Файл: Вещное право как подотрасль гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Право оперативного пользования и сервитут

Право оперативного управления в соответствии - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Субъектами данного права могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и финансируемые собственниками учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям. Собственник-учредитель создает субъектов права оперативного управления, определяя объем их правоспособности, утверждая их учредительные документы и назначая их руководителей. Собственник может также реорганизовать или ликвидировать созданные им учреждения (или казенные предприятия) без их согласия.

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной .Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организации, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».[3]

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия, так и учреждения. При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.


Порядок распределения и использования доходов (прибыли) казенного предприятия определяется в уставе предприятия. При этом распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование, закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ.

Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.

Казенное предприятие может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие именуется федеральным казенным предприятием. Казенное предприятие может быть образовано и в иных случаях. Представляется также, что казенное предприятие может быть создано на базе не только федеральной собственности, но и собственности, принадлежащей субъектам федерации, либо муниципальной собственности.

Что же касается учреждений как носителей права оперативного управления, то они могут быть созданы на базе не только государственной и муниципальной собственности, но и всех иных допускаемых в Российской Федерации форм собственности.

Следует различать право оперативного управления, признаваемое за казенным предприятием и за финансируемым собственником учреждением. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, по общему правилу, лишь с предварительного согласия собственника (Российской Федерации в лице Мингосимущества), что свидетельствует о его весьма ограниченных возможностях самостоятельного участия в гражданском обороте. Оно не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия.

По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.


Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе, когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами, то есть с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в “самостоятельное распоряжение” учреждения и учитываются им на отдельном балансе. Данное правило закона обусловлено широко встречающимися в практике недостатками финансирования собственниками, прежде всего публичными, всех необходимых потребностей созданных ими учреждений. Этим и вызвана необходимость более широкого участия учреждений - несобственников в имущественном обороте в роли, весьма близкой к роли унитарных предприятий. В связи с реализацией указанной возможности учреждение получает два вида имущества, закрепленных за ним на разном правовом режиме и даже по-разному оформленных. Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника по смете, находится у него на праве оперативного управления. Другая часть, “заработанная” самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, поступает в его “самостоятельное распоряжение”, которое, по сути, является правом хозяйственного ведения.

Ограниченное право пользования чужой вещью (в дореволюционной русской правовой терминологии - право участия частного). Сервитуты традиционно делятся на личные, публичные и предиальные. Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальные - установленные в пользу собственника (пользователя) четко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя. Если сервитут устанавливается в интересах неопределенного круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом. Наиболее распространенным видом предиального сервитута является право пользования чужим земельным участком - так называемый земельный сервитут.


Сервитуты могут быть срочными и бессрочными, платными и бесплатными. Исчерпывающего перечня сервитутов законодательство, как правило, не вмещает, позволяя устанавливать любые сервитуты, которые отвечают признакам сервитутного права и не противоречат нормам закона.

Среди вещных сервитутов различают:

-сельские (земельные) - право прохода, проезда, прогона скота, устройства водопровода, водопоя скота, черпания воды на соседнем участке;

-городские - право пристроить к стене соседа, опереть балку на стену соседа, перекинуть балкон и другие выступы в чужое пространство, направлять сток дождевой воды или провести клоаку через чужой участок.

Каждая разновидность сельского и городского сервитута имела индивидуальную правовую регламентацию. Но они обладали и общим-бессрочностью, были обременением самой земли и вместе с ней переходили к новому собственнику. Вещный сервитут устанавливался в отношении не конкретного лица, а конкретной вещи, поэтому смена собственника данной вещи не приводила к прекращению действия сервитута.

Личный сервитут-это право пользования вещью определенным лицом, то есть подобный сервитут, устанавливается в отношение конкретного лица и прекращается с его смертью. Из личных сервитутов можно выделить узуфрукт, узус, право проживания в чужом доме, право пользования чужим рабом или животным.

