Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Определение сущности и условий создания международных экономических организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты функционирования международных финансово-кредитных институтов

1.1. Определение сущности и условий создания международных экономических организаций

1.2. Основные цели и функции международных финансово-кредитных организаций и учреждений

Глава 2. Анализ участия России в международных финансово-кредитных институтах в современных условиях

2.1. Оценка деятельности Российской Федерации в МВФ

2.2. Характеристика участия России в Мировом Банке

Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества международных организаций с Российской Федерацией

3.1. Проблемы взаимодействия России и международных финансово-кредитных институтов на современном этапе

3.2. Перспективы развития сотрудничества между РФ и международными финансово-кредитными институтами

Заключение

Список использованной литературы

2.2. Характеристика участия России в Мировом Банке

Россия стала членом Всемирного банка (МБРР и Международной ассоциации развития) в июне 1992 г. В декабре того же года Россия присоединилась к Многостороннему агентству по инвестиционным гарантиям (МИГА), а годом позднее – к Международной финансовой корпорации (МФК). Все четыре организации входят в группу Всемирного банка, целью которой является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.

МБРР является ключевой структурой группы Всемирного банка. Цель организации состоит в предоставлении финансовых ресурсов, а также технической и консультационной поддержки развивающимся странам, преимущественно со среднем уровнем дохода.

С момента присоединения России к МБРР, банк одобрил для страны 71 заем общей стоимостью 14,35 млрд долл.[21] В связи с введением экономических санкций против России, МБРР прекратил выделение финансирования в 2014 г.

Наибольшая доля финансирования пришлась на первые годы членства России в МБРР. Доля заимствований, полученных Россией от Банка в период с 1992 по 1999 г., составляет 87% от общего объема привлеченного страной финансирования от МБРР за весь период ее членства в организации.

В структуре заимствований, привлеченных Россией от МБРР, преобладают займы на реализацию проектов в области федерального и государственного управления – на них приходится более 50% от общего объема финансирования (рис. 4).

Рис. 4. Структура заимствований, привлеченных Россией от МБРР

Источник: Всемирный банк

На этапе реализации в настоящий момент находятся десять проектов, стоимость которых составляет 697,1 млн долл. Весь объем финансирования осуществляется в форме инвестиционных займов. Средний срок проекта составляет 6,26 лет.

Еще 10 проектов стоимостью 1547,9 млн долл. находятся на этапе рассмотрения. Из них 6 проектов на сумму 885,2 млн долл. находятся в высокой степени готовности и ожидают рассмотрения и одобрения совета директоров МБРР. В связи с событиями на Украине и призывом стран «Большой семерки» не поддерживать деятельность МБРР в России одобрение данных проектов советом директоров банка задерживается. Еще по трем проектам работа была полностью приостановлена[22].

В 2011 г. была принята Стратегия партнерства Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой корпорации и многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям с Российской Федерацией на 2012-2016 гг.[23] Стратегия предусматривает оказание содействия России группой Всемирного банка в следующих областях:


  • ускорение роста и диверсификации экономики;
  • развитие человеческого капитала за счет повышения уровня квалификации рабочей силы и укрепления системы социального обеспечения;
  • повышение глобальной и региональной роли России;
  • повышение качества и прозрачности государственного управления.

В 2015 г. Всемирным банком была разработана новая стратегия партнерства с Россией, однако в результате введения санкций она не была вынесена на рассмотрение совета директоров.

Помимо финансового содействия, МБРР оказывает России аналитическую и консультационную поддержку, включая проведение экономических и отраслевых исследований и оказание технического содействия. Целью консультационных и аналитических услуг является повышение эффективности системы общественных финансов и государственного управления, улучшение инвестиционного климата в стране и отдельных регионах, повышение качества предоставляемых государством социальных услуг и пр. Оказание Всемирным банком консультационных услуг происходит и на возмездной основе. Особое значение такие услуги представляют для субъектов Российской Федерации. В частности, правительства более 30 российских регионов заключили со Всемирным банком по крайней мере одно соглашение об оказании консультационных услуг на возмездной основе. Среди примеров получения Россией таких услуг можно привести консультационную поддержку Всемирного банка модернизации аэропорта «Пулково» в городе Санкт-Петербург.

На сегодняшний день основной проблемой во взаимодействии России и Группы Всемирного банка остается действие антироссийских санкций, в результате которых была ограничена или полностью приостановлена деятельность отдельных структур группы на территории страны.

Кроме этого, как и в случае с МВФ, Россия при поддержке других стран группы БРИКС выступает за проведение реформы Всемирного банка. Основными направлениями такого реформирования, по мнению стран БРИКС, должны стать придание более демократичного характера структурам управления банка, расширение его финансовых возможностей, дальнейший пересмотр структуры акционерного капитала[24].


Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества международных организаций с Российской Федерацией

3.1. Проблемы взаимодействия России и международных финансово-кредитных институтов на современном этапе

Россия в международной финансовой системе является участником ЕБРР, МВФ, МБРР, МАГИ, Международного банка экономического сотрудничества, Международной ассоциации развития, Международной финансовой корпорации других наиболее важных мировых организаций.

В то же время для России в системе международных финансовых отношений существуют и недоступные кредитные организации. Это Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Европейский инвестиционный банк, который считается наиболее крупным мировым банком развития.

