Файл: История медуниверситета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 496

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 2007 года ректор университета профессор Лызиков Анатолий Николаевич.

За время существования университета создан высокопрофессиональный коллектив, способный осуществлять подготовку врачебных кадров на должном уровне, проводить научные исследования, оказывать лечебно-консультативную помощь населению.

Клиническая база университета является одной из лучших в Республике Беларусь, где применяются самые современные медицинские технологии по диагностике и лечению эндокринологических, кардиологических, иммунологических, гематологических, офтальмологических, онкологических заболеваний.

Библиотека университета располагает доступом в INTERNET, богатым книжным фондом, читальными залами с возможностью полноценной подготовки к учебному процессу.

Лечебный факультет образован вместе с созданием университета Основная специальность выпускников факультета — лечебное дело.

На лечебном факультете университета ведется подготовка врачей по специальностям:

хирургические болезни со специализацией в абдоминальной хирургии, детской хирургии, сердечно-сосудистой хирургии, торакальной хирургии, урологии, офтальмологии, оториноларингологии, стоматологии, травматологии, ортопедии, онкологии, анестезиологии-реаниматологии;

внутренние болезни со специализацией в терапии, пульмонологии, фтизиатрии, аллергологии, инфекционных и тропических болезнях, гематологии, эндокринологии, нефрологии, невропатологии, дерматовенерологии, гериатрии, лучевой диагностике и терапии, психиатрии;

акушерство и гинекология со специализацией акушеры-гинекологи, специалисты по медицинской генетике.

В 1996 году в университете впервые в нашей стране было открыто лечебно-диагностическое отделение для подготовки специалистов по клинической лабораторной диагностике. В ноябре 2000 года отделение было преобразовано в лечебно-диагностический факультет, который в 2001 году переименован в соответствии с новым Общегосударственным классификатором специальностей и квалификаций Республики Беларусь в медико-диагностический факультет. Подготовка студентов на факультете проводится по специальности «медико-диагностическое дело», а выпускникам присваивается квалификация «врач».

На медико-диагностическом факультете университета проводится подготовка специалистов диагностического профиля по следующим направлениям: клиническая лабораторная диагностика, функциональная диагностика, лучевая диагностика.

Медико-профилактический факультет был открыт в соответствии с приказом Министерства здравоохранения в 2001 году. Подготовка студентов на данном факультете проводилась по специальности «медико-профилактическое дело», выпускникам присваивалась квалификация «врач-гигиенист», они могут работать на врачебных должностях в санитарно-профилактических учреждениях (врач-гигиенист, врач-эпидемиолог, врач-лаборант Центра гигиены и эпидемиологии, врач-валеолог) и научно-исследовательских лабораториях. С 2007 года прием на данный факультет прекращен.


Факультет довузовской подготовки создан с целью углубления знаний учащейся молодежи, необходимых для успешной сдачи вступительных экзаменов в медицинские вузы, а также для формирования надежной научной познавательной базы, способствующей качественному овладению медицинскими науками.

Обучение проводится на подготовительных курсах и подготовительном (дневном) отделении. Подготовительные курсы действуют в трех формах: длительная (вечерние и заочные), работающие в течение восьми месяцев, и краткосрочные, функционирующие в течение трех недель накануне сдачи вступительных экзаменов.

Факультет подготовки специалистов для зарубежных стран готовит будущих врачей для стран Европы, Азии. На 1-6 курсах факультета обучается иностранные граждане из Ливана, Сирии, Палестины, Египта, Иордании, Непала, Пакистана, Шри-Ланки, Ирина и других стран.

На подготовительном отделении иностранные студенты в течение 10 месяцев изучают русский язык, биологию, химию, физику.

Соответствующий мировым стандартам учебный процесс обеспечивает сочетание глубоких теоретических знаний с фундаментальной практической подготовкой. Специализация способствует повышению качества подготовки, позволяет концентрировать усилия преподавателей на специфических особенностях течения заболеваний, диагностики, лечения больных. При этом учитываются присущие данному региону климатические, этнические, экономические и другие факторы воздействия на заболевания человека.

