Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (Основные понятия товародвижения на рынке и его планирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс организации товародвижения включает следующие этапы: выбор места хранения запасов и способа складирования, определение системы перемещения грузов, введение системы управления запасами, установление процедуры обработки заказов, выбор способов транспортировки продукции. При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы. Все элементы этой системы взаимосвязаны, поэтому пренебрежение каким-либо из них способно серьезно нарушить функционирование товародвижения и отрицательно повлиять на престиж фирмы.

Необходимость создания мест хранения продукции и материалов вызвана объективными причинами. Весь вопрос в том, где создавать хранилища и какой емкости. Чем больше строится складов, тем быстрее обеспечивается доставка продукции к местам потребления, однако при этом увеличиваются затраты по созданию складских сооружений, и наоборот. Решение о числе пунктов хранения принимается при сравнении единовременных затрат по созданию мест хранения и годовых издержек, связанных с доставкой материалов потребителям. Используя классический метод сравнения вариантов по минимуму приведенных затрат, можно определить количество пунктов размещения складов.

Выбор пунктов размещения складов осуществляется с помощью формулы:

Пз = КЕн + Ис + Им min, где

Пз -- суммарные приведенные затраты по каждому рассматриваемому варианту сооружения складов;

К -- капитальные вложения на сооружение объектов хранения;

Ен -- нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (Ен = 0,15);

Ис, Им -- годовые издержки, связанные с содержанием складских хранилищ и доставкой материалов со складов в адрес потребителей.

Произведя расчет по каждому варианту размещения склада, можно определить наиболее эффективный из них.

6. Методы организации товародвижения

Под товародвижением подразумевается система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания. Минимизация расходов на организацию товародвижения при всей её заманчивости для предприятия ни в коем случае не может сказываться на уровне обслуживания.


Как считает Ф.Котлер, уровень обслуживания определяется следующими факторами:

Ш скоростью выполнения заказа и возможностью осуществления срочной поставки;

Ш готовностью принять обратно поставленную продукцию, если в ней будет обнаружен дефект, и в кратчайший срок заменить её или компенсировать понесенный Потребителем ущерб;

Ш хорошо организованной собственной складской сетью и достаточным уровнем запасов продукции по всей номенклатуре;

Ш высокоэффективной службой сервиса или сопровождения;

Ш конкурентоспособным уровнем цен по доставке продукции.

Ни один из этих факторов сам по себе не является решающим для того, чтобы сделать собственную систему товародвижения отличной, но все они в той или иной степени влияют на неё, и пренебрежение одним из них может нарушить её нормальное функционирование и отрицательно сказаться на имидже предприятия. Перед каждым руководителем предприятия в вопросе организации товародвижения всегда встаёт вопрос: заниматься ли прямой продажей или воспользоваться услугами посредников? Понятно, что однозначного ответа на все случаи жизни просто не бывает, поэтому мы рассмотрим основные преимущества и недостатки каждого из этих вариантов.

Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) не предполагает наличия посредников, так как продажа продукции осуществляется непосредственно потребителям на основе прямых контактов с ними. К ним относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а так же продажа по объявлениям СМИ. Этот вариант наиболее часто используется при реализации продукции производственно-технического назначения и реже - товаров народного потребления.

Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) подразумевает продажу продукции через посредников. Выделяют: одно-, двух- и трехуровневые каналы. Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина - число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, число всех оптовых фирм, закупающих продукцию у производителя). Разновидностями косвенного сбыта являются интенсивный, селективный (выборочный) и эксклюзивный сбыт.

Интенсивный сбыт означает подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников независимо от формы их деятельности. Основное его преимущество состоит в наличие очень плотной сбытовой сети, а недостаток в том, что наличие большого числа мелких покупателей усложняет контроль за их платежеспособностью и требует дополнительных средств на рекламу.


Селективный (выборочный) сбыт, наоборот, предусматривает ограничение количества торговых посредников в зависимости от типа потребителей, возможности обслуживания и организации гарантийного ремонта и сервисного обслуживания продукции. Он используется при реализации технически-сложной продукции, требующий специального обслуживания, обеспечения запчастями и специально обученного персонала.

