Файл: Сравнительная характеристика валютной системы России и зарубежных стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • заставить европейскую экономику работать более эффективно. Валютный союз, как всякий любой другой элемент интеграции, - это элемент, заставляющий работать или включаться механизм естественного отбора.[23,c.8]
  • упрочить позиции ЕС в мире в условиях изменившейся геополитической ситуации. [12,c.76]
  • повысить степень интернационализации европейской валюты. Проще говоря, то сделать единую европейскую валюту гораздо более сильной, чем были до этого отдельные валюты европейских стран, включая немецкую марку.[30,c.5] Значительно расширить пространство, на котором будет оперировать единая европейская валюта, улучшить механизм курсообразования, и позволить Европейскому Союзу активно участвовать в предстоящей реформе международной валютной системы. То, что такая реформа нужна, совершенно ясно уже всем, включая неспециалистов. Об этом свидетельствовала серия региональных валютно-финансовых кризисов.[37,c.7]

Для того, чтобы граждане ЕС приняли идею, европейская элита и политики совершенно правильно рационализировали процесс. Они придумали те сегодняшние или завтрашние выгоды, который европейский гражданин получит якобы от введения единой европейской валюты.[18,c.8] И во всех официальных документах написано, что европейская валюта вводится, чтобы экономить на издержках обращения, то есть конверсионных издержках. Для того чтобы понизить процентные ставки и тогда граждане будут меньше платить по ипотечным платежам. Уменьшить инфляцию и даже сократить безработицу, хотя специалистам неизвестно никакая связь между единой валютой и безработицей. Таким образом, граждане приняли эту идею, проголосовали «за». Хотя на самом деле решение о валютном союзе принималось в ситуации высокой степени неясности, и просчитать реальные издержки от этой программы невозможно сейчас и тем более, невозможно сказать, как они будут сказываться в будущем. Но шаг сделан, потому что этого требовали стратегические задачи Европейского Союза[28],c.4.

Можно выделить три основных фактора, которые дают валюте возможность стать широко используемой в мире:

  1. объем самой экономики той страны, которая эмитирует данную валюту. Совершенно ясно, какими бы не были замечательными финансы Люксембурга, люксембургский франк никогда не станет широко используемой мировой валютой. [23,c.7]
  2. степень участия страны в международном разделении труда в мировой торговле. Страна, которая хорошо себя чувствует, но при этом не участвует в мировой торговле, тоже не может претендовать на то, чтобы ее валюта стала международной. [34,c.11]
  3. степень развития финансовых рынков. Для того чтобы иностранные инвесторы могли использовать данную валюту, им нужно предоставить возможность не только класть ее на свои счета, но и иметь возможность вкладывать в финансовые инструменты, имитированные в данной валюте. То есть в акции, облигации и другие инструменты финансового рынка. Теперь необходимо рассмотреть, как по этим трем показателям смотрятся позиции США и Европы[10,c.5].

С начала 2009 года к ноябрю евро вырос с $1,3 до $1,5. В такие моменты частных инвесторов охватывает острое желание немедленно купить евро. Как правило, это происходит тогда, когда кросс-курсы достигают экстремальных значений. С ноября 2009 года евро вновь подешевел с $1,5 до $1,30 — на 15%. Доллар США — это не просто мировая резервная валюта. [33,c.8]

Ее доминирующая роль отражает позицию экономики США в мире. Относительный размер американской экономики остается стабильным с 1960-х годов и составляет 30% от мирового ВВП. С точки зрения финансовых рынков лидерство США еще более очевидно. Рыночная капитализация американского рынка составляет 57% отобщемировой, рынок облигаций занимает соответственно 39% общемирового объема. Глобальный монетарный стандарт в мире один — доллар. [33,c.7]И что бы ни говорили политики с трибун, этот факт не изменится еще очень долго в силу объективных причин.

