Файл: Конфискация и национализация имущества (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФИСКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На уровне Конституции Российской Федерации, а именно ч. 1, статьей 15 [1], законодательно закреплено верховенство юридической силы, ее норм и положений. Как основной закон РФ, Конституция страны должна применяться повсеместно и всеми юридическими субъектами: как гражданами и их объединениями, так и органами государственной, муниципальной и местной власти, и всеми должностными лицами.

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ, в нашей стране правомочны и одинаково защищены законодательно все формы собственности, как частная, так и государственная и муниципальная, и иные.

Кроме защиты прав и свобод граждан и других юридических субъектов в отношении права собственности, Конституция страны устанавливает и случаи их ограничений. Право собственности закреплено на конституционном уровне. В сфере права собственности разновидностями ограничения или лишения прав и свобод выступают такие институты, как реквизиция, возмездное изъятие имущества, национализация, конфискация и некоторые другие.

Правоотношения в имущественной сфере общепринято регулируются гражданским законодательством. В России Гражданский кодекс РФ [2] закрепляет принцип неприкосновенности частной собственности. Юридические и фактические основания и пределы ограничения гражданских прав также установлены статьей 1 Гражданского кодекса.

Гражданским кодексом РФ, помимо этого, закреплены основания и процедуры принудительного изъятия имущества у собственников.

Вопросам принудительного прекращения права собственности в тех или иных аспектах занимались такие ученые-правоведы, как П.А. Аветисян, Г.В. Багаутдинов, Б.В. Булатов, В.Н. Веселова, М.А. Гаранин, М.Н. Голоднюк, И.И. Голубов, Р.А. Гюльалиева, А.И. Друзин, А.А. Жижиленко, В.М. Корнуков, П.С. Метельский, И.А. Павлухин, В.А. Пименов, Н.С. Таганцев, И.Б. Тутынин, А.В. Фёдоров, К.Н. Шутов, И.Г. Яшкина и др.

Цель курсовой работы - исследовать правовую концепцию института ограничений прав и свобод, а именно, возмездное изъятие имущества, процессы национализации и конфискации, их историю и специфику осуществления в России.

Задачи:

– охарактеризовать сущность и признаки национализации как института ограничения прав собственности и квалифицирующие признаки;

– охарактеризовать развитие правовой основы национализации в РФ;

– проанализировать правоприменительную практику в области национализации в РФ в современных условиях;


– описать сущность и виды конфискации имущества в соответствии с законодательством РФ;

– провести сравнительный анализ понятий национализация и конфискация.

В качестве объекта изучения, соответственно, выступает институт ограничений прав и свобод собственности: национализация и конфискация.

Предмет исследования – юридические нормы права и общественные отношения, образующие институт ограничений права собственности.

Методология и методика исследования. Методологической базой исследования явились общенаучные и частные методы исследования (диалектический, логический, историко-правовой, сравнительного правоведения, системно-структурный, статистический, конкретно-социологический и другие).

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ

1.1 Понятие и признаки национализации как механизма отчуждения права собственности

Понятие «национализация», как отмечается большинством ученых, недостаточно разработано как на уровне науки гражданского права, так и на уровне российского законодательства.

Под одному из определений, национализация – это законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (права участия в делах и капиталах) у государства, с целью обеспечения государством функциональности соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.) [6, с. 21].

На основе данного определения, можно выделить основные признаки института национализации.

Во-первых, национализация, по сути, выступает актом силы со стороны государства. Полномочия на проведение национализации имущества, согласно ст. 35 Конституции РФ, имеют только органы государственной, а именно, исполнительной власти.


Во-вторых, процесс национализации возможен только на условиях законности его проведения. Это означает, что акт национализации должен соответствовать конкретной правовой норме действующего в это время закона. В случае, если национализация проводится не по закону, то она представляет собой акты произвола и насилия, более того, причинения ущерба. В Конституции РФ имеется прямое указание на это: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» [1]. А статья 1069 Гражданского кодекса РФ закрепляет обязательность возмещения убытков, причиненных такими действиями. При этом необходимо отметить, что в любом случае бывшим собственникам имущества убытки должны быть компенсированы, даже в случае простого принятия закона о прекращении права частной собственности на какое-либо имущество (в том числе его национализации). Это установлено ст. 306 Гражданского кодекса [2].

В-третьих, принудительность национализации бесспорна, но она затрагивает только сам факт ее совершения. Этот вывод можно сделать, исходя их анализа норм ст. 35 Конституции РФ, а также ст. 235, 306, 1069 ГК РФ и др. Бывший собственник имущества не может оспорить факт национализации, если она была проведена на законных основаниях. Однако имущество бывшего собственника не должно стать меньше, что подводит нас к следующей черте национализации.

