Файл: Аналитические регистры налогового учета по налогу на прибыль (Теоретические положения об аналитических регистрах по налогу на прибыль)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие современной российской экономики неразрывно связано с необходимостью улучшения качества учетной информации и упрощением учетных процедур с целью стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Переход к рыночной экономике привел к противоречию интересов государства и налогоплательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов. Согласовать интересы сторон призван налоговый учет.

В России термин «налоговый учет» официально был закреплен с принятием главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ, вступившей в силу с 2002 года. С принятием данной главы появилось официальное требование создания налоговой учетной системы на предприятии.

Фактически налоговый учет не ограничен целями налогообложения прибыли: с 1 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 Налогового Кодекса РФ («Упрощенная система налогообложения»), введенная Законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ, где в статье 346,24 также закреплено требование ведения налогового учета; в учете налога на добавленную стоимость уже давно существуют свои первичные налоговые документы - счета-фактуры и свои налоговые регистры - книги покупок и книги продаж, а в главе 21 «НДС» Налогового Кодекса РФ применяется термин «учетная политика в целях налогообложения». Этот же термин используется в главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового Кодекса РФ при выборе налогоплательщиком метода определения налоговой базы.

Система налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учетной политике организации для целей налогообложения.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирова­ния признаваемых для целей налогообложения доходов и расходов организации, сумм задолженности по налогу на прибыль перед бюд­жетом.

Налоговым Кодексом РФ закреплена обязанность ведения налогового учета всеми налогоплательщиками. Вопросу организации налогового учета в целях налогообложения прибыли посвящены статьи 313, 314 Налогового Кодекса РФ. Налог на прибыль - единственный налог, исчисляемый как по данным бухгалтерского, так и налогового учета. В связи с этим разработка аналитических регистров по данному налогу представляется достаточно актуальной.

Целью курсовой работы является исследование аналитических регистров по налогу на прибыль и разработка мер по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


- описать организацию налогового учета;

- раскрыть понятие аналитических регистров налогового учета;

- провести классификацию аналитических регистров по налогу на прибыль;

- дать общую характеристику предприятия;

- изучить формирование налоговых регистров в организации;

- рассмотреть совершенствование аналитических регистров по налогу на прибыль.

Объектом исследования выступает предприятие ООО «Боровичский механический завод» (в дальнейшем – ООО «БМЗ»).

Предметом исследования является практика ведения налогового учета с целью исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренная законодательством РФ.

Информационная база исследования включает нормативные и законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ, инструкции, методические рекомендации.

При написании работы широко использовалась учебная, научная литература, статьи из периодической печати. В частности, можно отметить таких авторов, как С.П.Колчин, К.В.Новоселов, М.Я.Погорелова, С.Д.Шаталов и другие.

1. Теоретические положения об аналитических регистрах по налогу на прибыль

1.1.Организация налогового учета

В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщики по налогу на прибыль исчисляют налоговую базу по этому налогу на основе данных налогового учета (статья 313 Налогового Кодекса РФ [1]). Рассмотрим, что представляет собой налоговый учет.

«Налоговый учет - это сводная информация, полученная на основе данных первичных документов. Она необходима для определения налоговой базы по налогу на прибыль» [17, с. 37]. Эта информация группируется в соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ [1].

Поскольку для налогового учета имеет значение кем он ведется, кто представляет информацию о его ведении, то в качестве его субъекта рассматривается именно налогоплательщик. При этом следует отметить, что, к сожалению, законодательство напрямую не поименовывает субъекта налогового учета, как и не содержит требований к лицу, ведущему налоговый учет.

«Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога» [12, с. 46].


Главной задачей налогового учета считается определение сумм платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определенную дату. Данная задача отличает налоговый учет от иных видов учета, служащих в первую очередь для интересов пользователей. Налоговый учет выполняет следующие функции: фискальную, регулирующую, информационную и контрольную. Данные функции косвенно указаны в статье 313 Налогового Кодекса РФ [1].

«Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета» [15, с. 171].

К методам ведения налогового учета следует отнести:

- введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

- установление методики формирования налоговых показателей;

- определение способов ведения налогового учета;

- установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

«Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы» [3, с. 151] (Приложение 1).

Информация, сформированная на основе данных первичных документов, содержится в регистрах бухгалтерского учета. К сожалению, из-за различий между бухгалтерским и налоговым учетом, данных бухгалтерских регистров обычно недостаточно для формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В этом случае, Налоговым кодексом допускается самостоятельное дополнение организацией бухгалтерских регистров.