Ну и, наконец, евро. Эта валюта породила огромное количество проблем, которые грозят обернуться затяжным экономическим спадом для стран еврозоны или закончиться валютным кризисом. К тому же за последние 10 лет евро стал полновесной резервной валютой. Доля евро в общемировых валютных резервах составляет 28%. Так просто отказаться от евро невозможно, как и от доллара. [23,c.7]

Период нестабильности на валютном рынке — это новая реальность, в рамках которой придется жить в ближайшие годы. Колебания валют могут быть резкими. В ситуации, когда ставки низки и эффект от их изменения незначителен, курсы валют стали инструментом регулирования экономики[12,c.56].

1.2. Влияние Европейской валютной системы на развитие Евразийского экономического союза

Валютно-финансовое сотрудничество в рамках ЕАЭС в последнее время развивалось по следующим направлениям:

  • осуществлялась поэтапная либерализация национальных валютных систем. Соответствующие мероприятия были направлены, в частности, на обеспечение внутренней конвертируемости национальных валют, отмену ограничений на использование валют других государств по текущим платежам, введение единого обменного курса по текущим операциям платежного баланса, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмену ограничений на ввоз и вывоз национальных валют уполномоченными банками; [42,c.7]
  • заключены двусторонние соглашения о взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, а также соглашения об устранении двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов;
  • созданы национальные валютные рынки, на которых курсы национальных валют формируются на основе спроса и предложения; [12,c.9]
  • функционирует Совет руководителей центральных (национальных) банков государств-участников;[-23,c.7]
  • согласован План гармонизации банковского законодательства. [12,c.7]

Вместе с тем ЕАЭС еще не в полной мере реализует свой интеграционный потенциал. Факторы, препятствующие интенсивному развитию Союза, являются, по преимуществу, макроэкономическими. К ним относятся недостаточный уровень экономического развития производственной специализации и кооперации, структурные диспропорции, разные темпы проведения рыночных реформ. [15,c.51]

Принимая во внимание накопленный в мире опыт, страны ЕАЭС должны исходить из актуальности разработки механизмов сотрудничества на формируемом финансовом пространстве ЕАЭС и учитывать закономерности процессов валютной интеграции. Общей закономерностью интеграционных процессов в валютной сфере является поэтапность и последовательность в продвижении к наиболее высокой стадии интеграции и формирование валютного союза. [19,c.44]

Успешное осуществление интеграционных процессов обусловлено при этом соблюдением баланса между мерами рыночного и государственного регулирования.

Согласованная валютная политика предполагает сглаживание чрезмерных колебаний курсов национальных валют, минимизацию валютных рисков, повышение ликвидности валютного рынка. Проведение согласованной валютной политики создает дополнительные возможности реализовывать на практике долгосрочные стратегии торгово-экономического сотрудничества. [23,c.65]

Практическим результатом для развития экономической и валютной интеграции в регионе является возможность использования опыта Евросоюза.

В отличии от ЕАЭС, институты ЕС выполняют как конфедеративные, межправительственные, так и федеративные, наднациональные функции. Постановления этих органов имеют прямое действие, а также преимущество перед национальными законами. В результате процессов глобализации размываются границы, в которых развивались национальные хозяйства и обращались национальные валюты. Валюты многих государств мира в настоящее время вынуждены конкурировать с более сильными иностранными валютами не только на внешних рынках, но и во внутреннем обороте. [33,c.77]

К основным принципам интеграционного сотрудничества в валютной сфере Европейского Союза относятся:

  • принцип равноправия субъектов;
  • принцип эффективности, основанный на том, что совместные усилия предпринимаются лишь там, где они дают лучший результат; [12,c.87]
  • принцип действия наднационального права, в соответствии с которым государства отказываются от части суверенитета в обмен на принцип единогласия при принятии обязательных для всех решений;
  • принцип построения диалога, как основа достижения компромисса с другими общественными организациями, местными органами власти и т.д.;
  • принцип независимости органов, выражающих общие интересы;
  • принцип создания общего бюджета. [23,c.71]