Прибегая к услугам посредников всегда надо помнить, что чем меньше их, тем больше шансов контролировать ситуацию и осуществлять оперативное взаимодействие с ними. Но с другой стороны, тем больше зависимость предприятия от посредников, что может нанести в перспективе серьезный коммерческий ущерб. Неслучайно на практике используются различные смешанные формы организации товародвижения.

7. Оптимальность, выбор схем и форм товародвижения

Одним из критериев оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия, и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат

где СП - издержки производства;

Соб - издержки обращения.

Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле

где R - норма прибыли процесса товародвижения;

В - торговая выручка предприятия;

СТД - затраты на товародвижение.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:

- интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;

- экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;

- определение наиболее экономичных размеров отгрузок;

- выбор способов перевозок и видов транспорта;

- выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации процессов товародвижения необходимо ответить на ряд вопросов:

- В какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения, компенсируются как увеличением выручки от возросшего объема продажи, так и экономией на издержках содержания товарных запасов?


- Допустить ли предприятию снижение уровня обслуживания при уменьшении издержек товародвижения и одновременное увеличение риска сокращения выручки или отдать предпочтение заключению максимально возможного числа сделок за счет роста издержек товародвижения и содержания больших постоянных товарных запасов?

- Насколько целесообразно (с учетом используемого вида транспорта, маршрута перевозки и других факторов) складировать товар по месту производства, на рынке сбыта или в каком-либо другом пункте?

- Избрать ли с целью снижения издержек товародвижения тактику производства товаров на постоянном «экономичном» уровне или складировании излишков в периоде низкой конъюнктуры или варьировать объем производства применительно к спросу даже при более высоких удельных затратах на производство продукции?

При выборе схем и форм товародвижения определяется наилучшая (оптимальная) комбинация затрат, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находиться на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению со стоимостью перевозок другими видами транспорта, они обеспечивают более низкие затраты на товародвижение и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения. При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели - максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективнее железнодорожных, составляют: при вагонных отправках - от 25-40 до 75-120 км; при контейнерных отправках - от 20-50 до 80-130 км; при мелких отправках - от 30-110 до 80-180 км.

Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:

где ЗОС - потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;

ЗЗС - издержки содержания запасов на складе предприятия;


ЗТС - суммарные затраты на транспортировку;

ЗСТС - расходы на погрузку и выгрузку;

ЗКС - комиссионные вознаграждения торгово-пocpeдническим, транспортным и брокерским компаниям;

ЗПЗС - потери о невыполнения заказов;

ЗДС - затраты на оформление документации;

ЗСС - затраты на страхование;

ЗПС - убытки от порчи и потерь товаров в пути;

ЗОТ - потери от залеживания товара в запасе;

ЗЗТ - издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей;

ЗТТ - затраты па транспортировку;

ЗСТТ - затраты на погрузку и выгрузку;

ЗКТ - комиссионные вознаграждения посредникам;

ЗПЗТ - потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки;

ЗДТ - затраты на оформление документации;

ЗСТ - затраты на страхование;

ЗПТ - убытки от порчи и потерь товаров в пути.

В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая - при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные моменты процесса товародвижения на рынке.

Здесь мы рассмотрели такие важные элементы сбыта, как системы каналов и методов распределения товаров, продвижение товаров к покупателю. В конечном счете, все решает норма прибыли: если в производстве она выше, чем в торговле, фирма работает через торговых посредников. Современный канал распределения - это сложная система, решающая следующее многообразие задач:

1. Установление постоянной связи с покупателями, в том числе и с потенциальными.

2. Сбор и обработка информации, необходимой для эффективного сбыта.

3. Организация движения товаров: транспортировка и складирование.

4. Предпродажная подготовка товаров - приспособление их к последним требованиям покупателя.

5. Финансирование канала распределения товара.

6. Обеспечение рынка, связанного с транспортировкой, складированием и другой деятельностью канала.

7. Оценка эффективности данного канала товародвижения или отдельного складского помещения, можно вычислить по формуле, приведенной выше.

8. Обработка заказов должна отвечать двум главным требованиям: быстро и точно.