Файл: Конфискация и национализация имущества (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФИСКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с этим законопроектом о национализации, она может быть проведена несколькими способами:

1) путем изъятия имущества в частной или иной собственности и обращения его в федеральную собственность;

2) увеличения стоимости имущества иной формы собственности за счет средств федерального бюджета, включая такой способ, когда в результате национализации государство покупает контрольный пакет акций национализируемого предприятия или когда увеличивается доля государства в праве общей долевой собственности на имущество более чем на 50% [6, с. 23].

Помимо вышеназванных основных способов национализации, в законопроекте предложены такие способы как передача предприятия, контрольный пакет акций которого находится в федеральной собственности, национализируемой иной организации, а также другие способы, не запрещенные законодательством РФ.

При наличии достаточных оснований национализироваться может предприятие, занимающее доминирующее или монопольное положение на рынке по причине наличия естественной монополии в данной сфере хозяйствования.

Национализация может также быть инициирована в результате пересмотра итогов приватизации государственных и муниципальных предприятий, если та ранее была проведена с нарушением законодательных норм или по изначально заниженной стоимости. Весомым основанием для национализации может стать приобретение государством контрольных пакетов акций акционерных обществ на базе государственных предприятий-монополистов, иностранным капиталом.

Так как процессы национализации имущества имеют исключительно важное значение для функционирования государства, целесообразно, чтобы инициатива о превращении частной собственности в федеральную, исходила от Президента России, Правительства РФ, членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.

В законопроекте также предложена схема национализации, совпадающая со схемой процесса принятия проектов федеральных законов Государственной Думой.

1.3 Применение национализации в современной России

Обратимся к исторической ретроспективе национализации в России и бывших социалистических странах на протяжении ХХ века.

После революции 1917 г. Декретом от 20 августа 1918 г. «Об отмене права частной собстственности на недвижимость в городах» фактически была проведена национализация всего недвижимого имущества в городах бывшей Российской империи. Была ликвидирована любая частная собственность, на любые застроенные или незастроенные участки, как относящиеся к частным лицам и промышленным предприятиям, так и принадлежащие ведомствам и учреждениям в пределах всех городских поселений. В то время законодательством новопровозглашенной советской страны процедура отчуждения имущества в государственную собственность не подразумевала компенсации стоимости изымаемого имущества бывшему частному собственнику. Все иски, поданные в суды о признании права собственности на национализированное имущество в ходе исполнения данного декрета, остались без удовлетворения [8, с. 79].


В Болгарии после 1945 г. с принятием закона о национализации, носившего карательный и перераспределительный характер, было ограничено право на недвижимую собственность одним жилым помещением на семью. Жилищная политика в то время была направлена на национализацию и перевод всех избыточных площадей в муниципальный жилой фонд, который в свою очередь уже проводил сдачу в аренду этих помещений гражданам, в соответствии с законодательством, имевшим первоочередное право на жилье.

В отличие от России, во всех странах социалистического лагеря (Польша, Болгария, Венгрия, страны бывшей Югославии), результаты проведенной там ранее национализации после падения социалистического режима были пересмотрены. Так, в 1990 г. Парламент Болгарии утвердил закон, предусматривающий восстановление справедливости в интересах бывших собственников или наследников тех граждан, чье имущество было отчуждено в пользу государства без каких бы то ни было компенсаций. Законом о реституции 1992 г. было восстановлено право собственности бывших собственников или их наследников на национализированное ранее имущество. Если же данное имущество было продано ранее третьим лицам, и эти третьи лица приобрели его с законодательными нарушениями, или за счет злоупотребления своими партийными полномочиями, за бывшими собственниками или их наследниками сохранялось право его истребования. Бывшим собственникам национализированного имущества в 1997 были выданы жилищные компенсационные облигации [10, с. 43].

В настоящее время, как уже выше упоминалось, в российском законодательстве отсутствует федеральный закон, регулирующий механизмы национализации. В соответствии со статьей 235 ГК РФ, национализация должна проводиться на основе норм данного федерального закона. Его отсутствие сдерживает широкомасштабное развитие процессов национализации в стране.

Единственный нормативно-правовой акт, в котором упомянута возможность национализации в конкретной сфере, затрагивает сферу авиации. Это Федеральный закон № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации». В статье 13 данного Закона установлена норма, что «государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на основании федерального закона национализировать (обратить в государственную собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц» [3]. Случаи и другие сферы хозяйствования и общественной жизни применительно к национализации законодательно не оформлены. Тем не менее, даже в этом законе правовые нормы на самом деле повторяют нормы Гражданского кодекса РФ. А сама процедура проведения национализации остается нераскрытой. Таким образом, закон невозможно применять на практике. Намного более важной, чем в области авиации, общество беспокоит национализация в финансово-кредитной сфере страны, т.е. банков и других финансово-кредитных организаций. Необходимо становление и развитие законодательства в данной сфере, т.к. настроения общества становятся все более нетерпимыми [18, с. 143].


Национализация банковских учреждений страны все еще в основном воспринимается как покупка государством контрольного пакета акций, или, другими словами, огосударствление банковской сферы. Это, по мнению обывателей, так называемая капиталистическая национализация. Примерами могут служить случаи передачи региональным властям контрольных пакетов акций такими банками, как СКБ-банк, Уралсибсоцбанк или Уралстробанк. Однако в данном случае, как отмечают эксперты, речь идет именно об огосударствлении этих банков, т.к. во-первых, национализация осуществляется по желанию акционеров банков (нет применения властной силы со стороны государственных органов), и во-вторых, банковские активы не переходят в государственную унитарную собственность [12, с. 74].