Необходимо отметить, что процессы валютной интеграции являются сложными и противоречивыми, а основными угрозами для развития национальной экономики в условиях валютной интеграции являются частичная потеря национального суверенитета. В одном случае это является платой за более устойчивую общую валюту, более весомую на мировом валютном рынке, в других случаях - это ситуация, которую можно смягчить участием каждой страны в наднациональной системе регулирования валютного союза. [32,c.65]

Региональная валютная интеграция, как стадия региональной экономической интеграции - это объединение двух и более государств в региональные интеграционные группировки с введением новой единой валюты, координацией денежно-кредитной и валютной политики и созданием наднациональных механизмов валютного регулирования.

При существовании разнообразных форм валютной интеграции, а также различных стадий процесса сближения государств, на которых находятся в настоящее время интегрированные экономические сообщества, существуют общие типовые факторы для страны, вступающей в тот или иной экономический союз.

Создание единой денежной системы сделало Европейский валютный союз крупнейшим в мире единым рынком, который сейчас совершенствует собственную инфраструктуру и в результате этого стал второй в мире значимой экономической системой. В свою очередь, создание единой валюты предусматривало более глубокое вмешательство во внутренние дела, чем существование обычного экономического союза, и отказ от национального суверенитета в этой сфере. Поэтому можно предположить, что при вступлении в валютный союз страны должны принимать во внимание потенциальные экономические и политические выгоды валютного союза, которые можно разделить на пять аспектов: влияние на эффективность и рост экономики; влияние на занятость; влияние на стабильность цен; влияние на государственные финансы; внешнеэкономические и международные последствия. [21,c.88]

Несмотря на существующие в настоящее время проблемы и трудности, с которыми приходится сталкиваться ЕС, экономический и валютный союз в конечном итоге позволяет усилить объединенный экономический потенциал и на практике доказывает целесообразность и эффективность валютной интеграции. В то же время, оценка пользы валютного союза с единой валютой вовсе не так однозначна: есть свои положительные и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать странам при выборе именно такой формы интеграции. [35,c.81]


Вторая группа проблем связана с выявлением благоприятных и неблагоприятных экзогенных и эндогенных факторов влияния на формирование интегрированного валютного рынка в рамках ЕАЭС.

Выводы:

Следует отметить, что у ЕАЭС в планах обширные программы мероприятий, учитывающие международный опыт по решению задач обеспечения свободного движения капитала, организации обмена информацией, регулирования и развития валютного рынка, создания и внедрения валютной политики и т. д. [7]. Но эти задачи не подразумевают создания единой валюты, а лишь содержат ориентиры, позволяющие сделать первый шаг к валютному союзу. До формирования единого финансового рынка в 2025 г. в Евразийской экономической комиссии не видят смысла в переходе на единую валюту.

Таким образом, на данный момент странам ЕАЭС следует изучить и использовать опыт применения валютных и расчетно-платежных механизмов других интеграционных объединений. Необходимо определить, учитывая интерес стран сообщества, целесообразность создания единой валюты в ЕАЭС на текущий момент. Только после создания надежной экономической платформы можно переходить к этапу формирования единого валютного пространства.

Глава 2. Валютная система и валютный рынок России

2.1. Общая характеристика валютной системы России

В июне 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В октябре 1992 г. был принят российский Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Двумя годами раньше, 2 декабря 1990 г., были приняты Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». В России начался процесс формирования национальной валютной системы. Организационно это выразилось во вступлении в МВФ, юридически с принятием валютного закона и других нормативных актов были закреплены основные элементы российской НВС и институционально указанные законы закрепили за ЦБ РФ и уполномоченными коммерческими банками статус ведущего органа и агентов валютного контроля. [12,c.87]

Рассмотрим основные элементы современной НВС России.

1. Основой валютной системы является российский рубль (в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты. Российский рубль был введен в обращение в 1993 г., заменив советский рубль, находившийся в обращении с 1922 г. [28,c.9]