Отдел последипломного образования осуществляет подготовку научно-педагогических кадров. Подготовка происходит в следующих формах:

обучение врачей-стажеров по педиатрии, терапии, хирургии, акушерству-гинекологии;

обучение отечественных и зарубежных специалистов в клинической ординатуре;

подготовка специалистов в очной и заочной аспирантуре;

повышение квалификации врачей различных специальностей.

Гомельский государственный медицинский университет является важнейшим центром медицинской науки в Республике Беларусь.

Ученые университета принимают участие в выполнении исследований по государственным программам, социальным заказам в области фундаментальных исследований.

Гомельский государственный медицинский университет в полной мере соответствует статусу современного высшего учебного заведения.

11. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Сорокина, Т.С. История медицины. [Текст] / Изд. 4-е, перераб. и доп. / Т.С. Сорокина. — М., 2005. — 584 с.

2. Абраменко, М.Е. и др. Очерки здравоохранения Гомельской области. Учебное пособие/ М.Е.Абраменко Гомель, 2005. 136 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  1. Асветнiкi зямлi Беларускай [Текст]: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П. Пашкоу [i iнш.]. — Мн.: БелЭн, 2001. — 496 с.

  2. Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины [Текст] / В.П. Грицкевич. — Мн.: Наука и техника, 1987. — 272 с.

  3. Крючок, Г Очерки истории медицины Белоруссии. [Текст] / Г.Р. Крючок. — Минск: Беларусь, 1976. — 264 с.






Основная статья: История западноевропейского университета

[править]

Предыстория


Первым высшим учебным заведением в Европе был Константинопольский университет, основанный в 425 году и получивший статус университета в 848 году. Старейший в мире непрерывно действующий вуз — основанный в 859 году в городе Фес, Марокко университет Аль-Карауин[1]. В том же IX веке появился Университет Салерно[2], просуществовавший до 1861 года, а также литературные школы в Велики-Преславе и Охриде[2], основанные болгарским царём Борисом I. [2][3][4][5]

[править]

Ранняя история университетов

Университет в Саламанке, основанный в 1218 г.


В XI в. был открыт Болонский университет, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На базе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет; в 1096 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и, согласно истории, после конфликта профессуры и студентов с жителями Оксфорда в 1209 году, некоторые учёные бежали на север, где основали Кембриджский университет. Кроме Кембриджа в XIII в. был открыт целый ряд университетов: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе[6][7]. В XIV веке появляются университеты: в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д.


Некоторые авторы считают, что распространение университетов в средневековой Европе было связано с Реконкистой в Испании, в результате чего арабские университеты оказались на территории христианских государств, а также завоевания европейцами арабской Сицилии и походов крестоносцев на восток, где они знакомились как с арабской, так и с византийской культурой [8][9]. Ранние университеты Западной Европы пользовались покровительством католической церкви и имели статус школ при кафедральных соборах (как Парижский университет) или Studium Generale (общих школ). Позже университеты создавали короли (Пражский и Краковский университеты) и муниципальные администрации (университеты в Кельне и Эрфурте). На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум).


Первым православным высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Киево-Могилянская академия, датой основания которой считается 1632 год. В Китае учебным заведением, аналогичным университету, считается Академия Ханьлинь, открытая в VIII в.


К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности. До XIX в. в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения. Университеты появились в Китае.


[править]

Организация

Университет в Сиднее, старейший в Австралии)


Хотя каждый университет организован по-своему, большинство университетов имеет попечительский совет, президента, ректора или канцлера, по меньшей мере, одного вице-президента, вице-канцлера или проректора, а также деканов различных подразделений. Обычно университет состоит из нескольких факультетов или департаментов. Система государственных университетов обычно управляется министерством высшего образования, которое решает финансовые вопросы, утверждает изменения в программах обучения и планирует дальнейшее развитие национальной системы высшего образования. Тем не менее, многие государственные университеты мира имеют значительную автономию в сфере финансов, научных исследованиях и в педагогических вопросах. Частные университеты финансируются частными лицами и, в основном, независимы от государства.


