Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Определение сущности и условий создания международных экономических организаций).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Определение сущности и условий создания международных экономических организаций
1.2. Основные цели и функции международных финансово-кредитных организаций и учреждений
Глава 2. Анализ участия России в международных финансово-кредитных институтах в современных условиях
2.1. Оценка деятельности Российской Федерации в МВФ
2.2. Характеристика участия России в Мировом Банке
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества международных организаций с Российской Федерацией
3.2. Перспективы развития сотрудничества между РФ и международными финансово-кредитными институтами
Введение
В условиях растущей взаимозависимости экономик, развертывания глобализационных процессов и обострения межгосударственных проблем возникает необходимость разработки новых механизмов мирохозяйственного регулирования, реализуемых через усиление значения международных экономических организаций, в число которых входит Всемирный банк и МВФ.
Решение современных экономических проблем, обусловленных, прежде всего, отсутствием структурных реформ, предусматривает интеграцию стран в мировое экономическое пространство, которая должна рассматриваться как инструмент дальнейшей трансформации государства и построения рыночной экономики на основе частной собственности и верховенства права.
Международные финансовые организации являются одним из важнейших звеньев мировой экономики и весомым источником финансовых ресурсов, необходимых странам для дальнейшего развития. Обеспечение максимальной эффективности взаимоотношений страны с Всемирным банком для целенаправленного социально-экономического развития требует тщательного анализа взаимодействия с этой структурой и пересмотра принципов, форм и методов сотрудничества на будущее с учетом преимуществ и недостатков, взвешенная оценка которых станет основой разработки новой стратегии сотрудничества на основе системного подхода.
Международные валютно-финансовые и кредитные межправительственные организации занимают особое место в системе структур, оказывающих влияние на мировую экономику и на международные хозяйственные связи.История взаимоотношений России с ключевыми международными финансовыми институтами, прежде всего Международным валютным фондом (МВФ) и Группой Всемирного банка, является относительно недолгой. Несмотря на присутствие представителей СССР на Бреттон-Вудской конференции и их активное участие в разработке соглашений, результатами которых стало создание МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), страна – уже в лице Российской Федерации – стала членом организаций лишь в 1992 г. С тех пор характер взаимоотношений России и МФИ претерпел существенные изменения, чему способствовал целый ряд факторов. К ключевым из них можно отнести:
- улучшение финансово-экономического положения России в начале 2000-х гг.;
- переосмысление мировым сообществом роли МФИ и осознание необходимости реформирования мировой финансовой архитектуры;
- изменение баланса сил в мировой экономике в пользу стран с формирующимися рынками, в первую очередь группы БРИКС;
- усиление в мире процесса регионализации, сопровождающегося формированием региональных финансовых институтов;
- нарастание геополитической напряженности в результате событий на Украине и введение санкций против России.
Для Российской Федерации некоторые международные экономические организации сыграли исключительную роль, содействовали стабилизации и становлению национальной экономики, определили направленность и географию внешнеэкономических связей. Вместе с тем, на этапе сложившейся национальной рыночной экономики, на наш взгляд, требуется проведение конструктивного анализа места и роли международных организаций для страны, применения новых подходов для повышения эффективности сотрудничества.
Необходимость всестороннего анализа деятельности Российской Федерации в международных валютно-финансовых организациях под углом зрения повышения эффективности внешнеэкономической стратегии государства, обусловили актуальность выбранной темы работы.
Объектом исследования являются ведущие международные валютно-финансовые организации.
Предметом исследования выступают отношения деятельности России и международных валютно-финансовых организаций.
Цель работы состоит в осуществлении комплексного анализа сотрудничества России и международных финансово-кредитных институтов.
В соответствии с заданной целью потребовалось решение задач:
1) рассмотреть определение сущности и условий создания международных экономических организаций;
2) показать основные цели и функции международных валютно-финансовых организаций и учреждений;
3) оценить деятельность Российской Федерации в МВФ;
4) охарактеризовать участие России в Мировом Банке;
6) определить проблемы взаимодействия России и международных финансово-кредитных организаций на современном этапе;
7) выявить перспективы развития сотрудничества между РФ и международными финансово-кредитными организациями.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современной экономической теории, нормативно-правовые акты. При работе использовались научная литература, публикации в периодической печати по исследуемой тематике, материалы научно-практических конференций, соответствующие нормативно-методические материалы.