В действительности национализация банков в большинстве случаев основана на взаимном соглашении между государственными органами и акционерами. Государство, приобретая акции, становится собственником и с этого момента может оказывать влияние на капитал и принимать управленческие решения. В результате огосударствления взаимоотношения бывшего частного банка с государственными и муниципальными органами улучшаются, банк получает больше возможностей для получения кредитования, взаимозачетов и поручительства. Бывшие акционеры банков должны получить компенсации, равные стоимости проданных акций по рыночной цене, или ценные бумаги, эмитированные государством, приносящие фиксированный доход (например, облигации ОФЗ). Все эти действия фактически создают систему взаимных уступок, что выражается в обычаях делового оборота, но не оформлено юридическими нормами.

Итак, процесс национализации банковских учреждений и других кредитных организаций фактически осуществляется на основе системы встречных уступок между акционерами и государством. Физическим лицам, с которыми банки взаимодействуют, отчуждения банковского имущества государству, только выгодно, т.к. они законодательно защищены и не должны идти на встречные уступки.

Статьей 840 ГК РФ предусмотрено, что «возврат вкладов граждан банком, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов акций или долей участия имеют Российская Федерация и (или) субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования... гарантируется их субсидиарной ответственностью по требованиям вкладчика к банку...». Все требования вкладчиков-физических лиц будут полностью удовлетворены путем выплат из соответствующих бюджетов, если даже произойдет банкротство банка с более чем половинным участием государства [14, с. 143].


Другое имущество, помимо банковского, в нашей стране может быть национализировано пока только на договорной основе, т.к. твердая законодательная основа процедур и оснований национализации не разработана.

На современном этапе российским законодателям необходимо разработать стратегию и принципы проведения национализации имущества, его огосударствления. Ведь в сознании российского общества традиционно национализация воспринимается как «грабеж», экспроприация собственности. В данной ситуации без правового оформления и принятия стратегии национализации в стране могут иметь место случаи неправого отчуждения частной собственности в интересах исключительно корыстных и личных, а не государственных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное законодательство в РФ в области оснований и механизмов национализации до сих пор не оформлено. Имеется огромное количество правовых нюансов, требующих согласования с нормативно-правовыми актами верхних уровней. И что еще важнее, необходимо обратить внимание на предупреждение и ликвидацию возможных правовых пробелов в ходе реализации механизмов национализации, пресекать правонарушения в данной сфере.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФИСКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГРАЖДАНСКИМ ПРАВОМ

2.1 Конфискация как безвозмездное изъятие имущества

Суть конфискации как института отчуждения собственности состоит в передаче государству имущества на безвозмездной основе. Отсутствие компенсаций бывшим собственникам имущества связано с тем, что конфискация применяется в основном как мера наказания, налагаемая на бывшего собственника по решению суда, за какое-то преступление или нарушение закона. Конфисковать имущество – значит изъять его в качестве санкции за нарушение закона, по судебному решению [5, с. 24].

Процедура конфискации применима не только в гражданской и уголовной практике, но и в случаях административных правонарушений, или скажем, таможенном деле.

Сущность, основания, виды и порядок конфискации имущества установлены в соответствии со статьей 243 ГК РФ. Согласно данным правовым нормам, конфискация может быть проведена относительно:


– ценного имущества, приобретенного в результате совершения противоправных, незаконных действий;

– денежных средств, полученных как итог совершения преступления;

– иного имущества, полученного нарушителем в результате преступной деятельности, также как и доходов от вложения данного имущества;

– денежных средств и имущества, предназначенных для финансирования преступной и террористической деятельности;

– орудий и средств осуществления преступной и террористической деятельности [6, с. 37].

Такая мера, как конфискация имущества, может проводиться только на основании решения суда, если доказано совершение конкретным лицом конкретного правонарушени

В большинстве случаев конфискация затрагивает сферу материального мира – в пользу государства изымаются предметы, ставшие собственностью преступивших закон лиц. По правовым нормам, конфискация материальных объектов собственности - одна из форм принудительного прекращения права собственности на данные объекты. По гражданскому законодательству РФ конфискация рассматривается как санкция гражданско-правового характера. В случае же конфискации интеллектуальной собственности, происходит изъятие его носителя (например, программное обеспечение, авторские права).

В отличии от национализации, конфискация может быть проведена только на основе судебного решения. Конфискация может быть полной или частичной.

Законодательно определен список имущественных объектов, подлежащих конфискации на основании решения суда:

  • деньги и ценное имущество, полученные в результате осуществления преступной деятельности;
  • имущество, предназначенное для обеспечения преступной и террористической деятельности;
  • доходы от имущества, полученного в ходе преступления;
  • имущество, полученное при совершении преступления, и переданное другому лицу, конфискуется у этого лица при условии, что данное лицо было в курсе источника такого имущества;
  • предметы роскоши, антиквариат, драгоценности;
  • орудия совершения преступных действий [6, с. 142].

В особо оговоренных случаях законодательством предусмотрена конфискация денежной суммы, равнозначной стоимости имущества.

Законодательно также установлен перечень имущественных объектов, не подлежащих конфискации:

  • жилая недвижимость, в случае если это единственное жилище физического лица;
  • земельные участки, обладающие соответствующими особенностями. Их конфискация возможна только с учетом особенностей дела, в особо оговоренном порядке;
  • предметы индивидуального использования;
  • предметы обихода;
  • вещи, предназначенные для профессиональной деятельности должника;
  • транспорт, необходимый инвалидам для передвижений;
  • продукты питания;
  • денежные средства до определенной суммы;
  • призы и награды;
  • семена для посева [9, с. 312].