Файл: Совершенствование производственного процесса на предприятиях машиностроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Любой организации, даже самой маленькой, необходимо заниматься управлением. Для того чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха в бизнесе, необходимо организовать высокоэффективное производство. Управление производственной деятельностью (производственный менеджмент) как прикладная техника, экономическая наука и род деятельности, представляет собой комплекс знаний и навыков по проектированию и реализации производственных и трудовых процессов, установлению норм труда, организации его оплаты и стимулирования.

Производственный менеджмент обеспечивает рациональное сочетание производственных факторов во времени и в пространстве в производственной деятельности организации.

Объектами производственного менеджмента являются производственные подразделения (цехи) - как основные производственные единицы основного и вспомогательного производства, а также их производствен­ные процессы, как совокупность последовательно выполняемых частичных процессов по изготовлению продукции и тех­ническому обслуживанию производства.

Можно выделить две главные цели управления производством[24,с.272]:

1. Удовлетворение потребительского спроса.

Суть данной цели состоит в том, что производство должно иметь на выходе некий товар, удовлетворяющий потребителя. Однако это не единственное требование. Потребитель должен быть удовлетворен также ценой товара и временем его предоставления.

Обычно организация не ставит перед собой задачу добиться максимального результата по всем трем направлениям. Усилия сосредоточиваются на каком-либо одном из них. Это отличает данную организацию от других, работающих в том же сегменте рынка, и определяет специфику ее управления производством.

2. Эффективная переработка ресурсов.

Другая, менее очевидная, но оттого не менее важная цель производственного менеджмента — эффективная переработка ресурсов, поступающих «на вход» производственного процесса. Многие организации потерпели на рынке крах, несмотря на наличие вполне удовлетворенных покупателей, только из-за того, что не сумели наладить рациональное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существуют разные подходы и методы применительно к оптимизации использования материалов, оборудования и труда на предприятиях, однако во всех случаях добиться сбалансированного и экономного использования ресурсов — это задача производственного менеджмента.


Сегодня сложно переоценить значение управления производством. В настоящее время действует ряд факторов, очень существенных для развития бизнеса, поскольку они оказывают сильнейшее влияние на планирование производства и систему принятия решений. Многие из этих факторов связаны с понятием конкуренции, в особенности с иностранной. Уровень развития общества, экономики, технологий требует изменений и в процессе управления производством. Тот руководитель, который успевает оперативно и грамотно реагировать на происходящие изменения является более успешным. Современный руководитель должен легко ориентироваться в большом количестве информации как экономической, так и специальной, знать сильные и слабые стороны своей организации, учитывать развитие технологий, искать новые способы для улучшения работы компании – разрабатывать стратегию производства, сокращении времени выполнения различных производственных задач, чтобы повысить конкурентоспособность. Для организации эффективной деятельности компании необходимо быстро подстраиваться под изменяющиеся условия рынка. В условиях рыночной экономики планирование и управление производством является важным условием для успешной работы фирмы.

1.3 Характеристика отрасли производства грузовых автомобилей в России

Существование в той или иной стране собственного производства грузовых автомобилей — это один из признаков высокого уровня развития экономики страны, так как становление данной отрасли влечет за собой параллельный рост грузопотока и развитие инфраструктуры. В соответствии с данными Росстата в 2016 году на долю перевозок грузов автомобильным транспортом приходится более 70 процентов от общего объема перевоза грузов, а в абсолютном выражении - это с более 5 млрд тонн груза в год.

Отличительной характеристикой российского транспортного комплекса является то, что грузоперевозки являются дополнением к железнодорожным перевозкам, другими словами, основная масса перевозок на дальние расстояния осуществляется железнодорожным транспортом, а автомобили уже осуществляют дальнейшее распределение потоков. Однако в последнее время наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения дальности перевозок автотранспортом, так за период с 2001 по 2015 год средняя дальность перевозки одной тонны груза автомобильным транспортом выросла в два раза.

Несмотря на это, отечественный рынок грузовых автомобилей находится в состоянии спада, так физический объем реализации автомобилей в 2012 году составил 313,2 тысяч единиц техники, в 2013 он сократился на 14 процентов, в 2014 году - на 29 процентов, в 2015 году - на 35 процентов от объема предыдущего периода.