При решении поставленных в работе задач использовались различные методы и приемы экономического анализа: сравнения, группировок, обобщений, динамических сопоставлений, детализации, а также системный подход, метод научной абстракции, графического отображения.
Информационной базой исследования послужили материалы ВБ и МВФ, а также статистические данные Госкомстата РФ, МЭР РФ, ФТС.
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Определение сущности и условий создания международных экономических организаций
В широком смысле термин «международная организация» охватывает не только организации, членами которых являются государства, а также международные неправительственные организации и даже промышленные и коммерческие картели. Категория «Международная организация» чаще всего применяется именно в смысле «межправительственная организация»[1].
Согласно резолюции ЭКОСОС 288 (Х) от 27 февраля 1950 года «любая международная организация, которая была создана согласно международного соглашения, должно рассматриваться как неправительственная организация».
Это положение было закреплено с целью уточнения правил, касающихся консультативного статуса неправительственных общественных организаций. Конвенция ООН по Морскому праву от 10 декабря 1982 года закрепила такое определение межправительственных организаций: «международная организация означает межправительственную организацию, образованную государствами».
А.А. Данельян определил международные организации как основанные международным договором организации, призванные на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными им полномочиями[2].
В.В. Фитузов предложил более широкое определение понятия в соответствии с которым международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов[3].
Следует отдельно отметить, что международные организации являются органами сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера.
Международные экономические организации – совокупность международных межправительственных и неправительственных учреждений и организаций, созданных для налаживания и развития экономического и политического сотрудничества, регулирования мирохозяйственных связей, стабильного развития мировой экономики на основе свободного движения капиталов и соблюдения принципов международного права[4].
Международный суд ООН неоднократно подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что дало бы оснований рассматривать их как нечто подобное сверхдержавы. Организация имеет только ту компетенцию, которой ее наделили государства.
Международные экономические организации имеют различную правовую природу и являются разными по членскому составу. От универсальных организаций, занимающихся вопросами мирового значения как поддержание мира и развитие, до организаций, занимающихся режимом судоходства на международных водоёмах или осуществляют контроль китобойного промысла.
Международный характер организации не зависит от того, такая организация является открытой или закрытой, общей или специализированной, универсальной или региональной.
В то же время международная организация должна соответствовать определенным минимальным критериям, а именно:
- иметь отдельную международную правосубъектность (обычно определяется международным соглашением);
- члены организаций должны быть представлены на уровне центральных правительств или органов центрального правительства; - иметь постоянный секретариат (для того чтобы отличаться от постоянной конференции или не быть придатком другой организации или национального правительства)[5].
Международный Суд ООН в деле о возмещении вреда дал такое определение международной правосубъектности: Субъект международного права или международная лицо – это организация (лицо) способна иметь международные права и обязанности, и которая способна защищать свои права, предъявляя претензии.
Государства имеют международную правосубъектность ab initio и ipso jure. Государства являются первичными и главными субъектами международного права. Они имеют всю полноту международных прав и обязанностей, признанных международным правом.
Правосубъектность любых других субъектов международного права является производной от государств.
Международные экономические организации, как правило наделены правосубъектностью как согласно международного права, так и в соответствии с внутренним правом государств-членов. Их международная правосубъектность определяется учредительными договорами и международным правом.
Правосубъектность международных организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач и закрепленными в их учредительных актах.
Международные организации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений.
Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается.
В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.
Отметим, что правомерно созданные организации должны соответствовать следующим признакам:
- в создании организации участвуют, как правило, только суверенные государства;
- организация создается в полном соответствии с международного права;
- организация создается, как правило, на основе международного договора;
- организация создается с целью решения конкретных задач;
- организация имеет систему постоянно действующих органов;
- организация обладает определенным ее учредителями объемом международной правосубъектности;
- организация имеет статус международной организации[6].
Единого перечня международных экономических организаций на сегодняшний день не существует, следовательно, неизвестна и их точное количество. Это обусловлено тем, что, во-первых, процесс создания, реорганизации и ликвидации международных организаций носит постоянный и динамичный характер, во-вторых, деление международных организаций на экономические и не экономические является достаточно условным и приблизительным, поскольку, кроме специализированных организаций, основной задачей которых является организация и координация только экономического сотрудничества, существует большое количество международных организаций, которые, помимо своих основных задач, не имеющих экономического направления, косвенно задействованы в международном экономическом сотрудничестве