Таким образом, регистрами налогового учета могут стать регистры бухгалтерского учета, если их дополнить необходимыми для определения базы по налогу на прибыль, реквизитами.

«Налоговый учет необходимо вести для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления налога в бюджет» [7, с. 20].

Ведение налогового учета осуществляется в целях обеспечения полноты и достоверности информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения.

Так же он служит для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей.

Налоговый Кодекс РФ [1] предлагает налогоплательщику самостоятельно организовать систему налогового учета, последовательно от одного периода к другому применяя правила и нормы налогового учета (статья 313 Налогового Кодекса РФ).

«Порядок ведения налогового учета и методы формирования регистров необходимо прописать в учетной политике для целей налогового учета организации» [9, с. 97].


Важной особенностью формирования учетной налоговой политики является продолжительность ее установления. Известно, что налоговым периодом при исчислении налогов и сборов, как правило, является период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. Неизменность учетной налоговой политики сохраняется в течение этого периода, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством. При исчислении таких налогов, как НДС, акциз, где налоговым периодом считается меньший по времени период (квартал или месяц), учетная налоговая политика также может действовать в течение года.

Налоговый учет в организации ведется:

- ведение налогового учета параллельно с бухгалтерским учетом (известно, что правила бухгалтерского и налогового учета совпадают в некоторых случаях);

- с применением регистров бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами по правилам главы 25  Налогового Кодекса РФ;

- смешанным способом, как с применением регистров бухгалтерского учета по отдельным группам хозяйственных операций, так и с применением специализированных регистров налогового учета по тем группам хозяйственных операций, налоговый учет которых существенно отличается от правил бухгалтерского учета.

Первый подход считается предпочтительным, его положения предусматривают несколько различающихся способов (инструментов):

- использование налогового плана счетов – предполагает наличие отличающихся от счетов бухгалтерского учета кодировки и наименования счетов, перечень которых охватывает объекты, влияющие на налогообложение;

- использование субсчетов – предполагает «отражение базовой величины объекта (облагается налогом) и разницы между базовой и дополнительной (не облагается налогом), то есть на одном счете отражаются два объекта с помощью разных субсчетов, но общая величина объектов по счету будет учтена для целей бухгалтерского учета. Этот способ применяется, если стоимостная величина объекта для целей налогообложения меньше, чем для целей бухгалтерского учета» [6, с. 87].

«Одной из особенностей формирования учетной налоговой политики являются способы подтверждения данных налогового учета» [11, с. 256]. К ним относятся:

- описание форм первичных документов, используемых для характеристики фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

- описание форм регистров налогового учета, если они разрабатываются организацией самостоятельно;

- описание алгоБМЗов расчетов налоговой базы.


Таким образом, современное налоговое законодательство регламентирует процессы, связанные с налоговым учетом, выделяя их тезисом «для целей налогообложения». В данном случае речь идет об информации, формируемой в налоговом учете. «В отдельных случаях для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется информация, находящаяся в регистрах бухгалтерского учета; с другой стороны, данные регистров бухгалтерского учета не могут являться базой для исчисления определенных налогов» [21, с. 15]. Поэтому возникает необходимость формирования политики учета особого статуса – налоговой.

1.2 Понятие аналитических регистров налогового учета

Одной из особенностей формирования учетной налоговой политики являются способы подтверждения данных налогового учета. К ним относятся:

- описание форм первичных документов, используемых для характеристики фактов хозяйственной жизни, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

- описание форм регистров налогового учета, если они разрабатываются организацией самостоятельно;

- описание алгоритмов расчетов налоговой базы.

«Первичные документы, принимаемые к налоговому учету, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, дату, содержание фактов хозяйственной жизни, измерители фактов хозяйственной жизни в денежном или натуральном выражении, наименование должности ответственных лиц и их подписи» [13, с. 208].

В основе налогового учета организации могут лежать регистры бухгалтерского учета. Если для определения налоговой базы в этих регистрах содержится недостаточно информации, то организация должна разработать регистры налогового учета.

«Аналитические регистры налогового учета - аналитические документы, в которые заносится информация, необходимая для исчисления налога на прибыль» [10, с. 47]. На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах, составляют расчет налоговой базы.

Таким образом, в регистрах налогового учета отражаются данные из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.

«Единой утвержденной формы регистров налогового учета не существует, поэтому каждый налогоплательщик разрабатывает их самостоятельно и утверждает в учетной политике для целей налогообложения прибыли» [22, с. 129].