Именно в связи с этими тенденциями, в 2014 году Правительством Российской Федерации был принят ряд решений по поддержке национальных производителей грузовых автомобилей, так, например, были выделены средства на субсидирование закупок муниципального транспорта, была принята программа субсидирования перевозок автомобилей, произведенных на дальнем Востоке, приобретались автомобили для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации. В 2015 году дополнительно вступили в силу программы льготного автокредитования и льготного автолизинга, согласно которых приобретаться могли только автомобилей, произведенные на территории Российской Федерации.

Однако в связи с падением платежеспособного спроса на территории России, было принято решение усилить экспорт грузовых автомобилей, для этого в 2016 году стартовала программа по субсидированию части логистических расходов при наземной и морской транспортировке автомобилей, машинокомплектов и комплектующих, а также расходов по их адаптации и сертификации на зарубежных рынках. Также экспорт был включен в список условий для заключения специальных инвестиционных контрактов, которые гарантируют для инвестора сохранение налоговых условий на срок действия контракта (до 10 лет) и позволяют претендовать на участие в госпрограммах.

В 2017 году в государственной политике приоритет экспорта был сохранен, а именно, на приведение российских грузовых автомобилей в соответствие с европейскими нормами экологичности и безопасности, на компенсацию затрат на логистику всего было выделено 6,5 млрд. рублей.

При анализе внутреннего рынка грузовых автомобилей Российской Федерации следует отметить, что он возник на базе советского промышленного комплекса, то есть основные предприятия отрасли, существующие в настоящее время, возникли в советский период. Лидерами отрасли является такие компании, как Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Камский автомобильный задов (КАМАЗ) и Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). В 2016 году общая доля рынка этих трех компаний была более 86 процентов от общего количества произведенных в России грузовых автомобилей.

За последние десятилетия (начиная с 90-х годов 20 века, когда произошли значительные экономические преобразования), отрасль грузовых автомобилей претерпела значительные изменения. Во-первых, увеличилась доля малотоннажных грузовиков, что стало следствием развития мелкооптовый и розничной торговли. Во-вторых, растет выпуск и крупнотоннажных автомобилей, так как наблюдается рост и в строительной сферах. Именно в этом сегменте российские компании являются конкурентоспособными на мировом рынке.


2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПАО «КАМАЗ»

2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия

Компания «КАМАЗ» была образована в 1969 году в г. Набережные Челны Республики Татарстан в качестве Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КАМАЗ»). Первый автомобиль был выпущен 16 февраля 1976 года и с тех пор на заводе изготовлено 2,25 миллионов автомобилей и 2,85 миллионов двигателей (по состоянию на апрель 2018 года), которые продаются как на территории Российской Федерации, так и более, чем в 80 зарубежных странах.

Рис.1 – Динамика продаж автомобилей КАМАЗ (полной массой 8-40 тонн (в тыс. единиц)

Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей - разработку, изготовление, сборку, продажу и постпродажное сервисное обслуживание.

ПАО «КАМАЗ» занимается выпуском ряда грузовой техники, среди которых грузовые автомобили, автобусы, прицепы, агрегаты и инструменты.

Работа управляющей и управляемой подсистемы предприятия, представленной на ПАО «КАМАЗ» структурой основных производственных и обслуживающих цехов, подчиненных службе ПТО в достижении конечной экономической цели определяется уровнем хозяйственных результатов, количественно измеряемых показателями, и динамикой изменения этих показателей.

Хозяйственные процессы, отражаемые этими показателями, формируют финансовые отношения и либо улучшают, либо ухудшают складывающиеся финансовые отношения на предприятии.

Представленная настоящим разделом общая характеристика деятельности ПАО «КАМАЗ» поэтому иллюстрируется динамикой показателей производственно-хозяйственной деятельности, называемых технико-экономическими (таблица 1), представленных в ретроспективе, и его финансовым состоянием.

Таблица 1

Технико-экономические показатели деятельности

ПАО «КАМАЗ» за 2016-2018 гг.

Показатели

Ед. изм.

2016

2017

2018

Абсолютные изменения

Темп прироста, %

2017/2016

2018/2017

2017/2016

2018/2017

Количественные показатели (показатели экстенсивного экономического развития)

Выручка от продажи работ, услуг

тыс. руб.

