Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Определение сущности и условий создания международных экономических организаций).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования международных финансово-кредитных институтов
1.1. Определение сущности и условий создания международных экономических организаций
1.2. Основные цели и функции международных финансово-кредитных организаций и учреждений
Глава 2. Анализ участия России в международных финансово-кредитных институтах в современных условиях
2.1. Оценка деятельности Российской Федерации в МВФ
2.2. Характеристика участия России в Мировом Банке
Глава 3. Проблемы и перспективы сотрудничества международных организаций с Российской Федерацией
3.2. Перспективы развития сотрудничества между РФ и международными финансово-кредитными институтами
1.2. Основные цели и функции международных финансово-кредитных организаций и учреждений
Сущность деятельности международных экономических организаций заключается в определении и согласовании интересов государств-членов, выработки на этой основе общей позиции, общей воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их достижения.
Специфика международных экономических организаций проявляется в том, что их членами являются суверенные государства. Это обусловливает специфику функций и механизмов их реализации. Основные этапы деятельности организации состоят из обсуждения, принятия решения и контроля за его выполнением.
Рис. 1. Основные цели международных экономических организаций[7]
Выделяют три основных вида функций международных экономических организаций: регулирующие, контрольные, оперативные.
Рис. 2. Функции международных экономических организаций[8]
Исследуя вопрос о роли международных экономических организаций как механизма международного сотрудничества государств необходимо рассмотреть происхождение концепции международных организаций. Международные экономические организации возникли лишь в конце XIX века. В то же время международные отношения, реализовались через двусторонние отношения государств, имеющих более длительную историю. Консульские учреждения, целью которых является защита торговых интересов, возникли еще во времена Древней Греции, а дипломатические учреждения, призванные обеспечить представительство государств, приобрели свои современные признаки в XV веке. Именно эти учреждения дали толчок для формирования более сложных международных институтов в XIX веке.
В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации (рис. 3)
Рис. 3. Международные финансовые организации[9]
Очень важной является деятельность международных валютно-финансовых организаций для России, которая до сих пор в какой-то мере осуществляет переход к рыночным отношениям и готова использовать как управленческий опыт международных финансовых организаций, так и собственные реальные возможности.
Участие России в деятельности международных валютно-финансовых организаций и учреждений будет рассмотрено в следующей главе.
Глава 2. Анализ участия России в международных финансово-кредитных институтах в современных условиях
2.1. Оценка деятельности Российской Федерации в МВФ
Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр.[10]
За период с 1992 по 1999 гг. Россия в общей сложности привлекла восемь кредитов МВФ общим объемом около 22 млрд долл. США[11]
Средства, полученные Россией в июле 1999 г. в размере 640 млн долл., стали последним траншем, привлеченным страной от МВФ. Начиная с 2000 г. Россия прекратила привлечение кредитных ресурсов из фонда и стала осуществлять меры по погашению своей задолженности. По мере улучшения экономического положения в стране России удалось полностью погасить свой долг перед МВФ за пять лет
Помимо предоставления финансовых средств России, МВФ играл важную роль в оказании технической помощи, которая была особо необходима в условиях перехода к рыночной экономике и отсутствия отечественных высококвалифицированных специалистов. Такая помощь предоставлялась в форме оказания консультационной и экспертной поддержки. Западных экспертов направляли в Россию на определенный период (как правило, год и более), где они оказывали техническое содействие, направленное, прежде всего, на развитие навыков сотрудников Центрального банка и Министерства финансов в области разработки и реализации денежно-кредитной и фискальной политики. За период с 1991 по 2001 гг. России было предоставлено 63 человеко-года технической помощи, что составляло около 4% от общего объема технического содействия, оказываемого фондом (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Объемы технической помощи, оказываемые МВФ России
в период с 1992 по 2001 гг.
Фискальный год |
Число человеко-лет |
% от общей технической помощи МВФ |
1992 |
3,2 |
2,4 |
1993 |
7,2 |
4,8 |
1994 |
9,6 |
6,7 |
1995 |
12,1 |
7,2 |
1996 |
8,8 |
4,2 |
1997 |
6,1 |
3,3 |
1998 |
4,0 |
2,7 |
1999 |
4,6 |
2,3 |
2000 |
3,9 |
2,0 |
2001 |
3,6 |
1,9 |
Всего |
63,1 |
3,7 |
Источник: Odling-Smee J. The IMF and Russia in the 1990s/ IMF Working Paper, August 2004 |
В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Решением совета директоров МВФ в 2005 г. страна была включена в План финансовых операций (ПФО) МВФ – механизм, посредством которого фонд осуществляет кредитование его членов в случае ухудшения их платежных балансов, используя средства участников плана. Обязательство по предоставлению финансовых средств в рамках ПФО закреплено в разделе 3 статьи V Устава МВФ.
Таблица 2
Структура технической помощи (долгосрочное содействие) МВФ России в период с 1992 по 2001 гг.