Несмотря на политические, экономические и культурные особенности разных стран и регионов внутри одной и той же страны, университеты обычно лидируют в области научных исследований и по уровню образования, по меньшей мере, в своём регионе. Большинство университетов организуют не только преподавание различных дисциплин от естественных наук, архитектуры и медицины до права, общественных или спортивных наук, но и быт своих студентов, в том числе питание, книготорговлю, банковское обслуживание, возможности подработать в свободное от учёбы время и даже бары и дискотеки. Кроме того, в университетах имеются библиотеки, спортивные центры, студенческие объединения, компьютерные классы и лаборатории. Во многих классических университетах имеются также собственные ботанические сады, астрономические обсерватории, бизнес-инкубаторы и университетские клиники. Многие аграрные университеты функционируют как учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят учебно-опытные хозяйства, опытные фермы, станции по производству и переработке растениеводческой продукции и т. д.

[править]

Религиозный/политический контроль университетов


Некоторые университеты контролируются политическими или религиозными лидерами, которые запрещают преподавание одних концепций или дисциплин, либо навязывают преподавание других. Иногда существуют национальные или расовые ограничения для абитуриентов и профессорско-преподавательского состава, а также проводимых в университете исследований.


В СССР и других странах Восточной Европы во второй половине XX века медицинские, технические, экономические факультеты и факультеты искусств часто были отделены от университетов; преподавание по указанным дисциплинам было сосредоточено в особых институтах. Преподавание советской идеологии было обязательным и разделялось на три основных дисциплины: научный коммунизм, марксистско-ленинская философия и политическая экономия советского образца, преподавание которых кроме собственно курсов перечисленных дисциплин было также включено во многие другие курсы, например, по истории или энергетике. Университеты поддерживали на высоком уровне изучение естественных наук, но общественные науки преподавали только с точки зрения марксизма-ленинизма.



Ещё в 1922 г. правительство В. И. Ленина выслало из страны 160 видных учёных на так называемом философском пароходе. Позже часть профессуры и студентов были казнены или посланы в лагеря ГУЛага. Генетика в России середины XX века (с конца 1930-х до середины 1960-х годов) деградировала до лысенковщины. Только после смерти И. В. Сталина университеты получили некоторые академические свободы. Университет советского образца считается одним из примеров политически контролируемого учебного заведения.

[править]

Университеты в Российской империи


Первым университетом на нынешней территории России был основанный в 1544 году Кёнигсбергский университет «Альбертина» в нынешнем Калининграде, старейшим из действовавших на территории СССР — основанный в 1579 году Вильнюсский университет.


В 1724 году был создан и в 1766 году закрыт Академический университет в Санкт-Петербурге (действовал как часть Петербургской Академии наук). Некоторые прослеживают его деятельность и после 1766 года, устанавливая преемственность с открытой на его базе в 1783 году гимназией, педагогическим институтом (1804), главным педагогическим институтом и Петербургским университетом, считая его первым российским университетом.


В 1755 году был создан Московский университет. Декрет о его создании 12 (25) января 1755 года подписала императрица Елизавета Петровна.


В Российской империи кроме Императорского Московского (ныне МГУ) и Императорского Петербургского (ныне СПбГУ) действовали университеты:

Императорский Виленский (основан иезуитами в 1579 году как Академия и университет, с 1773 года работал как Главная школа, с 1803 как Императорский университет, был закрыт после Польского восстания 1830 года вплоть до 1919)

Императорский Дерптский (основан в 1632 году как второй университет Швеции, закрыт после русского завоевания Эстляндии в 1710 году и открыт заново в 1802 году)

Императорский Казанский (1804)

Императорский Харьковский (1804)

Императорский Варшавский (1816, закрыт после Польского восстания 1830 года, возобновил работу в 1862 как «Варшавская главная школа», восстановлен как университет в 1869)

Московское высшее техническое императорское училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) (1830)

Императорский Университет святого Владимира в Киеве (1834)

Императорский Новороссийский (1864)

Императорский Сибирский (Императорский Томский) (1880)

Московское инженерное училище (ныне Московский государственный университет путей сообщения) (1896)

Императорский Николаевский в Саратове (1909)

Ростовский (1915, эвакуированный из-за войны Варшавский университет)

Императорский Пермский (1916)


В университетах, как правило, было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.

[править]

Университеты в СССР


В 1917—1980 годах были созданы:

[править]