При взаимодействии с РФ международные организации руководствуются стандартной логикой финансовых учреждений. Особое внимание в таких отношениях международные финансовые организации уделяют задачам конкретного проекта и условиям, на которых выделяются ресурсы. Из всех организаций, с которыми взаимодействует Россия в системе международных финансово-экономических отношений, только Международный Валютный Фонд и в некоторой степени МБРР учитывают экономическую ситуацию РФ, а, следовательно, при выделении финансовых ресурсов учитывают политику российского правительства в области развития экономики.

Стоимость выделяемых РФ международными финансовыми организациями кредитов обычно выгодно отличается от реальной рыночной цены. Это обеспечивается выгодными условиями предоставления траншей, включая сроки и размеры финансирования. Получить подобные условия при взаимодействии с другими финансовыми источниками практически невозможно.

Как уже отмечалось выше, членство в международных финансовых организациях является платным. При этом необходимо не только вносить определенные суммы взносов, но строго следовать существующим правилам и рекомендациям каждой организации (особенно в области технического взаимодействия, инвестиций и гарантий).

У РФ существуют достаточно высокие финансовые обязательства перед международными организациями. Наиболее внушительные они перед Международным Валютным Фондом (примерно, 8 млрд. долл.), МБРР (5,4 млрд. долл.) и ЕБРР (примерно 0,8 млрд. долл.).


Россия в системе международных финансово-экономических отношений имеет умеренное влияние, которое определяется процентной частью в уставных капиталах международных организаций. В уставном фонде ЕБРР это 4%, в Международном Банке реконструкции и развития – 2,99%, а в МВФ – 2,79%. В тех же организациях, где у РФ есть существенное влияние (например, МГБ или МВЭС), по некоторым причинам заимствование не производится.

По итогам исполнения бюджета РФ за 2017 год, на международные отношения и международное сотрудничество было потрачено 298,4 миллиарда рублей. Для сравнения: финансирование госпрограммы «Охрана окружающей среды» составило за тот же период 31,4 миллиарда рублей, а госпрограммы «Развитие культуры и туризма» – 94,5 миллиарда. Причем если дефицит бюджета в целом составил 2,4% ВВП, а какие-то статьи расходов пришлось урезать, то на международном сотрудничестве экономить не стали: исполнение к бюджетному закону составило 140%.

Некоторые финансовые институты такие, как БМР или ЕБРР на протяжении длительного времени предоставляют России бесплатную помощь технического характера. Такое содействие было особенно ощутимым в первые годы после развала СССР. Для оказания технической помощи ЕБРР, кроме собственных ресурсов, привлекал пожертвования других государств.

Являясь бенефициаром стран-доноров, РФ выступает также и в качестве международного донора. Так, для вступления в Международную Ассоциацию Развития Росси предоставила обязательство, предполагающее выделение финансов в размере около $130 млн. РФ при взаимодействии с международными финансовыми институтами в рамках технической помощи государствам СНГ также несет часть финансовых обязательств.

Принимая участие в Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC), наше государство также выполняет весомую роль, являясь наиболее важным донором, если учитывать объемы ВВП. Следует отметить, что по этому критерию РФ находится на 1 месте среди всех стран мира. Если же учитывать абсолютный объем списания задолженностей беднейшим странам, то Россия уступает лишь Японии и Франции.

3.2. Перспективы развития сотрудничества между РФ и международными финансово-кредитными институтами


Кроме непосредственного членства в большинстве международных финансовых организаций РФ сотрудничает с некоторыми институтами на условиях соглашений. Для всех направлений взаимодействия характерны определенные функции сотрудничества. Так, Международный Валютный Фонд выделяет ресурсы для улучшения платежного баланса, МБРР предоставляет финансы по гарантии государства для экономических преобразований, ЕБРР направляет средства на инвестиционную деятельность, а для интеграционных проектов предоставляют займы такие банки, как МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ.

Существующий уровень взаимодействий России в системе международных финансовых отношений обусловлен историко-экономическими факторами. Система принципов таких взаимодействий имеет три основных составляющих:

Во-первых, принципы глобального характера. Они определяют стратегические цели и задачи международных организаций, а также кредитные взаимоотношения с государствами участниками.

Во-вторых, стратегии национального характера. Они определяют наполнение программ и условия сотрудничества с международными финансовыми институтами.

В-третьих, интересы социального и частного характера. Страны вступают в международные финансовые организации в нескольких ипостасях: как кредитополучатели; как участники управления; как главные акционеры, которые стремятся увеличить свое влияние на целевое использование займов, которые, к примеру, выделяются РФ, и рассматривают займы, как прибыльные инструменты.

Заключение

Подводя итоги и отвечая на поставленные в работе задачи, можно сделать следующие основные выводы.

1. В первой главе нами были рассмотрены общие положения международного законодательства по вопросам международных организаций. Были подробно изучены общие положения, определения, виды, характерные черты международных организаций. Так, международная организация – это объединение государств: 1) которое создано согласно международному праву и на основании международного договора для того, чтобы осуществлять сотрудничество политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой, а также иных областях; 2) которое имеет систему органов, права и обязанности, независимую точку зрения, объем которой определяется волей государств-участников; 3) автономный статус и соответствующие функции.

Также было отмечено, что международные организации представляют собой субъект международного права. Этот статус был подтвержден и закреплен в Консультативном заключении Международного Суда ООН, в Венской конвенции от 1975 и 1986 года, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах объединенных наций и многих других документах.