119768391

145216534

151100321

25448143

5883787

21,25

4,05

Среднегодовая стоимость ОПФ

тыс. руб.

21751221

23682881

27609395

1931659,5

3926514

8,88

16,58

Среднесписочная численность работников

чел.

33343

31947

31067

-1396

-880

-4,19

-2,75

Фонд оплаты (годовой)

тыс. руб.

12357180

13452985

13361880

1095805

-91105

8,87

-0,68

Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

109823491

127807703

142606433

17984212

14798730

16,38

11,58

Продолжение табл.1

Качественные показатели (показатели интенсивного экономического развития)

Фондоотдача

руб./руб.

5,51

6,13

5,47

0,63

-0,66

11,36

-10,75

Фондоемкость

руб./руб.

0,18

0,16

0,18

-0,02

0,02

-10,20

12,04

Среднегодовая производительность труда 1 работника

тыс. руб./чел.

3592,01

4545,55

4863,69

953,54

318,15

26,55

7,00

Среднемесячная заработная плата

тыс.

руб.

30,88

35,09

35,84

4,21

0,75

13,62

2,14

Затраты на 1 рубль выручки от продаж

руб./руб.

0,92

0,88

0,94

-0,04

0,06

-4,02

7,23

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

1663884

6757681

-666851

5093797

-7424532

306,14

-109,87

Чистая прибыль

тыс. руб.

1203161

3016992

27179

1813831

-2989813

150,76

-99,10

Чистая рентабельность

%

1,00

2,08

0,02

1,07

-2,06

106,81

-99,13

Рентабельность продаж

%

1,39

4,65

-0,44

3,26

-5,09

234,97

-109,48


Изучение результирующих технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности ПАО «КАМАЗ» осуществляется в процессе внутрифирменного ретроспективного анализа с использованием диалектического подхода сравнения уровней этих показателей за ряд лет: период 2016-2018 гг.

Систематизация технико-экономических показателей таблицы 1 представлена группировкой количественных и качественных показателей, т.е. экстенсивности и интенсивности экономического развития.

Выручка от продаж в 2018 году возросла на 4,05% и составила 151100321 тыс. руб. Темп прироста себестоимости продаж превысил темп роста выручки и составил 11,58%.

В отчетном 2018 году получен убыток от продаж в размере 666851 тыс. руб., что связано с непропорционально возросшими коммерческими и управленческими расходами.

В целях выполнения задач, поставленных в настоящей работе, проведем анализ динамики и структуры активов предприятия (табл.2).

Таблица 2

Анализ динамики активов ПАО «КАМАЗ» за период 2016-2018 гг.

Раздел баланса

2016

2017

2018

Динамика, тыс. руб.

Прирост, %

2017/2016

2018/2017

2017/2016

2018/2017

Внеоборотные активы

30778289

70954863

81589364

40176574

10634501

130,54

14,99

Оборотные

активы

74298889

77209390

98309472

2910501

21100082

3,92

27,33

Валюта баланса

105077178

148164253

179898836

43087075

31734583

41,01

21,42

Налицо прирост стоимости имущества ПАО «КАМАЗ», что говорит о расширении производственной деятельности. В 2017 году по сравнению с 2016 году стоимость активов ПАО «КАМАЗ» увеличилась на 43087075 тыс. руб., причем прирост внеоборотных активов составил 130,54% (в 2,5 раза), а прирост оборотных активов составил 3,92%. В 2018 году темпы прироста несколько сократились, но в абсолютных показателях стоимость активов ПАО «КАМАЗ» увеличилась на 31734583 тыс. руб. (+21,42%).

На рисунке 1 представлен структурный состав активов ПАО «КАМАЗ». В 2016 году удельный вес оборотных активов преобладал в структуре и составлял 71% от общей стоимости имущества предприятия. В 2017 году соотношение изменилось, удельный вес внеоборотных активов увеличился на 18,6% и составил 47,89%, то есть практически половину стоимости всех активов предприятия. В 2018 году соотношение практически не изменилось: 45,35% составляют внеоборотные активы, 54,65% стоимости имущества предприятия составляют оборотные активы.