ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Базы данных

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 1460

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Методические указания
по курсовому проектированию по дисциплине

«Базы данных»

Для направления: «Информационные системы и технологии»






Москва 2017 г.



Содержание

































1. Тематика курсовых проектов

1.1 Общие рекомендации по формированию темы курсового проекта

Можно выделить несколько классов тем курсовых проектов по следующим признакам:

  • по объему охвата ИС и ее компонентов в качестве объектов проектирования (например, автоматизация решения автономной задачи, комплекса задач, разработка однопользовательских ИС, разработка модуля в составе распределенной ИС, подсистемы ИС и т.д.);

  • по типу той информации, которую призвана хранить и обрабатывать разрабатываемая информационная система (например, проектирование Системы управления текстовыми документами, Информационно-поисковой системы, работающей в сети Internet и т.д.);

  • по классу алгоритмов обработки экономической информации и предлагаемых для их реализации в проекте информационных технологий (например, Систем подготовки принятия управленческих решений, Экспертных систем и др.);

Каждый класс тем предполагает определенную специфику в составе и содержании разделов проекта.

Тематика курсовых проектов:

  • автоматизация решения задачи;

  • разработка однопользовательской ИС;

  • разработка модуля в многопользовательской ИС.

Основным критерием при выборе постановки задачи может быть количество реализуемых функциональных информационных технологий (ФИТ). Как известно, ФИТ - некоторая реализация предметной технологий с использованием одной или нескольких информационных технологий.

Примером ФИТ может служить технология электронного безналичного перечисления денежных средств. Технологические этапы последовательно выполняют операционист, администратор, сотрудник отдела межбанковских расчетов и т.д. Первичной информацией будут являться реквизиты платежного документа, результатной - обновленные файлы, содержащие информацию о расчетных и корреспондентских счетах, аналитическая банковская отчетность и т. д.

Если решаемая задача охватывает одну ФИТ, речь идет об автономной задаче. Если две или несколько, но решаемых на одном рабочем месте - о комплексе задач или об однопользовательской ИС. Если же технологии (или часть решаемых технологий) реализуются не полностью, а результатная информация передается на дальнейшую обработку (т. е. выполняются технологические этапы ФИТ), разрабатывается модуль в рамках многопользовательской ИС.

При проектировании и разработке первых двух классов задач обычно используется функционально-модульный или структурный подход, при разработке же многопользовательской ИС, в последнее время все чаще используется объектно-ориентированный подход. Объектно-ориентированный подход может применяться при проектировании всех классов задач, поэтому не следует заведомо ограничивать «область допустимых значений» методики проектирования. Использование новейших методик проектирования и разработки является неотъемлемым условием жизнеспособности ИС в условиях современной технологической революции.



1.2. Примеры тем курсовых проектов

Комментарии:

1. В теме обязательно должна быть отражена проектная задача, которая решается студентом, а именно автоматизация какого-либо участка деятельности компании, т.е. разработка автоматизированной системы (это может быть самостоятельная программа, модуль в рамках комплексной системы автоматизации, сайт и так далее). Для специальности “Информационные системы и технологии” это также может быть разработка программного, аппаратного или программно-аппаратного комплекса, например, разработка устройства сопряжения и соответствующих драйверов.

Также в теме указывается объект, где происходит разработка и внедрение проекта. Если разработка осуществляется для конкретного предприятия или организации, то указывается ее организационно-правовая форма и полное название. Если осуществляется типовая разработка, то указывается общее направление и вид деятельности организации. Например:

  • Автоматизация учета успеваемости в высшем учебном заведении

  • Автоматизация учета успеваемости в средней школе

  • Автоматизация учета пациентов в городской поликлинике

  • Автоматизация учета пациентов в районной больнице

2. Тема курсового проекта должна быть максимально краткой и информативной. Наиболее частыми ошибками при формировании тем являются.

  • Указание дополнительных сведений об организации, для которой осуществлялась разработка, например: "малое предприятие", "завод", "производственное предприятие" и так далее, это лишнее, нужно указать только название компании, включая организационно правовую форму, например: ООО «СферАудит».

  • Отсутствие конкретики в теме, слишком узкая тема или наоборот слишком обширная, примеры таких некорректных тем: "Разработка корпоративной информационной системы ЗАО "Бондарь" (тема слишком обширная, для разработки КИС требуется коллектив в десятки сотрудников и несколько месяцев, а иногда и лет работы), "Автоматизация ведения базы клиентов ООО "Лагуна" (тема слишком узкая, ведение одной базы это задача для лабораторной работы 3-го курса, но не курсового проекта), "Автоматизация работы сотрудника отдела продаж ЗАО "Ристинг" (тема не конкретная, т.к. не понятна автоматизируемая задача), "Автоматизация сводного учета по данным синтетического учета в ООО "Беркли" (тема неоправданно раздута, нет никакой необходимости в детализации поставленной задачи - автоматизации сводного учета, как именно решается задача раскрывается в курсовом проекте).

3. Тема курсового проекта в обязательном порядке согласовывается с научным руководителем. В случае несогласия студент имеет право подать на утверждение тему в собственной редакции, но научный руководитель со своей стороны может указать на несоответствие темы содержанию проекта.



Рекомендуемые темы для курсового проектирования

  1. Автоматизация продажи авиабилетов.

  2. Автоматизация продажи железнодорожных билетов.

  3. Автоматизация продажи театральных билетов.

  4. Автоматизация учета труда и заработной платы.