Период |
Сфера |
Число человеко-лет |
Февраль 1993 г. — июнь 1997 г. |
Налоговое администрирование |
4,4 |
Январь 1994 г. — декабрь 1995 г. |
Бюджет |
2,0 |
Март 1994 г. — сентябрь 1995 г. |
Налоговое администрирование |
1,6 |
Июль 1994 г. — декабрь 1995 г. |
Бюджет |
1,5 |
Сентябрь 1997 г. — август 1999 г. |
Налоговое администрирование |
2,0 |
Февраль 1999 г. — август 2001 г. |
Бюджет |
2,6 |
Источник: Odling-Smee J. The IMF and Russia in the 1990s/ IMF Working Paper, August 2004
Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая покупку и продажу СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях»[12], покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др.[13]
МВФ продолжает оказывать России активную консультационную поддержку и техническое содействие, включая проведение семинаров, конференций, учебных мероприятий и пр.[14]
Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г.
Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008-2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда[15]. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике.
Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности»[16]. Автор рассматривает две группы стран, первая из которых состоит из 5 стран ЕС (Италии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и Швейцарии), а вторая – из крупнейших на 2006 г. стран с формирующимися рынками (Китая, Республики Корея, Мексики, Индии и Бразилии). До первого раунда увеличения квот в отношении четырех стран (Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции) в соответствии с постановлением, принятым Советом управляющих МВФ на своей сессии в Сингапуре 18 сентября 2006 г., обе группы располагали примерно 1/10 от общего объема голосов (10,4 и 8,2% соответственно). При этом вклад европейских стран в мировую экономику был существенно меньше. Так, доля пяти стран ЕС в мировом ВВП, рассчитанном по рыночным ценам, составляла 8,1% по сравнению с 11,9% для стран второй группы. В случае расчета ВВП по ППС соотношение составляло 5,8% против 20,7%.
Призыв России к пересмотру квот и голосов в МВФ был обусловлен еще и тем, что в результате второго раунда специального пересмотра квот, состоявшегося в 2008 г., она оказалась в числе стран, квота которых в капитале МВФ уменьшилась – с 2,78% до 2,49%. Недовольство России такой ситуацией, в частности, было выражено в предложениях к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне, где отмечалось, что «исходя из результатов первого этапа реформы, завершенного в апреле 2008 г., поставленные цели пока не достигнуты», в связи с чем Россия полагает «целесообразным аннулировать пакет решений по реформе квот и голосов, согласованный в апреле 2008 года, и продолжить работу в рамках МВФ с тем, чтобы вынести на ратификацию уже более радикальный вариант реформирования, в большей степени отражающий существующую расстановку сил в мировой экономике»[17].
На Саммите «Группы двадцати», состоявшемся в сентябре 2009 г. в Питтсбурге, было принято решение о перераспределении 5% квот в МВФ, в первую очередь в пользу стран с формирующимися рынками. Такое решение означало, что развитые страны больше не будут обладать контрольным пакетом квот в фонде. Решение являлось компромиссным: Россия настаивала на перераспределении квот в размере 7%, европейские страны, в свою очередь, выступали против какого-либо пересмотра квот[18].
В декабре 2010 г. Совет управляющих МВФ утвердил пакет реформ, который предусматривал увеличение вдвое (с 238,5 млрд СДР до 477 млрд СДР) квот МВФ в рамках 14-го общего пересмотра квот[19] и их существенное перераспределение (более 6% долей квот) в пользу развивающихся стран и стран с формирующимися рынками. По итогам реформы Россия должна была войти в число 10 крупнейших участников МВФ: ее доля в квотах увеличилась бы с 2,5 до 2,7%, а доля в голосах – с 2,4 до 2,6%. Кроме этого, пакет реформ включал меры по изменению системы управления фондом: предусматривалась ликвидация назначаемых исполнительных директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера.
В результате реформы четыре страны БРИКС (за исключением ЮАР) вошли в десятку крупнейших участников МВФ, а их доля в общем объеме квот увеличилась с 11,5 до 14,7%. Таким образом, формально страны БРИКС не получили права вето по наиболее важным решениям фонда – для этого доля квот должна составлять 15%.
В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О принятии поправок к статьям соглашения Международного валютного фонда, одобренных резолюцией Совета управляющих Международного валютного фонда 15 декабря 2010 г. №66-2»[20] отмечалось, что пересмотр квот «в целом незначительно повлияет на общий расклад сил в фонде» в связи с тем, что в пользу развивающихся стран будет перераспределено лишь 2,8% квот. Вместе с тем правительство России отметило в качестве положительного итога реформы увеличение общей доли голосов стран БРИК с 10,71% до 14,18%, что приближает их к блокирующему пакету (15%).
Данная реформа важна для России. В случае согласования своих действий с партнерами по БРИКС и двумя-тремя другими государствами, разделяющими позицию России, страна сможет влиять на отдельные решения МВФ.