социальное обслуживание;

в) собственности социально-медицинское обслуживание следующих на дому;

г) психолого срочное социальное помощи обслуживание;

д) социально-консультативная формы помощь.

Данные социального формы обслуживания социально предоставляются гражданам в гражданам следующих типах психологической учреждений:

а) стационарные полустационарное учреждения социального комплексные обслуживания;

б) комплексные формы центры социального дому обслуживания населения;

в) родителей территориальные центры от социальной помощи гражданам семье и детям;

г) по центры социального этих обслуживания;

д) социально-реабилитационные зависимости центры для специальные детей и подростков (несовершеннолетних);

е) по центры помощи социальной детям, оставшимся специализированных без попечения формы родителей;

ж) социальные следующих приюты для населению детей и подростков;

з) экстренной центры психолого-педагогической социальной помощи населению;

и) Существуют центры экстренной предоставляются психологической помощи этих по телефону;

к) одиноких центры социальной социальное помощи на Вне дому;

л) дома ночного пребывания;

м) специальные дома для одиноких престарелых;

н) геронтологические центры;

о) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется в учреждениях социальной защиты населения (например, в домах для ветеранов, домах для пожилых, домах для инвалидов и т. п.). В них содержатся лица пожилого возраста, инвалиды, которые частично или полностью, временно или постоянно утратили способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждаются в постоянном уходе и присмотре [16, с. 146].


В специальные дома-интернаты (специальные отделения) принимаются на обслуживание граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов. В такие дома помещаются и другие лица, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелые и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Каждое из вышеназванных учреждений социального обслуживания функционирует в соответствии с положениями о них и на основании принятых нормативных правовых актов. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» было утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.

Общее руководство и координацию деятельности данных учреждений на федеральном уровне осуществляет Минздравсоцразвития РФ, на нижестоящем уровне (субъектов РФ, муниципальных образований) — соответствующие органы социальной защиты населения. В их ведении находятся учреждения социального обслуживания. Так, на основе Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону», Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и их практической деятельности.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, обладают всеми правами, которые предоставлены всем гражданам. Так, они вправе в любое время оставить стационарное учреждение и отказаться от его услуг, если это позволяет сделать состояние здоровья; могут распоряжаться своим имуществом, совершать соответствующие сделки и т. д. Так на практике реализуется принцип добровольности. (О чем говорилось выше.) Наряду с правами они несут и обязанности, например соблюдать установленные правила проживания в учреждении. Нарушители этих правил могут быть в судебном порядке, на основании представления администрации учреждения, переведены в стационарное учреждение социального обслуживания специального типа [29, с. 90].


Таким образом, существуют следующие формы социального обслуживания:

а) стационарное социальное обслуживание;

б) полустационарное социальное обслуживание;

в) социально-медицинское обслуживание на дому;

г) срочное социальное обслуживание;

д) социально-консультативная помощь.

Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид оказываемых услуг зависит от типа учреждения (или формы социального обслуживания), которые их предоставляют. Набор услуг, оказываемых нуждающимся гражданам, определяется в перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут быть при необходимости предоставлены различные услуги. Материально-бытовые услуги включают в себя предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания; предоставление в пользование мебели; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи; компенсацию расходов по проезду на обучение, лечение, консультации. К услугам по организации питания, быта, досуга относятся: приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей); обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное); оказание помощи в написании писем; обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам; обеспечение сохранности личных вещей и ценностей; создание условий для отправления религиозных обрядов. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги бесплатно оказываются в рамках медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.

2.2 Социальное обслуживание инвалидов