  5. Автоматизация учета повременной оплаты труда.

  6. Автоматизация учета сдельной оплаты труда.

  7. Автоматизация учета аккордно-премиальной формы оплаты труда.

  8. Автоматизация расчета заработной платы локомотивных бригад.

  9. Автоматизация интегрированной обработки маршрута машиниста.

  10. Автоматизация интегрированной обработки дорожной ведомости.

  11. Автоматизация складского учета.

  12. Автоматизация материально-технического учета.

  13. Автоматизация статистического учета.

  14. Автоматизация оперативно-технического учета.

  15. Автоматизация управленческого учета.

  16. Автоматизация учета основных средств.

  17. Автоматизация расчетов с поставщиками и подрядчиками.

  18. Автоматизация документооборота предприятия.

  19. Автоматизация расчетов с клиентами.

  20. Автоматизация контроля исполнения документов.

  21. Автоматизация учета кассовых операций.

  22. Автоматизация учета банковских операций.

  23. Автоматизация расчетов с подотчетными лицами.

  24. Автоматизация учета операций по расчетному счету.

  25. Автоматизация учета операций по валютному счету.

  26. Автоматизация аналитического учета предприятия.

  27. Автоматизация синтетического учета предприятия.

  28. Автоматизация учета расхода топлива и электроэнергии на производство.

  29. Автоматизация учета капитальных вложений.

  30. Автоматизация учета инвестиций и ценных бумаг.

  31. Автоматизация учета арендованных средств.

  32. Автоматизация учета затрат на производство.

  33. Автоматизация аналитического учета затрат на производство.

  34. Автоматизация учета расхода материалов на производство.

  35. Автоматизация учета выпуска готовой продукции.

  36. Автоматизация обработки обращений в службу технической поддержки.

  37. Автоматизация учета нематериальных активов.

  38. Автоматизация учета кадров.

  39. Автоматизация учета студенческого контингента.

  40. Автоматизация учета контингента учащихся.


1.3. Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем - М.: ИУИТ, 2012 - 300 с.

  2. Коваленко В.В. Проектирование информационных систем, учебник - М.: Форум - 2012, 320 с.


Дополнительная литература:

  1. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. - 2-е изд., испр. и. дополн. – М.: Издательство Диалог-МИФИ, 2007 – 400 с.

  2. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под. ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.

  3. Вендеров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и Статистика, 2006. – 544 с.

  4. Г. Буч, А. Якобсон, Дж. Рамбо UML [пер. с англ. А. Вахитов, Д. Солнышков]. - 2-е изд. – М.: Питер, 2006 – 735 с.

  5. Дубейковкий В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.4 и AllFusion PM – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007 – 384 с.

  6. Дубейковкий В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler 4.1. Где? Зачем? Как? – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007 – 464 с.

  7. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion PM. – 2-е изд., испр. и. дополн. – М.: Издательство Диалог-МИФИ, 2007 – 224 с.

  8. У. Боггс, М. Боггс UML и Rational Rose секреты эффективного проектирования объектно-ориентированных приложений – М.: ЛОРИ, 2004 – 509 с.

  9. Уткин В. Б. Информационные системы в экономике: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / В. Б. Уткин, К. В. Балдин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.

  10. Хомоненко А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / под. Ред. Проф. А. Д. Хомоненко. – 5-е изд., доп. – М.: Бином-Пресс; СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 736 с.

  11. Федотова Д.Э., Семенов Ю.Д., Чижик К.Н. CASE-технологии: Практикум. – М.: Горячая линия - Телеком, 2005 – 160 с.










2. Структура курсового проекта

2.1 Общие положения

Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при проектировании структура курсового проекта такова:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ГЛАВЫ ПРОЕКТА)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ (общим объемом не менее 2 стр. и не более 5 стр.1) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, перечень задач, которые студент планирует решить в ходе курсового проектирования. Также во введении необходимо отразить актуальность выбранной темы, используемые методики, практическую значимость полученных результатов.

Дополнительно может достигаться совершенствование информационной базы, применение новых технических средств сбора, передачи, обработки и выдачи информации.

Во введении необходимо также перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в проекте, выделив вопросы, которые предполагается решить практически. Рекомендуется писать введение по завершении основных глав проекта, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия «желаемого» и «действительного».

Введение кратко раскрывает план выполнения курсового проекта, то что студенту необходимо сделать для автоматизации выбранной задачи.


В ЗАКЛЮЧЕНИИ (общим объемом не менее 2 стр. и не более 4 стр.) рекомендуется определить, какие задачи были решены в ходе курсового проектирования, определить пути внедрения и направления дальнейшего совершенствования разработанной ИС.

Для удобства изложения заключение рекомендуется оформить в виде краткого конспекта по разделам курсового проекта, отразив основные проектные решения, разработанные методики и модели, используемые классификаторы, входные и выходные документы, показатели экономической эффективности и другие существенные показатели.

2.2 Структура глав проекта

  1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия

    1. Характеристика предприятия и его деятельности

    2. Организационная структура управления предприятием

  2. Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов

  3. Информационное обеспечение задачи

    1. Информационная модель и её описание

    2. Используемые классификаторы и системы кодирования

    3. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

    4. Характеристика результатной информации

4. Программное обеспечение задачи

    1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

    2. Характеристика базы данных

    3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

    4. Описание программных модулей

  1. Контрольный пример реализации проекта и его описание


1. Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия.

1.1. Характеристика предприятия и его деятельности