Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 3070
Скачиваний: 43
Введение
1.1 Исследование функций и целей организации
1.2 Постановка задачи
2. Создание модели ИС
2.1 Создание модели в стандарте IDEF0
3. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами
3.1 Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
3.2 Диаграммы методологии IDEF3
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.
В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.
1.1 Исследование функций и целей организации
В данной работе в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам.
Гостиница оказывает следующие услуги:
- предоставление номеров;
- обслуживание номеров;
- администрирование телефонных переговоров.
1.2 Постановка задачи
Проектирование информационной системы для автоматизации деятельности гостиницы .
Система автоматизирует резервирование номеров и регистрацию новоприбывших постояльцев, ведет учет платежей за проживание и за телефонные переговоры, облегчает учет занятых, зарезервированных и свободных на данный момент апартаментов гостиницы.
2. Создание модели ИС
Для проектирование информационной системы предназначено CASE-средство верхнего уровня (BPwin), поддерживающее стандарты:
IDEF0 (функциональная модель);
DFD (DataFlow Diagram);
IDEF3 (Workflow Diagram).
2.1 Создание модели в стандарте idef0
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предприятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.
Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС "Гостиница":
Рис. 1 Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование гостиницы
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это "Клиенты" и "Плата за услуги"), выхода (основной результат процесса - "Оказанные услуги" и "Прибыль"), управления ("Законы РФ" и "Устав гостиницы") и механизмов ("Материальная база", "Помещение", "Персонал" – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования гостиницы).
"Клиенты" – те, для кого гостиница работает.
"Законы РФ" и "Устав гостиницы" – это правила, которыми управляется процесс функционирования гостиницы, как предприятия со своими внутренними правилами, и также обязанного "жить" согласно законодательству конкретной страны .
В оказании услуг принимает участие "Персонал" гостиницы. Чтобы предоставить номера и получить прибыль, в деятельности гостиницы должны участвовать "Помещение" и "Материальная база" – обстановка здания, техника в номерах, инвентарь и т.д.
После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2).
Рис. 2 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиницы.
Весь процесс "Функционирования гостиницы" разбивается 3:
1) "Предоставление номеров" иллюстрирует деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией;
2) "Обслуживание номеров" представляет собой процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах;
3) "Обеспечение телефонных переговоров" – это совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.
После дальнейшего разбиения диаграммы получаем 3 диаграммы декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).
Рис. 3 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Предоставление номеров.
Работа "Проверка счетов " иллюстрирует деятельность по формированию итогового и текущих счетов в отделе бухгалтерии.
Слабые связи, не представленные на диаграмме высшего уровня:
Неоплаченные счета – итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы для предъявления постояльцу.
Счёт – частичные данные о платежах и счетах клиента в том виде, в каком они фиксировались у администратора и в отделе по регистрации телефонных переговоров. Это также запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов постояльца.
Зарезер. Номера – номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты, по запросу при оформлении въезда. До тех пор они не участвуют в деятельности по оформлению въездов.
Ключи от номеров – получаемые при въезде ключи от номера.
Выбранные тарифы – категория номера, выбранная на стадии оформления въезда, влечет за собой суточный тариф проживания в гостинице.
Рис. 4 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обслуживание номеров.
Эта диаграмма напоминает контекстную диаграмму (рис. 1). Обе работы (на рис. 4) не зависят друг от друга и имеют на входах - "Клиентов" и "Плату за услуги", на выходах - "Оказанные услуги" и "Прибыль", на управлении - "Законы РФ" и "Устав гостиницы", влияющие на всю деятельность гостиницы, и на механизмах - "Материальную базу", "Помещение" и "Персонал" – ресурсы, необходимые для выполнения этих работ).
Счёт – платежи за телеф. переговоры по междугородней связи, а также доплата за пользование телефоном гостиницы.
Переговоры – данные о времени, номере телефонного звонка.
Рис. 5 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обеспечение телефонных переговоров.
3. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами
Если в процессе моделирования нужно осветить специфические стороны технологии предприятия, BPwin позволяет переключиться на любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель.
3.1 Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
Диаграммы потоков данных (DFD) используются для описания документооборота и обработки информации. Нотация DFD включает такие понятия, как "внешняя ссылка" и "хранилище данных", что делает ее более удобной (по сравнению с IDEF0) для моделирования документооборота.
Рис. 6 Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Резервирование номеров.
На рис. 6 представлена "Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Резервирование номеров.", описывающая деятельность по резервированию номеров. На диаграмме представлены:
1) "Клиента" и "Персонал " – это внешние ссылки, источник данных из вне модели.
2) "Устав гостиницы" и "Данные о номерах гостиницы" – хранилища данных.
Эти данные хранятся на данный момент в бумажном эквиваленте. Наша автоматизация позволит все эти данные хранить в электронном виде и облегчит обновление данных о номерах гостиницы и постояльцах.
В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Например, "Заказ" в какой-либо форме (телеф. звонок или электрон. письмо на адрес гостиницы), приходит от клиента и инициирует процедуру "Обработки заказа" . Эту процедуру выполняет "Персонал", в чьи обязанности это входит. Персонал запрашивает "Данные о номерах" из хранилища данных (гостиничный журнал или электрон. БД) и, согласуясь с "Правилами предоставления номеров" (содержащимися в уставе гостиницы ), отказывает клиенту в резервировании номера или: резервирует номер; после "оформления заказа номера" обновляет данные о номерах – заносит "Обновленные данные о номерах" в хранилище "Данных о номерах гостиницы".
Рис. 7 Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Оформление поселения.
На рис. 7 представлена "Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Оформление поселения.", описывающая деятельность по оформлению поселения. На диаграмме представлены:
3) "Клиента" и "Персонал " – это внешние ссылки, источник данных из вне модели.
4) "Устав гостиницы", "Документы клиенты" (паспорт в бумажном виде или другой удостоверяющий личность документ), "Законы РФ", "Данные о номерах гостиницы" – хранилища данных.
Все работы, представленные на диаграмме выполняются "Персоналом" в соответствие с "Перечнем обязанностей". Клиент запрашивает номер в гостинице ("Отказ" возможен в случае отсутствия свободных номеров в гостинице) или активизирует свой "Зарезервир. номер". Если после "Обработки запроса" с участием "Данных о номерах" из хранилища, запрос удовлетворяется: постоялец предъявляет свои "Документы", выбирает тарифы проживания, проходит регистрацию и получает ключи от номера:
"Персонал" оформляет въезд постояльца и обновляет данные о номерах гостиницы в хранилище "Данных о номерах гостиницы"
Все это "Персонал" делает, руководствуясь "правилами поселения", прописанными в "Уставе гостиницы", и "Законами и постановлениями " РФ, регламентирующими, например, обязательную идентификацию личности граждан при поселении в гостинице.
3.2 Диаграммы методологии idef3
Рис. 8 Диаграммы декомпозиции в нотации IDEF3. Проверка счетов.