В-четвертых, национализация осуществляется на возмездной основе. Российское гражданское законодательство предусматривает выплату равноценной компенсации бывшему собственнику имущества. Изначально норма о возмездности любого принудительного изъятия имущества государством (возмещение должно быть предварительным и равноценным) закреплена еще в ст. 35 Конституции РФ. Специальная правовая норма, устанавливающая возмездность института национализации, содержится в ст. 235 ГК РФ. Конкретными нормами, регулирующими правоотношения в области разных видов имущества, являются, например, положения Федерального закона №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федерального закона №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ».

В-пятых, предметом национализации, согласно ст. 132 ГК РФ, выступает право частной собственности на целые имущественные комплексы – предприятия. Поэтому, с точки зрения многих правоведов, целесообразнее обозначить процессы обмена акций или долей хозяйственных обществ на государственные облигации термином «огосударствление предприятий или хозяйственных обществ», т.к. в данном случае частная собственность не переходит в имущественный комплекс.


В-шестых, национализация имеет своим итогом право собственности у государства на имущество бывшего собственника.

Учеными в области гражданского права национализация причисляется к первоначальным способам приобретения права собственности на имущество, и расшифровывается обычно как независимость правового положения государства от чистоты прав предшествующего собственника. «Право собственности государства при национализации возникает независимо от прав прежних собственников, не в порядке правопреемства. Права прежних собственников... ликвидируются, аннулируются».

Следует отметить, что принцип разделения способов приобретения права собственности на первоначальные и производные до сих пор окончательно не разработан. Один из критериев традиционно именуется «критерием правопреемства», другой - критерием «согласования воли» предшествующего собственника и приобретателя.

Наконец, седьмым признаком национализация является, то, что она по сути является актом, совершаемым государством с целью надежного функционирования соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях. Акты, имеющие карательное назначение, ставящие целью временное изъятие имущества, посредством данной акции обеспечивающие деятельность отдельно взятых должностных лиц или органов государственной власти в условиях чрезвычайных обстоятельств и т.п., т. е. акты, совершаемые с иной целью, не могут быть причислены к актам национализации [11, с. 92].

Таким образом, можно сделать вывод, что национализация фактически - это выкуп государственными органами собственности по своей воле и в своих целях в определенных конкретных ситуациях, а не просто сам факт прекращения права собственности частных и других лиц.

1.2 Развитие законодательства в области национализации

В настоящее время вопросы национализации в РФ до сих пор не урегулированы нормами права, т.к. отсутствует самостоятельный законодательный акт, определяющий условия и ход осуществления данного института отчуждения собственности. Конституционно национализация является процессом, обратным приватизации. В Гражданском кодексе РФ, в ст. 235 и 306 лишь в общих чертах раскрывается порядок возмещения бывшим собственникам при национализации. Считаем, что назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего вопросы, случаи и процесс отчуждения имущества у частных собственников.


Предпосылками и причинами внедрения в правовое поле РФ отдельного федерального закона в области национализации имущества являются, например, случаи, когда назревает угроза массовых сокращений персонала градообразующих и социально значимых предприятий, обусловленная поведением собственника имущества или органов управления данных предприятий. Другим случаем можно назвать признание предприятия, имеющего стратегическое значение для государства, банкротом, или реальное прекращение его функционирования, а также признание факта объявления имущества организации общенациональным достоянием [7, c. 34].

Проект федерального закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)» был внесен в Госдуму еще в начале 2003 года, но так и остался непринятым. В течение трех последующих лет данный законопроект отклонялся Правительством РФ из-за противоречий с другими российскими нормативно-правовыми актами и нерешенности многих вопросов его применения.

Совсем недавно, в начале 2018 года, в Госдуму был внесен другой законопроект, выдвинутый фракцией КПРФ (лидер Зюганов Геннадий), в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента РФ появилась эта инициатива. Данным законопроектом предлагается рассматривать национализацию как «возмездное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и его обращение в федеральную собственность» [13, c. 65]. Такой вид отчуждения имущества должен проводиться «в целях обеспечения государственных нужд РФ, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета РФ, обеспечением законности, социальных прав граждан и сохранения национального достояния», указывает проект закона [13, с. 67].

Законопроект, предложенный фракцией КПРФ, устанавливает, что национализации подлежит имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы. Также могут национализироваться или целые предприятия, или их части, акции (доли, паи), а также единые недвижимые комплексы. Законопроектом предлагается включать в состав национализируемого предприятия как объекта прав, наравне с иным имуществом, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права.