Узуфрукт-право пользования чужой вещью и получения от неё плодов с сохранением целостной субстанции. Примером узуфрукта может быть земельный участок, сад или огород. Получивший право узуфрукта (узуфруктарий) мог всесторонне пользоваться вещью, распоряжаться её плодами, но при условии сохранения самой вещи. Узус-другой личный сервитут – давал право пользоваться вещью, но без получения плодов. Узуарий не пользуется вещью как источник дохода. Можно ещё отметит такие личные сервитуты, как право проживания в чужом в чужом доме, когда, например, наследодатель предоставлял старой служанке право пожизненного пользования комнатой в доме и право пользования чужим рабочим или животным.[4]

Заключение

Гражданское право регулирует имущественные отношения между различными субъектами оборота. Эти имущественные права могут иметь разное содержание, могут возникать по различным основаниям. В зависимости от указанных обстоятельств, все имущественные права подразделяются на вещные и обязательственные (или личные, как было принято обозначать их в римском праве).


Вещное право в объективном смысле можно определить как совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность вещи отдельным лицами. С точки зрения раскрытия их содержания, вещные права традиционно определяются как такие права, которые предоставляют субъекту непосредственное господство, непосредственную власть над вещью.

Обязательственные права, в отличие от вещных, предоставляют субъекту не власть над вещью, а право требования, иными словами, власть над действиями другого лица.

Вещные права отличаются от обязательственных особой устойчивостью, так как они создаются в расчете на длительное, бессрочное существование, тогда как обязательственные права создаются с целью приобретения права, что автоматически влечет прекращение обязательственного права. Иными словами: вещные права создаются, чтобы жить; обязательственные, чтобы прекратить свою жизнь.

В связи с этим для вещных прав характерно так называемое право следования, выражаемое афоризмами: вещное право следует за вещью или - перемена собственника вещи не уничтожает вещных прав на нее (например, продажа заложенной вещи не прекращает права залогодержателя, но обращает его против приобретателя вещи; продажа участка, обремененного реальным сервитутом, означает переход обременения на нового хозяина). Для обязательственных прав характерно то, что они следуют за лицом, а не за вещью.

Наконец, защита вещных прав характеризуется абсолютностью, то есть направленностью против любого и каждого, кто посягнет на вторжения в эти права; в противоположность этому, защита обязательственных прав носит относительный характер, так как может быть направлена только против конкретного лица, связанного обязательством с тем, кто эту защиту применяет.

Библиография

  1. Ахметьянова, З.А.Вещное право [Текст]: учебник/З.А.Ахметьянова. - М.: Статус,2011. – 359с.ISBN 978-5-8354-0745-3.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов/М.В.Баглай. – М: Норма,2012. – 784 с. ISBN 978-5-468-00078-6.
  3. Витрянский, В.В.Гражданское право: В2 томах [Текст]:Учебник. Том 2-М.: Норма,2011.-704с.ISBN 978-5-8567-1476-5.
  4. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права [Текст] учебник для вузов/М.Ф. Владимирский-Буданов. – Ростов: Феникс,2011. – 640с.ISBN 978-4-6785-1754-4.
  5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Ответсвенный редактор О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2011. –650с.ISBN 978-5-5579-0241-5.
  6. Копылов, А.В. Вещные права на землю [Текст]: учебное пособие/А.В.Копылов. – М.:Статус,2011. – 255с.ISBN 978-3-7867-2787-3.
  7. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Эксмо,2011. – 486 с. ISBN 978-5-699-41613-8.
  8. Муромцев,С.А.Гражданское право Древнего Рима [Текст] учебник для вузов/С.А.Муромцев. – М.:Статус,2011. – 684с.ISBN 978-5-394-6701-4.
  9. Орфографический словарь русского языка [Текст]: составители Л.Н. Чельцова, Б.Е. Букчина. – АСТ-Пресс,2011. – 512 с. ISBN 978-5-462-00736-1.
  10. Права человека [Текст]: / Под ред. А.Н. Головистинова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эксмо,2011. – 322 с. ISBN 078-5-699-15554-7.
  11. Суханов,Е.А.Понятия и виды ограниченных вещных прав [Текст] Учебник для вузов/Е.А.Суханов. – М.:Статус,2011. – 245с. ISBN978-4-7655-3456-5-
  12. Щенникова,Л.В. Вещное право[Текст]: учебное пособие для вузов/Л.В.Щенникова. – М.:Юрист,2011. – 190с. ISBN 978-4-9874-4377-4.