Файл: ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Адам Смит, шотландский экономист и философ (1723–1790 гг.), основоположник современной экономики, считал, что главными движущими силами экономики являются свободная торговля и свободная конкуренция, государство же не должно вмешиваться в экономические процессы. Исследуя работу свободного рынка, А. Смит говорит о «невидимой руке рынка», находя тем самым объяснение для разумного эгоизма как эффективного рычага в распределении ресурсов. По его мнению, производитель преследует собственную выгоду, стремится к достижению своих частных интересов, но путь к этому лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Тем самым, стремясь увеличить свое благосостояние, производитель увеличивает благосостояние общества в целом. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», ради удовлетворения частного интереса в то же время неосознанно реализует интересы всего общества. Со временем «невидимая рука» изначально стихийного рынка должна превратить его в общественно полезный механизм.

Идея о стихийном рыночном регулировании экономики была подвергнута критике. Например, Джордж Сорос полагает, что если рыночным силам предоставить полную власть даже в чисто экономических и финансовых вопросах, то это может привести, в конечном счете, к падению мировой системы капитализма. В связи с этим государство не может быть отстранено от своей функции – регулирования рыночных отношений. Регулирующее воздействие государства должно быть направлено на устранение как провалов рынка, когда рынок становится неспособным эффективно распределить имеющиеся ресурсы, так и провалов государства, не способного в силу различных причин решить ту или иную проблему.

При этом государственное регулирование допустимо постольку, поскольку это необходимо:

во-первых, для обеспечения общественных интересов (теория общественного интереса);

во-вторых, для поддержки определенных отраслей экономики и стабилизации конкуренции между группами давления (чикагская теория регулирования);

в-третьих, для повышения степени эффективности распределения ресурсов в сферах производства и потребления и оптимизации получения органами публичной власти политической ренты – доли доходов избирателей (теория общественного выбора).

За пределами государственного вмешательства и может осуществляться саморегулирование.


С развитием и усложнением общественно-экономических отношений стало ясно, что рыночные силы не могут выполнять роль самодостаточного регулирующего механизма.

Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику. После разрушения Советского Союза в России получили большое распространение идеи неолиберализма о недопустимости государственного вмешательства в экономику, о трактовке государства лишь в качестве «ночного сторожа». На этой основе была введена политика «шоковой терапии», представляющая собой попытку установления саморегулирования экономики без какого-либо государственного вмешательства. Однако эта политика полностью провалилась, были разрушены целые отрасли промышленности, сохранились лишь сырьевые отрасли (нефть, газ, металлургия), возникло огромное социальное неравенство, экономика оказалась в кризисном состоянии.

В настоящее время в России необходимость государственного регулирования экономики признается практически всеми экономистами и политиками. Опыт «шоковой терапии», приведший к разрушительным для экономики России последствиям, свидетельствует о том, что без государственного регулирования рынок не сможет самоорганизоваться. Он нуждается в регулировании, в установлении единообразных правил поведения, без чего наступает хаос в экономической сфере.

Таким образом, государство должно быть регулятором экономической деятельности, а рынок – регулируемым рынком. Экономику такого государства принято называть смешанной экономикой. Чистая рыночная экономика (без какого-либо управления со стороны государства), т.е. так называемая модель либертарианская модель в природе не существует.

Экономическая реформа в России свидетельствует о том, что государственное вмешательство в сферу предпринимательства может быть оправдано в тех случаях, если проблемы существенны и не могут быть преодолены рынком самостоятельно.

Целью государственного регулирования экономики является обеспечение реализации и защита публичных интересов, таких как оборона и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, защита социально уязвимых слоев населения, охрана окружающей среды.

Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 70); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и др. При этом согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении России находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д.


В российском законодательстве отсутствует единое легальное определение понятия «государственное регулирование предпринимательской деятельности». В то же время оно приводится в ряде правовых актов, посвященных отдельным сферам экономки. В данных актах в него вкладываются совершенно разные смыслы.

