Файл: Бюджетная система РФ: этапы становления и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренний спрос, как ожидается, также начнет восстанавливаться в 2018 году. Оживление потребительской активности будет возможно благодаря продолжению роста реальных заработных плат, который (при нулевой индексации фонда оплаты труда работников бюджетного сектора) будет обеспечиваться частным сектором экономики. Кроме того, ожидается, что склонность населения к сбережениям будет постепенно снижаться по мере ожидаемого смягчения денежно-кредитной политики Банком России. В результате, темпы роста оборота розничной торговли будут постепенно увеличиваться – с 1,1% в 2018 г. до 2,5% в 2020 году. Аналогичную динамику будет демонстрировать и объем платных услуг населению.

При умеренной динамике внутреннего спроса и стабильной курсовой динамике ожидается последовательное замедление инфляции в 2018-2020 годах к уровням, близким к целевым.

Восстановление инвестиционного спроса, как ожидается, будет более медленным. Оно станет возможным благодаря смягчению денежно-кредитных условий, предполагаемому в базовом сценарии снижению уровня внешнеэкономической неопределенности, а также снижению нагрузки на российский корпоративный сектор по выплате внешнего долга. Темп роста инвестиций в основной капитал прогнозируется околонулевым в 2018 году, а затем ожидается его повышение – до 3,0% в 2020 году[8].

Платежный баланс в предстоящие три года, как ожидается, будет балансироваться при стабильной курсовой динамике и небольшом увеличении международных резервов (обусловленном погашением банками задолженности по валютным операция перед Банком России). При этом ожидается постепенное уменьшение положительного сальдо текущего счета, обусловленное прежде всего повышением темпов роста импорта по мере оживления внутреннего спроса.

Завершение подстройки российской экономики к внешним шокам, а также ожидаемое сохранение непростых внешних условий и сохранение/усугубление действия внутренних ограничений для развития предопределяет выход на первый план повестки государственной экономической политики цели по обеспечению сбалансированного развития страны и расширению потенциала отечественной экономики.

К настоящему времени можно констатировать, что процесс подстройки российской экономики к изменившимся внешним условиям, основное бремя которого пришлось на 2015 год, в целом завершился. Результаты произошедшей адаптации, хоть и не безболезненной для отечественной экономики, выгодно отличают Россию от многих сырьевых стран, оказавшихся неподготовленными к внезапному завершению сырьевого суперцикла. Благодаря накопленным в докризисные годы резервам, проведению ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики, а также своевременной реализации пакета антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на внутреннем финансовом рынке, укрепить доверие к банковской системе и национальной валюте, благополучно пройти пик выплат по внешним долговым обязательствам, стабилизировать инфляционные ожидания экономических агентов и в целом сформировать необходимые условия для оживления деловой активности и возобновления экономического роста.


С завершением адаптационного периода на первый план экономической политики выходит цель по обеспечению сбалансированного развития страны и расширению потенциала отечественной экономики в непростых условиях повышенной подвижности внешней конъюнктуры. Реализация этой цели потребует проведения экономической политики, одновременно обеспечивающей: макроэкономическое равновесие, характеризующееся низкой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, стабильностью и прогнозируемостью внутренних экономических показателей, в том числе устойчиво низкой инфляцией и низкими долгосрочными процентными ставками, а также стабильными налоговыми условиями; устранение на микроуровне структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике[9].

На решение этих задач и будет нацелена бюджетная политика в ближайшие три года. Возвращение к трехлетнему бюджетному планированию само по себе будет способствовать снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики. Это обеспечит большую прогнозируемость макроэкономических условий и условий ведения бизнеса.

Необходимая для полноценной имплементации бюджетных правил программа консолидации с целевой траекторией дефицита федерального бюджета на уровне 3%, 2% и 1% ВВП в 2017, 2018 и 2019 гг., соответственно, обеспечит переход российской экономики в равновесие с низкой инфляцией и стоимостью долгосрочного капитала для частного сектора. На микроуровне пакет мер по консолидации бюджета сфокусирован на структурных мерах, которые позволяют не только достичь устойчивого сокращения бюджетных дисбалансов[10].

Внешнеэкономические условия развития российской экономики в предстоящий трехлетний период будут относительно сложными: мировой экономический рост продолжит замедляться, внешний спрос останется сравнительно слабым, равно как не прогнозируется и существенного улучшения ценовой конъюнктуры на традиционных экспортных рынках. В тоже время условия финансирования на мировых рынках будут ужесточаться вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран. Неустойчивость крупных глобальных финансовых структур ровно как и политический фактор могут стать дополнительными негативными факторами.


Таким образом, проведение бюджетной политики в строгом соответствии с новой конструкцией бюджетных правил позволит серьезно снизить влияние колебаний нефтяных цен на внутренние экономические показатели – динамику выпуска (ВВП), инфляции, государственных расходов, занятости и реальных доходов населения, а также структуру относительных цен (реальный эффективный курс рубля), – обеспечив, таким образом, предсказуемость инвестиционных решений.

Необходимо повысить эффективность управления зарубежными активами России, имея ввиду разработку и проведение операций по переводу части долга стран-должников перед Российской Федерацией в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Будет усовершенствована кредитная политика Российской Федерации в отношении стран дальнего зарубежья и государств-участников СНГ как инструмент долгосрочной экономической политики России, направленной на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.

Поэтому создание действенных систем внутреннего контроля у главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств должно стать одним из направлений повышения эффективности бюджетного устройства Российской Федерации.

Таким образом, проведенный анализ современного состояния бюджетного устройства Российской Федерации в целом, а также каждого из его элементов показал:

- наличие значительного объема полномочий совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в определенной мере отрицательно сказывается на их самостоятельности;

- высокую степень централизации доходных источников при значительной децентрализации фактических расходов;

- недостаточную заинтересованность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в наиболее эффективном использовании собственных возможностей;

- несовершенство системы государственного (муниципального) финансового контроля (аудита).

По нашему мнению, устранение этих недостатков повысит эффективность бюджетного устройства Российской Федерации в условиях современных санкций, вызовов и угроз.


Заключение

Таким образом, современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджетная политика должна отвечать требованиям общеэкономического равновесия. В целях обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в условиях значительной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. В этих целях бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике.


Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.
  2. Брайчева Т.В. Государственные финансы. - СПб.: Питер, 2014. - 328 с.
  3. Бюджетная система РФ: учебник / под ред. М.В. Романовского. - М.: ЮРАЙТ, 2014. - 642 с.
  4. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 548 с.
  5. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 395 с.
  6. Финансы: учеб. пособие / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: Велби, 2013. – 493 с.
  7. Финансы: учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 486 с.
  8. Финансы: учебник./ Под ред. А.Ю. Казака, Л.И. Сергеева. - СПб.: Питер, 2014. - 581 с.
  9. Ахинов Г. Бюджетная политика: вопросы теории и практики // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 7. - С. 44-48.
  10. Гришин В.А. Государственный бюджет как экономическая категория // Современные проблемы экономической теории и практики. - 2014. - №11. - С.32-36.
  11. Ершов М. О некоторых особенностях федерального бюджета на 2015-2017 гг. // Экономист. - 2015. - № 2. - С.17-26.
  12. Ильясов М.М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №18. - С. 250-253.
  13. Климанов В.В. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении // Финансы. - 2014. - № 7. - C.10-12.
  14. Лебединская Е. Повышение эффективности - основная задача бюджетной политики // Экономист. - 2016. - № 2. - С. 51-62.
  15. Петров Ю. К формированию новой экономической модели: рестрикция бюджетных расходов или повышение собираемости налогов? // Российский экономический журнал. - 2015. - № 4. - C. 24-39.
  16. Придачук М.П. Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования // Сборник работ «Актуальные проблемы современной экономики». - Волгоград: ООО «Ригель», 2014. – 118 с.
  17. Пронина Л.И. Федеральный бюджет на 2014-2016 годы: очаги напряжения и пути их «погашения» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 7. - С. 18-26.
  18. Сабитова Н.М. Развитие бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. - 2013. - № 2. - С. 29-34.
  19. Строкова А.А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С.991-994.
  20. Тищенко Т. Государственный бюджет // Экономическое развитие России – 2015. - №1 - С. 30-33.
  21. Основные направления бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. – Режим доступа URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=64713 (дата обращения: 04.05.2018).
  22. Официальный cайт Минфин РФ – Режим доступа URL: http://www.minfin.ru/ru (дата обращения: 04.05.2018).