В условиях отсутствия единого понятия государственного регулирования предпринимательской деятельности в науке предложены самые разные варианты этого понятия. Так, например, Д.В. Погорелов под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимает совокупность основанных на действующем законодательстве форм направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, задачей которого является реализация поставленных экономических целей для достижения положительных показателей экономико-социального развития.

Более предпочтительным, на наш взгляд, представляется следующее определение: Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. С данным определением пересекается другое, созвучное ему, но усекающее понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности: «государственное регулирование предпринимательской деятельности следует расценивать в качестве нормотворчества, направленного на формирование правового режима ограничений свободной частноправовой инициативы в сфере профессиональной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов».

В юридической литературе в последнее время стали обращать внимание на соотношение категорий «государственное регулирование» и «государственное управление», при этом были высказаны различные суждения по этому вопросу.

Так, например, Е.П. Губин полагает, что «государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе и методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления».


Противоположную точку зрения занимают «административисты», считая, что понятие государственного управления является более широким, поскольку государственное регулирование – это одна из функций государственного управления.

Отдельные авторы отождествляют данные категории; другие – относят их к разным стадиям механизма социального воздействия: регулирование – стадии нормотворчества, управление – стадии реализации прав (властных полномочий). На наш взгляд, более убедительной по данному вопросу является позиция Е.П. Губина.

4. Принципы предпринимательского права

Под принципами права понимаются основные положения отрасли права. Они обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет и метод правового регулирования общественных отношений. Они находят свое отражение в самом праве. Будучи нормами права, принципы выполняют регулятивную функцию, т.е. непосредственно регулируют общественные отношения. Например, принципы гражданского права применяются, если есть пробелы в гражданском законодательстве и возникает необходимость в применении аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ).

В юридической литературе принято подразделять принципы на: 1) общие и 2) специальные (отраслевые). Кроме того, в юридической науке выделяют принципы правовых институтов.

К числу общих принципов можно отнести принципы: 1) законности, 2) справедливости, 3) юридического равенства, 4) социальной свободы и др.

Отсутствие предпринимательского кодекса не лишает возможности говорить о принципах предпринимательского права. Большинство правовых принципов, которые могут применяться в области предпринимательской деятельности, содержатся в Конституции РФ.

Принципы предпринимательского права с учетом комплексности (частно-публичной) природы включают в себя отдельные принципы гражданского, административного и др. отраслей права.

1. Свобода предпринимательской деятельности – основополагающий принцип предпринимательского права. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии с которой в РФ гарантируется свобода экономической деятельности. Более конкретно данный принцип раскрывается в ст. 34 Основного закона: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности».


Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна: она может быть ограничена в общественных интересах; в качестве такого ограничения может выступать, например, институт лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательное членство в саморегулиремых организациях.

Свобода предпринимательской деятельности включает следующие составные элементы:

а) свободу объединения для совместной экономической деятельности – выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст. 34);

б) свободу иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и др. природными ресурсами (ст. 34, 35);

в) свободу договора – заключать гражданско-правовые сделки (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75);

г) свободу от незаконной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

д) свободу заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

2. Принцип свободы договора (ч. 2 ст. 35, ст. 74, ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, ст. 1, ст. 421 ГК РФ):

а) граждане и юридические лица свободны в заключении договора или отказе от его заключения. По общему правилу, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством. Например, в силу п. 3 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы; сторона, заключившая предварительный договор, не вправе уклониться от заключения основного договора (ст. 429 ГК);

б) стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Свобода договора дает возможность контрагентам заключить смешанный договор, включающий в силу п. 3 ст. 421 ГК элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами;

в) свобода в определении контрагентов заключаемого договора. В рыночной экономике отсутствуют плановые разнарядки, обязывающие стороны вступить в соответствующие отношения;

г) стороны самостоятельно определяют условия заключаемого договора. В то же время, существенные условия могут быть определены законом.